Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирующий этап эксперимента



2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для проведения формирующего этапа эксперимента из данных детей были составлены две группы:

· А (экспериментальная), с которой проводилась работа в рамках эксперимента;

· Б (контрольная).

 

 

Таблица 3. Экспериментальная группа А

1. Быков Андрей
2. Декань Никита
3. Симонова Аня

 

Таблица 4. Контрольная группа Б

1. Косырева Алина
2. Сараева Лера
3. Кирсанова Эля

На основе полученных исходных данных переходим к формирующему эксперименту. В рамках формирующего этапа эксперимента была разработана система исследования памяти детей экспериментальной группы А. На данном этапе с детьми была проведена система исследований, направленных на осознание ими мнемических действий и приемов процесса запоминания.

В программе эксперимента использовались следующие формы и методы:

1. Наблюдение. В процессе осуществления программы эксперимента велось наблюдение за детьми экспериментальной группы, фиксировались изменения в мнемической деятельности дошкольников.

2. Игры.

3. Беседы.

4. Практические занятия.

Программа эксперимента включала следующие направления:

5. Проведение системы практических занятий, игр.

6. Информативная работа с родителями по проблеме развития памяти дошкольников.

По первому направлению воспитателю было предложено на разных этапах занятий с детьми целенаправленно использовать следующие методы и приемы:

7. Систему вопросов выстраивать с установкой на логическое запоминание.

8. При работе с детьми объяснять им, как быстрее запомнить материал, подготовить пересказ при помощи следующих мнемических приемов: проговаривания вслух, повторения, запоминания последовательности, актуализации реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом, объединения, группировки по какому-либо признаку.

По второму направлению было проведено родительское собрание на тему «Роль памяти в жизни дошкольников и способы ее развития в домашних условиях» [Приложение 6]. Перед проведением собрания с дошкольниками проводилось анкетирование, включавшее 6 вопросов:

9. Как часто ты забываешь выполнить поручение родителей?

10.Часто ли родители напоминают тебе о каких-либо просьбах?

11.Как ты оцениваешь свою память?

12.Учат ли тебя родители запоминать что-либо?

13.Читают ли тебе родители книги перед сном?

Ответы детей показали, что 74% детей часто забывают выполнять задания, поэтому родителям приходится постоянно напоминать им о поручениях, при этом большинство родителей используют метод повторения, не обращаясь к другим способам развития памяти детей. Чтение перед сном, которое активизирует резервы мнемического развития, представлено только у одного ребенка.

Для родителей были разработаны рекомендации по развитию памяти дошкольников, а также предложено проводить с детьми игру «Заметь и запомни», подробно описанную на стр. 26-27.

Далее была разработана серия практических занятий с младшими школьниками, которая включала следующие разделы:

14.Практическое занятие «Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти».

15.Практическое занятие «Изучение запоминания в различных видах деятельности».

16.Практическое занятие «Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала».

17.Игровой тренинг по развитию памяти.

В процессе эксперимента с детьми было организовано 3 серии занятий по изучению соотношения непроизвольной и произвольной памяти. Подробно описание данного исследования дано в приложении. Результаты исследования представлены в таблице 5


Таблица 5. Продуктивность запоминания

фамилия 1 серия - непроизвольное пассивное запоминание 2 серия - непроизвольное активное запоминание 3 серия - произвольное запоминание
1 Быков Андрей 4 7 8
2 Декань Никита 5 6 8
3 Симонова Аня 7 8 9

 

По результатам исследования видно, что непроизвольное пассивное запоминание у 2 детей на низком уровне, у 1 ребенка - на среднем уровне. После проведения 2 серии, когда дошкольникам было предложено использовать прием классификации материала, показатели стали выше; на 3 занятии дети продемонстрировали наибольшие показатели, при этом все детей использовали прием классификации.

Следующим этапом исследования проводилось изучение запоминания в различных видах деятельности [Приложение 4]. Результаты проведенного занятия представлены в таблице 6:

 

Таблица 6

фамилия

Количество воспроизведенных слов в разных видах деятельности

    игра Занятие по труду Прослушивание рассказа
1 Быков Андрей 7 8 6
2 Декань Никита 9 9 6
3 Симонова Аня 6 5 5

 

Итоги исследования свидетельствуют о том, что для дошкольников игра является важным видом деятельности. В процессе игры и занятий дети продемонстрировали наиболее высокие результаты. Менее высокие показатели выявлены при проведении 3 серии - прослушивания рассказа.

Содержание запоминаемого материала в значительной мере определяет эффективность мнемической деятельности, поэтому в рамках эксперимента проводилось занятие по изучению зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала. [Приложение 5]. Результаты проведенного исследования представлены в таблице №7:

 

Таблица №7

Фамилия

Материал для запоминания

    Предметы слова Геометрические фигуры
1 Быков Андрей 6 5 4
2 Декань Никита 7 4 5
3 Симонова Аня 6 5 4

 

Из таблицы видно, что дети успешнее запоминают предметы, чем слова и геометрические фигуры, что свидетельствует о том, что у младших школьников более развита наглядно-образная, чем словесно-логическая память. При этом двое детей демонстрируют низкий уровень запоминания.

На основе рекомендаций М.И. Чистяковой, Л.Ф. Тихомировой был разработан игровой тренинг для детей, в котором была подобрана система игр по развитию памяти детей [63, 68]. Учитывая, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, мы подобрали игры, направленные на развитие различных видов памяти (моторно-слуховой, зрительной, словесно-логической).



2020-03-19 222 Обсуждений (0)
Формирующий этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирующий этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)