Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контрольный этап эксперимента



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На заключительном контрольном этапе эксперимента было повторно проведено обследование детей контрольной и экспериментальной групп с использованием тех заданий, которые проводились в рамках констатирующего эксперимента.

При повторной диагностике степени осознания детьми произвольного мнемического действия были получены следующие результаты (таблица 8).

 

Таблица №8

Фамилия, имя Уровень осознания процесса запоминания Уровень осознания мнемических действий и приемов
1. Быков Андрей 4 3
2. Декань Никита 3 2
3. Кирсанова Эля 2 1
4. Косырева Алина 4 2
5. Симонова Аня 3 4
6. Сараева Лера 2 2

 

После этого мы сравнили уровни детей на начальном и конечном этапах эксперимента для выявления изменений показателей в контрольной и экспериментальной группе.

 

Диаграмма 1. Уровень осознания процесса запоминания на начальном и конечном этапах экспериментальной деятельности

 


Диаграмма 2. Уровень осознания мнемических действий на начальном и конечном этапах экспериментальной деятельности

 

Результаты показывают, что уровень осознания процесса запоминания, осознания мнемических действий и приемов у всех трех детей экспериментальной группы значительно повысился, при этом в контрольной группе только у двоих детей наметились изменения в показателях, как по первому, так и по второму параметру.

При повторном исследовании состояния самоконтроля [таблица 10] очевидно, что дети экспериментальной группы намного успешнее справились с поставленным заданием, у них меньше представлены самопоправки на уровне замены, отсутствуют возвраты 3 и 4 типа. В контрольной группе также произошли изменения, но они не так ярко выражены.

 

Таблица 10

Фамилия, имя

1. Замены

2. Возврат

  1 2 1 2 3 4
1. Быков Андрей 1   1      
2. Декань Никита     1      
3. Кирсанова Эля 1   1     1
4. Косырева Алина 1 1   1    
5. Симонова Аня   1 1      
6. Сараева Лера 1 1       1

 

Таким образом, на основе анализа проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

18.Совершенствование памяти старших дошкольников должно проводиться системно, комплексно, как в процессе практических занятий, так и в игровой деятельности.

19.Процесс работы с детьми необходимо строить с учетом условий, определяющих успешность мнемической деятельности, а также с опорой на методы, способствующие повышению уровня осмысленного запоминания.

20.Детей старшего дошкольного возраста следует целенаправленно обучать приемам осмысленного запоминания: классификации, группировке, составлению плана, выделению смысловых опор, сопоставлению, что значительно активизирует резервы детской памяти.

21.Следует вводить игры, направленные на развитие мнемических способностей детей.

 


Заключение

 

Проведенное исследование показывает, что память есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Она является одним из наиболее значимых для жизнедеятельности людей познавательным процессом, без которого невозможно существование человека.

Память в своем развитии проходит последовательно ряд стадий, что сопровождается качественным ее преобразованием, переходом от непроизвольности к произвольности. Наиболее ранними видами памяти, которые осваивает человек, являются двигательная кратковременная память. Позднее, по мере развития дети овладевают долговременной и оперативной памятью, совершенствуют словесно-логическую память.

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности. В дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл. Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено прежде всего приобретением в ходе деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала.

В процессе работы по развитию психических процессов детей следует опираться на принцип воспитания через взаимодействие.

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь освоением различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память ребенка в осознанную, опосредованную, произвольную психическую функцию. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

На разных этапах дошкольного возраста отмечается динамика отношения детей к приобретенным ими способам смыслового запоминания, повышается эффективность осмысленного запоминания, дети, имея определенный запас эмпирически найденных приемов рационального запоминания, в процессе деятельности усваивают новые способы, опирающиеся на смысловую память. Воспитателю необходимо обучать дошкольников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста как смысловой опоры запоминания, выделению определенных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей, составлению плана, что позволит в значительной мере обеспечить успешное развитие памяти детей младшего школьного возраста.

Проведенное исследование показывает, что продуктивность произвольного запоминания зависит не только от тех способов, которыми ребенок владеет при запоминания заданного, но прежде всего от системы используемых воспитателем методов, условий, которые создаются в группе в процессе работы.

Большое значение в запоминании имеют устойчивое внимание к предмету запоминания, положительные эмоции, желание запомнить, активная позиция ребенка по отношению к материалу. Одним из важных путей генезиса памяти дошкольника является развитие ее опосредованности, запоминание при помощи вспомогательных средств, в частности символических, что способствует развитию знаково-символической функции сознания.

В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. Проведение планомерной работы по развитию памяти дошкольников является важным условием дальнейшего успешного обучения детей в начальных классах, поэтому воспитателю необходимо планомерно осуществлять педагогическую деятельность в данном направлении.


Список литературы

 

22.Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий. - 2000.

23.Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2001.

24.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М.: 1994.

25.Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб., 2002.

26.Валман А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение 1967.

27.Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. - М., 1967. - С. 19-20.

28.Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995.

29.Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. - М., 1993.

30.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1995.

31.Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., 1975.

32.Дружинин В.Н. Психология. С-Пб., 2001.

33.Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М., 1975.

34.Зайцева И.А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Серия «Пед. образование». - Ростов-н/Д.: Изд. Центр «Март», 2002.

35.Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1978.

36.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Р/ на Д., 1997.

37.Карсонов В.А. Коррекционная педагогика: Учебное пособие - Саратов: Изд-во СГПИ 1999.

38.Кежерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка // Вопросы психологии. - 1960. - №1.

39.Колминский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988.

40.Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушкина. - Р. н/Д: издательский центр Март, 2002.

41.Корсаков И.А., Корсакова С.А. Наедине с памятью. - М., 1994.

42.Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1976.

43.Крутецкий В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

44.Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. - М., 1983.

45.Кумарина Г.Ф., Вайнер М.Э., Вьюнкова Ю.Н. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.

46.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.

47.Люблинская А.А. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977.

48.Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. - М., 1986. - Т. 5. - С. 323 -324.

49.Максименко С.Д. Изучение психики ребенка в процессе обучения. - Киев, 1971.

50.Матюгин И.Ю. Обонятельная память. - М., 1994.

51.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Тактильная память. - М., 1994.

52.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., И.А. Бонк как развивать внимание и память вашего ребенка. Книга для родителей и их родителей. - М.: Эйдос, 1994.

53.Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И. Зрительная память. - М., 1994.

54.Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И. Как научиться забываать ненужное. - М., 1994.

55.Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И. Как научиться забывать ненужное. - М., 1994.

56.Менчинская Н.А. Проблемы изучения и умственное развитие школьников / Изб. психол. произв. - М., 1989.

57.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.

58.Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.

59.Немов Р.С. Практическая психология М., 1999.

60.Новикова Л.И. Школа и среда. - М., 1985.

61.Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

62.Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: Издательство «Ось - 89», 2002.

63.Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982.

64.Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Т.Ц. «Сфера» 2000.

65.Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Колминский, И.И. Прокопьев и др.; Под ред. А.И. Кочетова. - Минск: Нар. асвета, 1987.

66.Педагогическая диагностика в школе/ А.И. Кочетов, Я.Л. Колминский, И.И. Прокопьев и др. Под общ. ред. А.И. Кочетова. - Минск: «Народная асвета», 1987.

67.Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

68.Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.

69.Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

70.Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студентов пед. колледжей. - М.: ВЛАДОС, 2000.

71.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Авт. - сост. Е.Е. Данилова; Под общ. ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999.

72.Практикум по общей психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1979.

73.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000.

74.Практические занятия по психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. Сост. Н.Б. Берхин, С.Ф. Спичак. - М.: Просвещение, 1982.

75.Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

76.Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

77.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М., 1999.

78.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

79.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Т.1. - М., 1989.

80.Славина Л.С. Изучение мотивации поведения. - М., 1972.

81.Современная дидактика: теория - практике. / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1995.

82.Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2001.

83.Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000.

84.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973.

85.Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М.: Академия, 2002.

86.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 1998.

87.Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. - М., 1987.

88.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каглунович. - М.: Просвещение, 1988.

89.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В. ЯюЛяудис. - М., 1980. Т.1.

90.Хухлаева М.И. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М., 2001.

91.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

92.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.

93.Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

94.Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л.

95.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.

96.Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А.А. Смирнова. - М., 1967. - С. 19-20.

97.Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1978.

98.Кежерадзе Е.Д. Роль слова в запоминании и некоторые особенности памяти ребенка // Вопросы психологии. - 1960. - №1.

99.Колминский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988.

100.Корсаков И.А., Корсакова С.А. Наедине с памятью. - М., 1994.

101.Крутецкий В.А. Психология: учеб. для учащихся пед. уч-щ - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.

102.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1994.

103.Матюгин И.Ю. Обонятельная память. - М., 1994.

104.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Тактильная память. - М., 1994.

105.Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., И.А. Бонк как развивать внимание и память вашего ребенка. Книга для родителей и их родителей. - М.: Эйдос, 1994.

106.Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И. Зрительная память. - М., 1994.

107.Матюгин И.Ю., Чекаберия Е.И. Как научиться забывать ненужное. - М., 1994.

108.Мухина В.С. Психология детства и отрочества. - М., 1998.

109.Немов Р.С. Практическая психология М., 1999.

110.Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

111.Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. - М., 1982.

112.Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

113.Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

114.Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений / Авт. - сост. Е.Е. Данилова; Под общ. ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999.

115.Практикум по общей психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1979.

116.Практические занятия по психологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. А.В. Петровского. Сост. Н.Б. Берхин, С.Ф. Спичак. - М.: Просвещение, 1982.

117.Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

118.Рабочая книга школьного психолога. - М., 1991.

119.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

120.Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2001.

121.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М.: Академия, 1998.

122.Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., 1980. Т.1.

123.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

124.Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

125.Чистякова М.И. Психогимнастика / под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

126.Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. - М., 1980.

127.Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

128.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.

память дошкольный мнемический ребенок



2020-03-19 201 Обсуждений (0)
Контрольный этап эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контрольный этап эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)