Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общее понятие коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе



2020-03-19 364 Обсуждений (0)
Общее понятие коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Коммуникативные качества выражаются, прежде всего, в общительности, т.е. в способности устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей: близкими, знакомыми и малознакомыми, ровесниками, старшими и младшими по возрасту, служебному положению, лицами своего и противоположного пола. Общительный человек быстро адаптируется в новом социальном окружении, умеет располагать к себе людей, вызывать интерес к дальнейшему общению. При установлении и развитии контактов проявляется психологический такт, т.е. способность находить правильный тон в общении с людьми в зависимости от их состояний и индивидуальных особенностей, а также готовность прийти на помощь, чуткость, внимательность, отзывчивость.

К коммуникативным качествам относится способность понимать и объективно оценивать других людей. Для этого необходимы заинтересованное отношение к людям, внимание к ним, высокий уровень социальной чувствительности, склонность анализировать наблюдаемые поступки и поведение, умение мысленно поставить себя на место другого человека «вчувствоваться» в его переживание, умение давать объективные характеристики разным людям [16].

Важное место в системе коммуникативных качеств принадлежит способности оказывать воздействие на людей, убеждать логикой аргументов, «заражать» других своей энергией, вселять в них уверенность и позитивный настрой на успех.

От уровня развития коммуникативных качеств того или иного человека зависит его совместимость с другими людьми, способность сохранять с ними дружеские отношения, уживчивость в социальном окружении. При неразвитых или слабо выраженных коммуникативных качествах индивида создается психологическая основа для возникновения в сфере межличностных отношений таких чувств, как обида, ревность, зависть, а также неискренности и агрессивности, конфликтности, нетерпимости к другим людям, склонности манипулировать ими. Это может обернуться всевозможными «срывами», привести к нарушению социально-психологической адаптации личности, т.е. гармонии в ее отношениях с социальным окружением.

Так, А. И. Крупнов и А. Е. Олынанникова сопоставляют динамические и эмоциональные признаки общительности. Согласно их представлениям в структуре темперамента выделяются два основных компонента: общая психическая активность и эмоциональность. Одним из видов психической активности в социальном плане является общение [20].

Л. В. Жемчугова нашла соотношение между динамическими, эмоциональными и мотивационными признаками. По ее представлениям, динамические характеристики общительности в раннем и позднем юношеском возрасте является важной предпосылкой, обеспечивающей уровень общественной активности учащихся. В своем исследовании она доказала, что большее влияние на уровень общественной активности оказывают признаки экстраверсии-интроверсии.

О. П. Санникова и И. М. Юсупов также проследили связь общительности и эмоциональности. Общительность как социально-психологическое качество имеет свою эмоциональную сторону. Так, И. М. Юсупов отмечал, что партнеры по общению практически «говорят» друг другу о своем эмоциональном состоянии, сами часто этого не сознавая. Эмоциональный обмен информацией возникает как результат потребности в выражении чувств, а также как проявление ожиданий почувствовать эмоциональное состояние партнера по общению [26].

Системный подход предусматривал единство различных сторон общительности.

Еще Б. Г. Ананьев отмечал, что общительность включает в себя отношения человека к другим людям, мотивы, способности и результат общения. Структура общительности многослойна и ее следует рассматривать, как считают В. А. Кан-Калик и Л. Ханин в единстве трех компонентов: потребности в общении со стороны личности, высокого эмоционального тонуса на всем временном отрезке и стабильных коммуникативных навыков и умений.

Итак, как мы проследили, все выше перечисленные исследователи отмечали, что общительность является необходимым свойством личности, гарантирующим успешность общения.

Наряду с общительностью широко исследовалась и эмпатия. Понятие эмпатии впервые появляется в начале двадцатого века. Образовалось это слово от немецкого Einfuhlung . Впервые это понятие, по данным В. Г. Ромека, употребляется в трудах Т. Lipps при изучении проблемы познания человека человеком. В его понимании, эмпатия - это произвольный процесс идентификации с объектом с последующим репродуцированием эмоций в себе. Позже американские ученые стали трактовать эмпатию как способность к рефлексии.

До сих пор проблема эмпатии вызывает широкий интерес. Эмпатийные переживания изучаются в связи с проблемой общения, взаимодействия личностей. В наше время еще не существуют особого согласия по поводу четкого определения эмпатии.

В психоаналитической теории эмпатия понимается как сонастроенность субъекта на другого человека. Причем ее разделяют на две составляющие: сопереживание, как эготизация чувств по поводу эмоций респондента и сочувствие, как альтруистическое переживание с ним.

В гуманистической психологии эмпатия трактуется как инструмент психотерапии и психотехники. С. Rogers , D. Eure акцентируют внимание на духовных ценностях человека и развитии нравственных перспектив личности.

Проанализировав отечественную литературу, можно выделить несколько позиций по изучению эмпатии:

-  как важный фактор нравственного развития человека;

-  как механизм процессуального поведения;

-  как эффективное средство в усвоении внутреннего смысла нравственных отношений [11, С. 104].

Все перечисленные исследователи выделяли три компонента эмпатии: эмоциональный, когнитивный и поведенческий.

Эмпатия в эмоциональном компоненте рассматривается как эмоциональный процесс, переживание аффективного состояния другого человека в ответ на его эмоциональное поведение. В семье с одним ребенком, по данным Т. П. Гавриловой, формирование у него способности к сопереживанию происходит более медленно, чем в многодетных семьях или в детских садах с хорошо поставленным воспитательным процессом. Ребенку отождествить, идентифицировать себя с другим человеком легче, когда этот другой - сверстник. За рубежом сторонники аффективных теорий в эмпатии признают эмоциональное начало. Причем, широта проявления этой способности в значительной мере связывается с тем, насколько велик тот круг людей, который включается человеком в категорию «мы», другими словами, насколько много в его окружении людей, которые субъективно значимы для него, по-настоящему ему дороги.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн считали, что способность к эмпатии строится вначале на подражании определенному взрослому, сопереживании ему, а затем ребенок может уже переносить свой опыт на других детей, т.е. учится сопереживать сверстнику [26].

Взаимосвязь эмпатии с поведением прослеживается в исследованиях Л. П. Выговской. Сюда же можно причислить представителей бихевиорестического направления. Сопереживание в их понимании, личностное качество, проявляющееся в бескорыстном действии.

Кроме выделенных компонентов Л. П. Выговская добавляет еще две тенденции в трактовке эмпатии:

-  как сложный аффективно-когнитивньш процесс;

-  как взаимодействие аффективных, когнитивных и действенных компонентов [28].

Итак, эмпатийное понимание - произвольный процесс эмоционально-когнитивной децентрации субъекта, сопровождающийся проникновением - вчувствованием в эмпатируемый объект. В результате резонансного воздействия создается субъективная уверенность в адекватном репродуцировании представлений о состоянии и мотивах поведения эмпатируемого объекта.

Как мы проследили и отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что эмпатия является необходимым свойством при взаимодействии личностей.

Следует отметить, что при изучении отдельных коммуникативных характеристик важное место занимало также исследование волевых свойств.

Практика показывает, что неумение общаться, контролировать и сдерживать себя, в значительной мере связано с недостатками волевого поведения.

Много сделали для выявления механизма волевого поведения и изучения отдельных волевых качеств М. И. Дьяченко, К. Н. Корнилов, В. И. Селиванов, А. И. Щербаков и др. Они отмечали, что в психической структуре личности важное место занимают волевые качества, без которых невозможна успешная деятельность в повседневной жизни. Различные волевые качества представляют разные возможности для влияния на характер общения, что выражается в разной степени принятия друг друга и в уровне удовлетворенности общественной деятельностью [28].

А. Г. Ковалев к волевым свойствам личности относил такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание и мужество. Недостаточное развитие данных свойств является одним из главных факторов, обусловливающим трудности в процессе общения.

Вопросы формирования целеустремленности, инициативы, организованности, самообладания и др. также нашли отражение в экспериментальных исследованиях А. В. Полтева, М. С. Говорова, И. И. Купцова и др. психологов. Они отмечали, что огромное значение при общении индивидов, помимо перечисленных волевых свойств, играет волевая активность личности. Так, А. Г. Ковалев различал гетерономную и автономную волевую активность человека. Под автономной волевой активностью он понимал самостоятельную деятельность человека.

Ю. М. Орлов, Д. Б. Эльконин и др. отмечали, что формирование волевого поведения является важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений.

Т. В. Зарипова также считала, что при формировании волевого поведения особое место занимает общение, являясь важным условием расширения круга общения, становления дружеских взаимоотношений и развития новообразований личности [4].

Важное место среди коммуникативных свойств личности занимает и уверенность в себе. На сегодняшний день существует множество публикаций, в которых с совершенно разных позиций описывается и исследуется уверенность. Но до сих пор не существует единого понимания сути этого феномена.

Большое количество исследователей пытались обнаружить однозначные внешние признаки уверенности и провести четкую границу между уверенностью, неуверенностью и агрессивным поведением. Так, Lange & Jakubowski, фиксировали более или менее обозримое количество простых навыков уверенного поведения и описывали их характеристики. Эти характеристики, по их мнению, отличали навыки уверенности от агрессии и неуверенности.

В. Таннер и Ц. Олькерс соотносили уверенность в себе не с комплектацией некоторой суммы навыков, а с некоторыми вербальными и невербальными особенностями их выполнения.

В 1973 году А. Лазарус связал уверенность в себе и умение сказать «нет», отстаивание своих прав с навыками общения. М. Аргайл также включал в сферу анализа уверенности компоненты ситуаций общения. В центре внимания уже оказываются отношения, которые возникают между человеком, его запросами и социальной средой. Позже У. Петерманн, Р. Хинш и др. выделили специфические ситуации общения, вызывающие неуверенность. Оказалось, что неуверенность может вызвать абсолютно любая ситуация, требующая от индивида умений, которыми он, по его субъективной оценке, не располагает. Поэтому, важным компонентом уверенности, выступает процесс самооценки эффективности собственных действий в ситуациях общения [2].

Анализ литературы позволяет нам сделать вывод, что уверенность в себе представляет собой сложное образование и включает в себя как поведенческие, так и когнитивно-эмоциональные компоненты. Это есть позитивное отношение индивида к своим навыкам, умениям, способностям, проявляющееся в ситуациях общения.

Наряду с общительностью, эмпатией, уверенностью и волевыми свойствами личности широко изучались и коммуникативные способности личности. Изучение коммуникативных способностей стало важным шагом поликомпонентного подхода в исследовании коммуникативных характеристик.

Благодаря трудам Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, А. Н. Леонтьева, В. Н.Мясищева, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна был определен контекст научного подхода к проблеме способностей: обязательное рассмотрение ее в связи с деятельностью.

Анализ литературных данных в отечественной и зарубежной психологии показал, что понятие «коммуникативные способности» не является общепринятым. Как отечественные, так и зарубежные психологи чаще используют термин «коммуникативная компетентность».

 



2020-03-19 364 Обсуждений (0)
Общее понятие коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общее понятие коммуникативных способностей в психолого-педагогической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)