Формирующий этап эксперимента
Для проведения формирующего этапа эксперимента из данных детей были составлены две группы: · А (экспериментальная), с которой проводилась работа в рамках эксперимента; · Б (контрольная).
Таблица 3. Экспериментальная группа А
Таблица 4. Контрольная группа Б
На основе полученных исходных данных переходим к формирующему эксперименту. В рамках формирующего этапа эксперимента была разработана система исследования памяти детей экспериментальной группы А. На данном этапе с детьми была проведена система исследований, направленных на осознание ими мнемических действий и приемов процесса запоминания. В программе эксперимента использовались следующие формы и методы: 1. Наблюдение. В процессе осуществления программы эксперимента велось наблюдение за детьми экспериментальной группы, фиксировались изменения в мнемической деятельности дошкольников. 2. Игры. 3. Беседы. 4. Практические занятия. Программа эксперимента включала следующие направления: 5. Проведение системы практических занятий, игр. 6. Информативная работа с родителями по проблеме развития памяти дошкольников. По первому направлению воспитателю было предложено на разных этапах занятий с детьми целенаправленно использовать следующие методы и приемы: 7. Систему вопросов выстраивать с установкой на логическое запоминание. 8. При работе с детьми объяснять им, как быстрее запомнить материал, подготовить пересказ при помощи следующих мнемических приемов: проговаривания вслух, повторения, запоминания последовательности, актуализации реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом, объединения, группировки по какому-либо признаку. По второму направлению было проведено родительское собрание на тему «Роль памяти в жизни дошкольников и способы ее развития в домашних условиях» [Приложение 6]. Перед проведением собрания с дошкольниками проводилось анкетирование, включавшее 6 вопросов: 9. Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей? 10.Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах? 11.Как ты оцениваешь свою память? 12.Учат ли тебя родители запоминать что-либо? 13.Читают ли тебе родители книги перед сном? Ответы детей показали, что 74% детей часто забывают выполнять задания, поэтому родителям приходится постоянно напоминать им о поручениях, при этом большинство родителей используют метод повторения, не обращаясь к другим способам развития памяти детей. Чтение перед сном, которое активизирует резервы мнемического развития, представлено только у одного ребенка. Для родителей были разработаны рекомендации по развитию памяти дошкольников, а также предложено проводить с детьми игру «Заметь и запомни», подробно описанную на стр. 26-27. Далее была разработана серия практических занятий с младшими школьниками, которая включала следующие разделы: 14.Практическое занятие «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти». 15.Практическое занятие «Изучение запоминания в различных видах деятельности». 16.Практическое занятие «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала». 17.Игровой тренинг по развитию памяти. В процессе эксперимента с детьми было организовано 3 серии занятий по изучению соотношения непроизвольной и произвольной памяти. Подробно описание данного исследования дано в приложении. Результаты исследования представлены в таблице 5 Таблица 5. Продуктивность запоминания
По результатам исследования видно, что непроизвольное пассивное запоминание у 2 детей на низком уровне, у 1 ребенка - на среднем уровне. После проведения 2 серии, когда дошкольникам было предложено использовать прием классификации материала, показатели стали выше; на 3 занятии дети продемонстрировали наибольшие показатели, при этом все детей использовали прием классификации. Следующим этапом исследования проводилось изучение запоминания в различных видах деятельности [Приложение 4]. Результаты проведенного занятия представлены в таблице 6:
Таблица 6
Итоги исследования свидетельствуют о том, что для дошкольников игра является важным видом деятельности. В процессе игры и занятий дети продемонстрировали наиболее высокие результаты. Менее высокие показатели выявлены при проведении 3 серии - прослушивания рассказа. Содержание запоминаемого материала в значительной мере определяет эффективность мнемической деятельности, поэтому в рамках эксперимента проводилось занятие по изучению зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала. [Приложение 5]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице №7:
Таблица №7
Из таблицы видно, что дети успешнее запоминают предметы, чем слова и геометрические фигуры, что свидетельствует о том, что у младших школьников более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. При этом двое детей демонстрируют низкий уровень запоминания. На основе рекомендаций М.И. Чистяковой, Л.Ф. Тихомировой был разработан игровой тренинг для детей, в котором была подобрана система игр по развитию памяти детей [63, 68]. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, мы подобрали игры, направленные на развитие различных видов памяти (моторно-слуховой, зрительной, словесно-логической).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |