Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бухгалтерский учет движения основных средств и учетная политика



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Бухгалтерский учет движения основных средств и учетная политика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные средства поступают в ООО "Северстройиндустрия" в результате: завершения строительно-монтажных работ; приобретения за плату; безвозмездного поступления; поступления в качестве взноса в уставный капитал; выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации. Схема документооборота по учету основных средств ООО "Северстройиндустрия" приведена в приложении 3.

В ООО "Северстройиндустрия" разработан график документооборота по учету основных средств (приложение 4). Для первичного учета основных средств на изучаемом предприятии используют унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г. N 7.

Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках по ф. № ОС-6 (приложение 5). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект или на группу однотипных объектов. Ее заполнение производится на основе первичной документации: актов приемки-передачи, технических паспортов и других документов. Заполненные карточки регистрируются в описях типовой формы, которые ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам объектов основных средств. В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по месту нахождения объектов (гараж, автопарк), по видам (транспорт, здания, и т.д.).

Во всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом передачи ф. № ОС-1 (приложение 6). Такой же акт выписывается при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи их со склада в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, второй - структурному подразделению, передавшему объект.

Акт приемки-передачи вместе с технической документацией передается в бухгалтерию ООО "Северстройиндустрия", подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки или делает отметку о выбытии объекта в инвентарной карточке. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации, а в бухгалтерии не хранится. В бухгалтерии ведутся оборотные ведомости по учету основных средств по их видам.

Синтетический учет основных средств - это обобщение информации о наличии и движении принадлежащих организации основных средств, находящихся в эксплуатации, в запасе, на консервации и сданных в аренду. Учет ведется в денежной оценке.

Для синтетического учета основных средств на изучаемом предприятии используются балансовые счета: 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 91 "Прочие доходы и расходы", а также забалансовые счета (при необходимости) - 001 "Арендованные основные средства", 011 "Основные средства, сданные в аренду", 010 "Износ основных средств". Основные средства учитываются на субсчетах к активному счету 01 "Основные средства":

- Здания

- Сооружения

- Машины и оборудование

- Транспортные средства

- Производственный и хозяйственный инвентарь

- Другие виды основных средств

Дебетовое сальдо по данным субсчетам отражает сумму первоначальной стоимости основных средств. По дебету записывают первоначальную стоимость поступивших основных средств и их дооценку, а по кредиту - выбытие основных средств и их уценку. Основанием для выполнения записей в бухгалтерских регистрах являются: акты о приемке оборудования; акты приемки-передачи; счета; счета-фактуры; платежно-расчетные документы.

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета основных средств, вновь поступивших на изучаемое предприятие. Как видно из ведомости учета поступления и выбытия основных средств (приложение 7) и данных журнала - ордера № 6 (приложение 8), в ноябре 2010 года ООО "Северстройиндустрия" приобрело персональный компьютер. При этом были осуществлены следующие расходы по приобретению данного объекта основных средств:

произведена оплата поставщику - 40800 руб., в том числе НДС - 6224 руб.;

оплачены сторонней организации транспортные расходы - 1200 руб., в том числе НДС - 183 руб.;

оплачены расходы по сборке приобретенного компьютера 1200 руб., в том числе НДС - 183 руб.;

Приобретение и ввод в эксплуатацию компьютера в учете ООО "Завод электротехнического оборудования" в Журнале регистрации хозяйственных операций (приложение 8) было отражено проводками:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 - 34576 руб. - отражена стоимость приобретенного компьютера без учета НДС;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 6800 руб. - отражена сумма НДС, подлежащая перечислению поставщику (выделенная в счете и в счете-фактуре);

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - отражены транспортные расходы без учета НДС;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 183 руб. - учтен НДС, Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000 руб. - расходы по сборке компьютера без учета НДС;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 200 руб. - учтен НДС,;

Дебет 013 "Машины и оборудование" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 34576руб. - компьютер передан в эксплуатацию;

Таким образом, была сформирована первоначальная стоимость компьютера:

 

(40800 - 6224) + (1200 - 183) + (1200 - 183) = 36610 руб.

 

Ввод компьютера в эксплуатацию был оформлен актом передачи ф. № ОС-1, на данный объект была заполнена инвентарная карточка ф. ОС 6.

Рассмотрим, как формируется первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных ООО "Северстройиндустрия" в результате безвозмездного поступления.

В ведомости учета поступления и выбытия основных средств отражено, что в ноябре 2010 года ООО "Северстройиндустрия" получает по договору дарения от физического лица мебель, оцененную в 10750 руб. Затраты на доставку мебели составили 1500 руб., в том числе НДС - 229 руб. Основанием для принятия к учету объекта основных средств были следующие первичные документы: договор дарения физическим лицом имущества организации; счет и счет-фактура по перевозке мебели; акт (накладная) приемки-передачи основных средств по форме N ОС-1. После поступления этих документов в бухгалтерию ввод в эксплуатацию объекта основных средств был отражен проводками в журнале - ордере № 6:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 98, субсчет 2 "Безвозмездные поступления" - 10750 руб. - получена мебель по договору дарения от физического лица;

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1271 руб. - затраты на доставку мебели;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 229 руб. - НДС по понесенным затратам по доставке мебели;

Дебет 016 "Производственный и хозяйственный инвентарь" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 12000 руб. - принятие к учету объекта основных средств, полученного по договору дарения.

В итоге первоначальная стоимость мебели была сформирована следующим образом:

 

+ (1500 - 229) = 12021руб.

 

Рассмотрим, как отражается на счетах бухгалтерского учета приобретение объекта основных средств с привлечением банковского кредита, проценты за который начислены до передачи основного средства в эксплуатацию.

февраля 2010 года от банка получен кредит в сумме 160 000 руб. сроком на 6 месяцев под 35% годовых на приобретение основных средств. Средства поставщику за приобретаемое оборудование стоимостью 174 000 руб., в том числе НДС - 26542 руб., перечислены 4 февраля 2010 года. Оборудование получено 12 февраля 2008 года, введено в эксплуатацию 27 февраля 2010 года.

Эти операции были отражены в учете ООО "Северстройиндустрия" проводками:

февраля 2010 года:

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" - 160 000 руб. - получен кредит в соответствии с заключенным кредитным договором.

февраля 2010 года:

Дебет 60 "Авансы выданные" Кредит 51 "Расчетные счета" - 174 000 руб. - перечислены средства поставщику за приобретаемое оборудование.

февраля 2010 года:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 145 000 руб. - получено оборудование от поставщика;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 22118 руб. - НДС по приобретенному оборудованию;

Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 61 "Авансы выданные" - 174 000 руб. - задолженность поставщику зачтена ранее перечисленным авансом.

В первоначальную стоимость основных средств, приобретенных за плату, включаются расходы по оплате процентов по кредитам банков в полной сумме, определенной в соответствии с заключенным кредитным договором и начисленной (отраженной на счетах бухгалтерского учета) до момента введения данного основного средства в эксплуатацию. Это подтверждено письмом Минфина России от 25.06.1998 N 04-02-05/3 и закреплено в п.8 ПБУ 6/01. Проценты по кредитам банков, начисленные после введения основных средств в эксплуатацию, должны списываться за счет расходов организации

февраля 2010 года сделаны проводки:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" - 3835 руб. - начислены проценты за пользование банковским кредитом со дня получения кредита по день ввода в эксплуатацию приобретенного оборудования (160 000 р. х 35%: 365д. х 25 д.);

Дебет 013 "Машины и оборудование" Кредит 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 148 835 руб. - приобретенное оборудование введено в эксплуатацию (145 000 руб. + 3835 руб.);

Дебет 68, субсчет "Расчеты про НДС", Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - 26542 руб. - НДС по введенному в эксплуатацию и оплаченному оборудованию принят к вычету.

При приобретении основных средств за плату записи по субсчетам к счету 01 и счету 08 производятся в журнале - ордере 6 (приложение 9). В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала - ордера № 6 в Главную Книгу. Так, за ноябрь 2010 года в Главной Книге по дебету субсчета 013 "Машины и оборудование" отражается сумма 36610 руб., по дебету субсчета 016 "Производственный и хозяйственный инвентарь" сумма 12000 руб. в корреспонденции с кредитом счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" - 48000 руб. Записи Главной Книги по субсчетам к счету 01 соответствуют данным оборотной ведомости по счету 01.

Основные средства ООО "Северстройиндустрия" могут быть переданы в ремонт, на модернизацию и реконструкцию. Все эти понятия необходимо разграничить. Например, в станке пришла в негодность одна из составных частей. Если сломанный элемент будет заменен на новый, но аналогичный, то имеет место ремонт. Если по результатам проведенных работ и установке пришедшего в негодность элемента станок станет более производительным, налицо его модернизация. Если станок будет заменен новым, более совершенным и прогрессивным, налицо реконструкция.

Для оформления приема-передачи основных средств, подвергшихся модернизации или реконструкции, ООО "Северстройиндустрия" применяет "Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов" ф. № ОС-3, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03г. N 7 (приложение 10). Акт составляется в одном или двух экземплярах (если работы производились сторонней организацией), подписывается в работником структурного подразделения ООО "Северстройиндустрия", уполномоченным на приемку основных средств, и представителем организации, производившей реконструкцию и модернизацию. Первый экземпляр акта остается в организации, второй экземпляр - передается организации, проводившей реконструкцию или модернизацию.

По результатам проведенных работ в технический паспорт объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией. Затем акт сдается в бухгалтерию, где подписывается главным бухгалтером, а впоследствии утверждается руководителем ООО "Северстройиндустрия".

На основании оформленного акта ф. № ОС-3 при необходимости производятся соответствующие записи в Инвентарной карточке объектов основных средств ф. № ОС-6 (при отнесении затрат по модернизации и реконструкции на увеличение стоимости объектов).

Необходимо отметить, что при модернизации первоначальная стоимость объекта основных средств увеличивается на сумму, потраченную на покупку новых комплектующих. В бухгалтерском учете это правило установлено пунктом 14 ПБУ 6/01, а в налоговом учете - п.2 ст.257 Налогового кодекса.

ООО "Северстройиндустрия" в октябре 2010 г. купило новую бухгалтерскую программу. Оказалось, что мощности уже имеющегося компьютера недостаточно. Поэтому решили провести модернизацию компьютера: поменять старый процессор Pentium 100 на новый - Pentium 333.

Новый процессор купили в октябре 2010 года за 2640 руб. (в том числе НДС - 403 руб.), что было отражено бухгалтерскими записями:

Дебет 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 2200 руб. - отражена стоимость процессора;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - учтен НДС по процессору.

Модернизация была проведена в этом же месяце силами самого предприятия, при этом был оформлен Акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОС-3 (приложение 10). В бухгалтерском учете ООО "Северстройиндустрия" была сделана запись:

Дебет 01 "Машины и оборудование" Кредит 08 субсчет "Приобретение объектов основных средств" - 2200 руб. - увеличена первоначальная стоимость компьютера на стоимость нового процессора Pentium 333.

Стоимость процессора Pentium 100 при покупке компьютера в счете отдельной строкой не была выделена, поэтому ООО "Северстройиндустрия" не может оформить его частичную ликвидацию.

Объекты основных средств ООО "Северстройиндустрия" могут переводиться на консервацию на основании письменного распоряжения руководителя данной организации, в котором обосновывается причина консервации объекта, указываются дата перевода, срок консервации и остаточная стоимость объекта. В бухгалтерии ООО "Северстройиндустрия" помещают инвентарные карточки учета основных средств ф. № ОС-6 объекта, переведенного на консервацию, в отдельную картотеку "Основные средства на консервации". После истечения срока консервации инвентарные карточки возвращаются в основную картотеку.

Как показало исследование, бухгалтерский учет поступления основных средств на предприятии ООО "Северстройиндустрия" осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Первоначальная стоимость объектов основных средств формируется с использованием синтетического счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", исходя из фактических затрат предприятия на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость.

Положительно можно оценить тот факт, что на исследуемом предприятии оптимально организован аналитический учет основных средств - по материально ответственным лицам, местам хранения и эксплуатации, видам и группам. Это обеспечивает дополнительный контроль за сохранностью основных средств и позволяет правильно относить на счета затрат амортизацию, начисленную по различным объектам.

Ведение синтетического учета основных средств на отдельных субсчетах к счету 01 также можно оценить положительно, так как это позволяет достоверно раскрывать информацию о наличии и движении основных средств по группам в бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, регистры синтетического учета основных средств в разрезе субсчетов к счету 01 являются ценной информационной базой для проведения экономического анализа (изучения структуры и динамики основных средств, поиска неиспользованных резервов повышения эффективности их использования).

В качестве недостатка в учете поступления основных средств на исследуемом предприятии можно отметить тот факт, что техническая документация, относящаяся к объектам основных средств, в бухгалтерии не хранится, а передается в места их хранения и эксплуатации. Очень часто это приводит к порче или утере документов, что недопустимо. Например, с утерей технических паспортов и гарантийных талонов предприятие утрачивает возможность бесплатного гарантийного ремонта, а в случае выявления дефектов оборудования не может предъявить претензию поставщику. В связи с этим ООО "Северстройиндустрия" можно порекомендовать хранить техническую документацию в бухгалтерии, а в места хранения и эксплуатации передавать копии этих документов (за исключением технических паспортов автомашин).

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 и п.93 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, объекты основных средств могут быть списаны с баланса ООО "Северстройиндустрия" по следующим причинам: продажа объекта основных средств другому лицу; списание в случае морального и (или) физического износа; передача объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал другой организации; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; другие причины.

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию на исследуемом предприятии создана комиссия, в состав которых входят должностные лица, в том числе и главный бухгалтер. В компетенцию комиссии входит:

-  осмотр объекта, подлежащего списанию;

-  установление причин его списания;

-  выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объекта;

-  оценка возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта;

-  осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов цветных и драгоценных металлов, определение их количества, веса.

Комиссией составляется акт на списание основных средств ф. № ОС-4, или акт на списание автотранспортных средств (ф. № ОС-4а) (с приложением актов об авариях, причинах, вызвавших аварию, если они имели место) (приложение 11, 15). Эти акты утверждаются руководителем организации и передаются в бухгалтерию. На основании оформленных актов делаются соответствующие записи в инвентарных карточках, которые хранятся в течение срока, определяемого руководителем организации.

Если объекты безвозмездно передаются по договору дарения либо в собственность другого юридического лица в обмен на другой товар по договору мены, то такие операции оформляются актом (накладной) приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. Списание стоимости этих объектов производится на основании указанного акта с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта.

Бухгалтерский учет операций, связанных с выбытием объектов основных средств, ведется на результативном счете 91-3 "Выбытие основных средств". Рассматривая экономико-правовую сущность процесса учета по этому счету, необходимо четко разграничивать понятия "выбытие" и "продажа основных средств".

Учет выбытия основных средств

Выбытие - это списание стоимости объектов основных средств, которые выбывают или постоянно не используются в деятельности организации.

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

1) продажи (реализации) объекта юридическому или физическому лицу;

2) в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;

3) передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;

4) списания в случае морального и (или) физического износа;

5) ликвидации в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуациях;

6) при передаче в совместную деятельность и доверительное управление;

7) по другим причинам, не противоречащим действующему законодательству.

Согласно ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие и списание основных средств независимо от причины оформляются на документах установленной формы. В бухгалтерском учете на практике применяются следующие документы:

) акт на списание основных средств (форма № ОС-4) (Приложение 11);

) акт (накладная) приема-передачи основных средств (форма № ОС-1, ОС-1б) (Приложение 5, 16);

) акт дарения. Оценка эксперта о стоимости либо справка о рыночной стоимости;

) акт передачи. Акт об экспертной оценке. Акции предприятий;

) акт о ликвидации.

Данные документы составляются специально назначенной комиссией. Любая операция, связанная с выбытием объектов основных средств, отражается в инвентарных картах. Также бухгалтер отражает факт выбытия объектов основных средств в описи инвентарных карточек и в специальной инвентаризационной ведомости с указанием номера акта и даты.

Для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.) к счету 01 "Основные средства" может открываться отдельный субсчет 01-2 "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы". При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшении его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 "Амортизация основных средств" и кредитуют счет 01 "Основные средства".

Для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов на предприятии (если наличие основных средств является существенным) приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.

В компетенцию комиссии входит:

а) осмотр объекта, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;

б) установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, длительное не использование объекта, предназначенного для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд);

в) выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие объектов основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством;

г) возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного исправления, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

д) осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса.

Детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье и отражаются по дебету счета учета материалов в корреспонденции со счетом учета списания основных средств.

В соответствии с пунктом 31 ПБУ 6/01 доходы и расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств зачисляются на счет 91 в качестве операционных доходов и расходов в отчетном периоде, к которым они относятся.

Продажа также рассматривается как элемент выбытия основных средств, однако она означает передачу права собственности (владения, пользования и распоряжения) одним лицом другому лицу на возмездной основе, которая проявляется в процессе сделки купли-продажи или обмена.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета и принятой учетной политике ООО "Северстройиндустрия" ведет учет выбытия основных средств в составе счетов 01 "Основные средства", на отдельном субсчете.

В соответствии с учетной политикой ООО "Северстройиндустрия", списание объектов основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу производится на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Продажа основных средств оформляется, как правило, договором купли-продажи. Так, 22.11.09 организация продала принадлежащий ей автомобиль ГАЗ-3121 за 102000 руб., в том числе НДС 15 559 руб. Балансовая стоимость автомобиля составляет 65000 руб., износ, начисленный к моменту продажи, 21044 руб. (65000 руб. х 11,1%: 12 мес. х 35мес.).30.11.09 покупателем было перечислено на расчетный счет продавца 102000 руб. Учетной политикой организации момент реализации для целей налогообложения определяется по мере оплаты покупателем реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг.

Основанием для отражения в бухгалтерском учете ООО "Северстройиндустрия" операции по продаже автомобиля послужили следующие документы: договор купли-продажи автомобиля; акт (накладная) на передачу автомобиля покупателю с отметкой ГИБДД о снятии автомобиля с учета. На основании этих документов ООО "Северстройиндустрия" выписало покупателю счет-фактуру, регистрируемый в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Продажа автомобиля на изучаемом предприятии отражена бухгалтерскими записями:

:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" - 102000 руб. начислена задолженность покупателю за проданный автомобиль;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 17000 руб. - НДС по проданному автомобилю;

Дебет 01-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 01-1 "Основные средства" - 65000 руб. - списана балансовая стоимость реализованного автомобиля;

Дебет 02 "Амортизация основных средств", Кредит 01-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - 21044 руб. - списана начисленная амортизация по проданному автомобилю;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы", Кредит 015-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - 43956 руб. - остаточная стоимость проданного автомобиля перенесена на счет прочих доходов и расходов;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Сальдо прочих доходов и расходов", Кредит сч.99 "Прибыли и убытки" - 41044 руб. - определен финансовый результат (прибыль) от реализации автомобиля;

 

Дебет 51 "Расчетные счета", Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 102000 руб. - поступили средства от покупателя;

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" - 17000 руб. - начислен налог на добавленную стоимость по реализованному и оплаченному объекту основных средств, подлежащий взносу в бюджет.

Рассмотрим порядок списания объекта основных средств по причине морального или физического износа.

В августе 2010 г. ООО "Северстройиндустрия" принимает решение о списании с баланса теодолита балансовой стоимостью 12300 руб., сумма начисленного износа к моменту списания данного объекта основных средств составляет также 12300 руб. В бухгалтерском учете ООО "Северстройиндустрия" списание теодолита было отражено записями:

Дебет 013-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств", Кредит 013-1 "Основные средства" - 12300 руб. - списана балансовая стоимость выбывшего объекта основных средств;

Дебет 02 "Амортизация основных средств", Кредит 013-2 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - 12300 руб. - списан начисленный износ по выбывшему объекту основных средств.

Записи по кредиту счета 01 производятся в журнале - ордере № 13 (приложение 12). В конце каждого месяца обороты по указанным счетам переносятся из журнала - ордера № 13 в Главную Книгу. Так, за ноябрь 2008 года в Главной Книге по кредиту субсчета 015 "Транспортные средства" отражается сумма 65000 руб. Записи Главной Книги по кредиту субсчетов к счету 01 соответствуют записям в оборотной ведомости по кредиту счета 01.

Далее в работе необходимо рассмотреть порядок отражения информации о наличии и движении основных средств в бухгалтерской отчетности ООО "Северстройиндустрия".

В бухгалтерском балансе ф. № 1 (приложение 13) основные средства показываются по остаточной стоимости по строке 120 "Основные средства" раздела I "Внеоборотные активы". Для этого из дебетового остатка по счету 01 "Основные средства" необходимо вычесть кредитовый остаток по счету 02 "Амортизация основных средств".

В Главной Книге ООО "Северстройиндустрия" по состоянию на 31 декабря 2009 года остаток по счету 01 составляет 22872811 руб., по счету 02 - 11703241 руб. Следовательно, остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря 2009 года составит 11169570 руб. В бухгалтерском балансе ООО "Северстройиндустрия" за 2009 год (приложение 13) по строке основные средства" по состоянию на 31.12.2009 г. будет отражена сумма 11170 тыс. руб.

Хозяйственные операции по выбытию основных средств приведены в таблицах 3-5

 

Таблица 3 - Бухгалтерские записи по учету выбытия основных средств

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 2 3
1. Списана первоначальная стоимость объекта основных средств 01-2 01-1
2. Списана амортизация, начисленная за время эксплуатации объекта ОС время эксплуатации объекта основных средств 02 01-2
3. Списана остаточная стоимость при выбытии объекта основных средств 91 01-2
4. Отражена выручка от продажи объекта основных средств 62 91
5. Списаны затраты по оплате труда, в пользу работников, занятых реализацией, ликвидацией и демонтажем ОС 91 70, 69
6. Списаны общепроизводственные расходы, связанные с ликвидацией и иным списанием объекта основных средств 91 25
7. Начислен НДС с выручки от реализации объекта ОС 91 68
8. Оприходование материалов, лома от разборки и иной ликвидации объекта ОС 10 91
9. Отражен финансовый результат (прибыль) от продажи 91-9 99
10. Отражен финансовый результат (убыток) от продажи 99 91-9

 

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества списывают в дебет счета 58 "Финансовые вложения", а сумму амортизации по переданным основным средствам в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью передаваемых объектов основных средств отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционного дохода или расхода.

Таблица 4 - Бухгалтерские записи по учету основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 2 3
1. Списана первоначальная стоимость при выбытии объекта основных средств 01-2 01
2. Списана сумма накопленной амортизации 02 01-2
 3. Передано основное средство в качестве вклада в уставный капитал в оценке согласованной учредителями  58  01-2
 4. Положительная разница между остаточной стоимостью основного средства и согласованной его оценкой (остаточная стоимость больше согласованной) отнесена на прочие расходы организации 91 01-2
5. Отрицательная разница (согласованная оценка больше остаточной стоимости) отнесена на прочие доходы организации 58 91

 

В том случае, если ликвидация и списание объектов основных средств производиться в связи с чрезвычайными обстоятельствами (пожар, стихийное бедствие, национализация и т.п.), в бухгалтерском учете отражаются следующие проводки

Таблица 5 - Бухгалтерские записи по учету выбытия основных средств в связи с чрезвычайными обстоятельствами

Содержание хозяйственной операции Дебет Кредит
1 2 3
1. Списана остаточная стоимость пришедших в негодность объектов основных средств 99 01-2
2. Списаны суммы оплаты труда работникам, задействованным при ликвидации 99 70, 69
3. Списание материалов, лома от ликвидации объектов основных средств, в результате чрезвычайных обстоятельств 10 99

 

В дальнейшем чрезвычайные доходы и расходы учитываются при формировании величины чистой прибыли (чистого убытка) организации, относимых к нераспределенной прибыли (прибыль - дебет счета 99 кредит счета 84; убыток - дебет счета 84 кредит счета 99).

При безвозмездной передаче основных средств делают следующие проводки: Дебет 01-2 "Выбытие ОС" кредит 01 "Основные средства", а сумму амортизации начисленную за время эксплуатации в Дебет 02 с кредита счета 01 "Выбытие ОС", остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы" Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с кредита соответствующих счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на счет 99 "Прибыли и убытки".

Таким образом, стоимость выбытия основных средств, которые происходят в результате: продажи; в виде вклада в уставный капитал других организаций; передачи по договорам мены, дарения; списания в случае морального или физического износа; ликвидации или в результате передачи в совместную деятельность и доверительно<



2020-03-17 273 Обсуждений (0)
Бухгалтерский учет движения основных средств и учетная политика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бухгалтерский учет движения основных средств и учетная политика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (273)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)