Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Торгово-экономические отношения Индии и России



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Торгово-экономические отношения Индии и России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г., в котором закреплен режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле. К настоящему времени сформировалась обширная договорно-правовая база, разработаны институциональные механизмы сотрудничества на межправительственном уровне и по линии деловых кругов. К числу таких механизмов относятся Российско-Индийская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству (Межправкомиссия) и ее Рабочие группы, Российско-Индийский Форум по торговле и инвестициям, Российско-Индийский деловой совет и др. Активно взаимодействуют между собой различные торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей.

В обзорный период Россия и Индия продолжали активный политический и экономический диалог, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних структур, в том числе неформальных (в частности, БРИКС и G-20).

В 2011/12 фин. г. товарооборот России с Индией, по данным индийской статистики (без учета поставок по линии ВТС), составил 6,4 млрд. долл. США, за период с апреля по декабрь 2012/13 фин. г. - 4,96 млрд. долл. США.

В указанном году Россия занимала 32-е место среди внешнеторговых партнеров Индии, в т.ч. 36-е по экспорту и 27-е по импорту. Удельный вес России в индийском внешнеторговом обороте - 1%.

По данным индийской статистики, российский экспорт в Индию в 2011/12 фин. г. вырос по сравнению с 2010/11 фин. г. на 28,5% и составил 4,62 млрд. долл. США. Его крупнейшими статьями были драгоценные камни и металлы (27,6%), удобрения (15,8%), черные металлы и изделия из них (13,9%), нефть и нефтепродукты (6,9)%. В совокупности на эти товарные группы приходилось около 65% российского экспорта в Индию.

Наиболее значительное увеличение российского экспорта было отмечено по товарной группе 71 (драгоценные камни и металлы) - на 100,5% или 638,3 млн. долл. США (с 635,2 до 1273,5 млн. долл. США).

Данные индийской таможенной статистики по индийскому импорту из стран-основных торговых партнеров Индии (США, Китая, Германии) свидетельствуют о большой востребованности на индийском рынке черных металлов, продукции органической химии, нефти и продуктов ее перегонки, пластмасс и изделий из них. Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок.

Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей. В этом контексте перспективными для российского экспорта являются такие направления, как:

поставки оборудования для АЭС;

дальнейшее продвижение на индийский рынок энергооборудования для ТЭС;

поставки основного оборудования для ГЭС;

поставки электростанций малой мощности (до 100 кВт) для сельских районов.

В последние годы активно развивается гражданская авиация Индии. Создаются новые частные пассажирские и грузовые авиакомпании, действующие компании объявляют о планах значительного увеличения своего авиапарка. Перед гражданской авиацией Индии стоит задача кардинального улучшения авиасообщения между штатами, особенно в северо-восточном направлении. Индийские авиакомпании нуждаются в самолетах малой и средней вместимости. Это обстоятельство необходимо использовать для продвижения на индийский рынок российской авиатехники данного класса.

Перспективными видятся поставки в Индию удовлетворяющих современным требованиям российских пассажирских самолетов малой и средней дальности, таких как Суперджет-100, а в перспективе - МС-21. Существуют возможности для организации совместного производства среднемагистральных самолетов, а также вертолетов и авиационных двигателей.

В связи со старением парка эксплуатируемых гражданской авиацией Индии вертолетов западного производства имеются перспективы для продажи российских вертолетов гражданских модификаций (Ми-172, Ка-226 и др.).

На ближайшее время Индия останется перспективным рынком для сбыта российского горно-шахтного оборудования. Спросом в этой стране пользуются длиннозабойные механизированные очистные комплексы, крупные драглайны, карьерные экскаваторы, большегрузные автосамосвалы и буровые установки.

Российский импорт из Индии, по данным индийской статистики, в 2011/12 фин. г. увеличился на 5,3 % до 1,77 млрд. долл. США.

В структуре российского импорта из Индии сельскохозяйственные и продовольственные товары составили 25,6%, машины и оборудование - 25,2%, фармацевтическая продукция - 22,6%, , текстильные и швейные изделия - 4,8%.

В 2011/12 фин. г. по сравнению с предыдущим годом на 114,3% (со 110,1 до 235,9 млн. долл. США) выросли поставки в Россию электрических машин и оборудования из Индии (код 85).

Существуют потенциальные возможности для увеличения экспорта из Индии в Россию сельскохозяйственных и продовольственных товаров, таких как яблоки, бананы, орехи кешью, картофель, зеленый перец и перец чили, огурцы и корнишоны, виноград, очищенный арахис, (свежий и замороженный), кукуруза, рис, лук, апельсины, помидоры, консервированные овощи и табак.

Среди индийских товаров, поставки которых в Россию могли бы быть увеличены, можно отметить текстильную продукцию, включая готовую одежду, а также химическую продукцию, например, специальные химикаты, красители, пестициды, химические продукты тонкого органического синтеза.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области - не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств, проведении НИОКР и подготовке кадров.

По данным Центробанка России, в I-III кварталах 2012 г. объем двусторонней торговли услугами вырос по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 149,8% и составил 799,2 млн. долл. США. Российский экспорт услуг в Индию увеличился почти в 3 раза до 600,9 млн. долл. США, а импорт - на 18,9% до 198,3 млн. долл. США. Значительный рост российско-индийской торговли услугами в 2012 г. обусловлен, прежде всего, увеличением экспорта из России в Индию деловых, профессиональных и технических услуг.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

В российском импорте услуг из Индии преобладают услуги по организации пребывания российских туристов и строительные услуги, оказываемые российским компаниям, реализующим проекты на индийской территории.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Значительные возможности для увеличения объемов экономического сотрудничества лежат в инвестиционном поле. В 2012 г. по инициативе российской стороны начата работа по формированию перечня приоритетных проектов российско-индийского сотрудничества, реализация которых должна активизировать взаимодействие двух стран в инвестиционной сфере. Российские предложения по этому вопросу были переданы индийской стороне в ходе 18-го заседания Российско-Индийской МПК в октябре 2012 г. Они включают 6 крупных проектов в таких отраслях, как гражданское авиастроение, машиностроение, химическая промышленность и нефтехимия. С целью обеспечения эффективности взаимодействия на данном направлении российская стороны предлагает создать рабочую группу высокого уровня во главе с заместителем министра экономического развития Российской Федерации и заместителем Министра торговли и промышленности Индии.

Для стимулирования роста товарооборота между Россией и Индией необходимо также активизировать работу по проведению регулярных бизнес-миссий, в первую очередь, по таким приоритетным направлениям взаимного сотрудничества, как энергетика, фармацевтика, информационные технологии, гражданская авиация.

Важным представляется осуществление таких мер, направленных на улучшение российско-индийского информационного обмена, как организация отраслевых выставок/ярмарок, проведение деловых форумов, встреч, семинаров и конференций с участием предпринимателей двух стран, своевременное наполнение интернет-порталов Минэкономразвития и Торгпредства информацией на английском и русском языках о возможностях в сфере торговли между Россией и Индией, законодательной базе, мерах регулирования, процедурах сертификации, стандартах и т.д., а также о датах и месте проведения выставок и ярмарок в России и Индии.

В целях содействия росту взаимной торговли руководство двух стран договорилось рассмотреть возможность заключения Соглашения о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве между Индией и Таможенным союзом Белоруссии, Казахстана и России. С этой целью принято решение работать в направлении создания Совместной исследовательской группы для изучения данного вопроса.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.

Итак, Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г.,

В обзорный период Россия и Индия продолжали активный политический и экономический диалог, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних структур, в том числе неформальных (в частности, БРИКС и G-20).

По данным индийской статистики, российский экспорт в Индию в 2011/12 фин. г. вырос по сравнению с 2010/11 фин. г. на 28,5% и составил 4,62 млрд. долл. США. Его крупнейшими статьями были драгоценные камни и металлы (27,6%), удобрения (15,8%), черные металлы и изделия из них (13,9%), нефть и нефтепродукты (6,9)%. В совокупности на эти товарные группы приходилось около 65% российского экспорта в Индию.

Данные индийской таможенной статистики по индийскому импорту из стран-основных торговых партнеров Индии (США, Китая, Германии) свидетельствуют о большой востребованности на индийском рынке черных металлов, продукции органической химии, нефти и продуктов ее перегонки, пластмасс и изделий из них. Это говорит о потенциальных возможностях для расширения российских поставок указанных товаров на индийский рынок.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области - не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств, проведении НИОКР и подготовке кадров.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.


 

Заключение

 

Несмотря на общее снижение темпов экономического роста все три основных сектора индийской экономики продемонстрировали положительную динамику развития. В структуре ВВП страны на услуги приходится 59%, промышленность - 27%, сельское хозяйство - 14%.Сфера услуг развивается наиболее динамично (среднегодовой рост за последние 5 лет - более 10%). Совокупный рост восьми ключевых секторов промышленности Индии (добыча угля, нефти, природного газа, производство электроэнергии, нефтепродуктов, стали, цемента и удобрений, удельный вес в индексе промышленного производства - 39,7%) в апреле-феврале 2012/13 фин. г. составил 3,3% (в аналогичный период предыдущего года - 5,0%). Несмотря на относительно небольшой удельный вес в ВВП страны сельское хозяйство остается жизненно важной отраслью экономики и обеспечивает работой около 60% населения.

Ежегодные темпы роста оборота организованной розничной торговли составляют 25-30%. Одной из самых острых проблем индийской экономики в последние годы является высокий уровень инфляции.

Прогнозные запасы нефти и газа в Индии, по оценкам Министерства нефти и природного газа, составляют 33-35 млрд. т в нефтяном эквиваленте (из них подтверждены 9,2 млрд. т), извлекаемые запасы - 2,1 млрд. т, в т.ч. нефти - 0,9 млрд. т, природного газа - 1,2 млрд. т. Собственных разведанных запасов нефти при текущем уровне добычи хватит на 20 - 25, а природного газа - на 30 - 40 лет

В 2011/12 фин. г. добыча газа в стране снизилась по сравнению с предыдущим годом на 9% с 52,2 до 47,5 млрд. куб. м. Успехи в развитии нефтеперерабатывающей отрасли позволили Индии не только удовлетворять внутренние потребности, но и активно расширять экспорт нефтепродуктов.В последние годы в Индии динамично развивается рынок сжиженного нефтяного газа (сжиженный пропан или бутан). В последнее десятилетие Индия уделяет повышенное внимание инвестициям в разведку и разработку нефтегазовых месторождений за границей.

Уголь является единственным энергоносителем, имеющимся в Индии в достаточном количестве. Страна занимает 10-е место в мире по запасам и 3-е - по добыче угля (после Китая и США). Свыше 80% угольных месторождений в Индии разрабатываются открытым способом.

Для угольной отрасли Индии характерны:

- низкая производительность труда (около 2,8 т угля на 1 чел. в смену);

слабое развитие горнодобывающей инфраструктуры;

медленное освоение новых и расширение действующих объектов.

В целях решения имеющихся проблем правительство Индии предпринимает шаги по более широкому привлечению в отрасль частных компаний. Им разрешена разработка новых угольных месторождений не только для собственных нужд, но и в коммерческих целях.

Правительство Индии уделяет большое внимание развитию металлургической отрасли. В настоящее время страна занимает четвертое место в мире по производству и потреблению стальной продукции.

В химической промышленности Индии действуют около 40 тыс. предприятий, 80% которых относятся к малому и среднему бизнесу. В ней занято около 3,3 млн. чел.

В 2012 г. индийское правительство запустило в действие программу по обеспечению бесплатными лекарствами всех нуждающихся. Общий объем бюджетных расходов по статье «лекарства для всех» в 12-м пятилетнем плане (2012-2017 гг.) составит 5,3 млрд. долл. США. Индия является одним из мировых лидеров по производству дешевых лекарств, так называемых дженериков.

Производство легковых и грузовых автомобилей, двух- и трехколесной техники, а также комплектующих и запасных частей к ним является одной из ведущих отраслей индийского машиностроения. Индия сохраняет за собой место одного из мировых лидеров по производству тракторов.

Правительство Индии приняло ряд мер по защите интересов национальных автопроизводителей, которые предусматривают, в частности, следующее:

импортируемое транспортное средство должно быть сертифицировано специальным государственным органом (Бюро индийских стандартов) на соответствие требованиям Закона о моторизованных транспортных средствах от 1998 г., а также стандарту Евро-3;

ввозимое транспортное средство должно иметь срок эксплуатации не более трёх лет, а его техническое состояние позволять эксплуатацию импортируемого автомобиля в течение не менее 5 лет с момента его ввоза в Индию;

к ввозу в Индию допускаются только автомобили с правым рулём;

- импортная пошлина на автомобили составляет 106%, на комплекты для сборки автомобилей - в среднем 29 %, на автокомпоненты - 7,5-10%.

В сельском хозяйстве Индии занято около 60% трудоспособного населения страны. На него приходится 14,5% ВВП и 9% экспорта. Доля Индии в мировом экспорте сельскохозяйственной продукции составляет 1,7%.

Основными проблемами индийского сельского хозяйства являются низкая урожайность большинства сельскохозяйственных культур, недостаток новых технологий, нестабильность производственных показателей и их сильная зависимость от погодных условий, в первую очередь от количества сезонных осадков, диспропорции в уровне производительности по регионам и видам возделываемых культур.

Развитие сельского хозяйства в Индии существенно сдерживается слабостью инфраструктуры, особенно нехваткой современных средств переработки и хранения.

С начала 90-х годов в рамках экономической либерализации Индия проводит все более агрессивную внешнеторговую политику в целях наращивания объемов и расширения географии национального экспорта. Увеличение экспортных поступлений рассматривается властями страны как необходимое условие решения задачи ускоренного развития индийской экономики.

В целом за последние пять лет объем индийской внешней торговли увеличился почти в два раза. Сокращение индийского экспорта в 2012/13 фин. г. связывают со второй волной финансового кризиса в еврозоне и неблагоприятной мировой конъюнктурой на его основные товары. Очевидно, что по итогам текущего финансового года он не сможет достичь целевого показателя в 360 млрд. долл. США.

В обзорный период основными рынками сбыта для индийских товаров являлись ОАЭ и США. Ведущим экспортером в Индию в последние годы стал Китай.

Двусторонние российско-индийские торговые отношения регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о торговле и экономическом сотрудничестве от 4 мая 1992 г.,

В обзорный период Россия и Индия продолжали активный политический и экономический диалог, как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних структур, в том числе неформальных (в частности, БРИКС и G-20).

Перед Индией остро стоит проблема нехватки генерирующих электромощностей. В этом контексте перспективными для российского экспорта являются такие направления, как:

поставки оборудования для АЭС;

дальнейшее продвижение на индийский рынок энергооборудования для ТЭС;

поставки основного оборудования для ГЭС;

поставки электростанций малой мощности (до 100 кВт) для сельских районов.

Российский импорт из Индии, по данным индийской статистики, в 2011/12 фин. г. увеличился на 5,3 % до 1,77 млрд. долл. США.

Одним из наиболее перспективных товаров для экспорта в Россию остаются медикаменты. По мнению обеих сторон, имеются реальные возможности для расширения взаимодействия в этой области - не только за счет увеличения поставок индийских лекарств в Россию, но и путем участия индийских компаний в создании в нашей стране совместных производств и подготовке кадров.

В структуре российского экспорта услуг в Индию наибольшая доля приходится на услуги по строительству и модернизации промышленных объектов силами российских организаций на территории Индии, по развитию транспортных коммуникаций (строительство газопроводов и продуктопроводов, автомобильных дорог), сетей мобильной связи, а также по обслуживанию ранее поставленного оборудования в таких отраслях, как электроэнергетика (строительство ТЭС, ГЭС и АЭС, энергетический аудит) и металлургия. Рост удельного веса транспортных услуг в значительной мере связан с исполнением разовых контрактов на поставки оборудования для проектов экономического сотрудничества.

Основными сферами проектного сотрудничества между Россией и Индией являются энергетика, телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, металлургия, инфраструктура.

Среди факторов, сдерживающих развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества, можно отметить, прежде всего, проблему транспортного обеспечения взаимной торговли в связи с медленным ходом реализации проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», слабое межбанковское взаимодействие, недостаточную информированность сторон о взаимных возможностях и национальных особенностях ведения бизнеса, языковой барьер.

Индийская экономика все более и более интегрируется с мировой экономикой. По данным опроса менеджеров инвестиционных компаний Индия является одним из наиболее популярных объектов для инвестиций в Азии. Огромный и постоянно растущий рынок, развивающаяся инфраструктура, сложный финансовый сектор, гибкая регулирующая среда, льготы, устойчивое государство и хорошая экономическая перспектива делает Индию привлекательной для инвестиций. Деловая среда Индии благоприятствует достижению высокого уровня и постоянного роста.


 

Список использованной литературы

 

1. Мировая экономика. (Учебник) Под ред. Булатова А.С. (2008, 734с.)

2. Мировая экономика. (Учебник) Ломакин В.К. (2012, 4-е изд., 672с.)

3. Мировая экономика. (Учебник) Под ред. Щербанина Ю.А. (2009, 318с.)

4. Мировая экономика в век глобализации. (Учебник) Богомолов О.Т. (2009, 359с.)

5. Мировая экономика и международные экономические отношения. (Уч. пос.) Батманова Е.С, Томилов П.С. (УГТУ, 2005, 111с.)

.   Мировая экономика и международный бизнес. (Учебник) Под ред. Полякова В.В., Щенина Р.К. (2008, 688с.)

.   http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%E4%E8%FF#.D0.AD.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D0.BE.D0.BC.D0.B8.D0.BA.D0.B0

8. http://www.ereport.ru/articles/weconomy/india.htm

9. http://halifat.info/analysis/world/1526-indiya.html

.    http://forexaw.com/NEWs/Macroeconomic_news_and_indicators/Macroeconomics_India/138633_%D0%98%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82_%D0%92%D0%92%D0%9F

.   http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1505&type=news



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Торгово-экономические отношения Индии и России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Торгово-экономические отношения Индии и России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)