Объектом изучения географии является географическая оболочка.
Структура географической науки На первый взгляд дать определение географии можно очень просто: география - наука о природе всей земной поверхности, т.е. материков и океанов. Из школьного курса географии мы знаем, что география - это наука о поверхности Земли, странах, народах, а карта - это альфа и омега географии. Карта воссоздает образ Земли со всеми материками и океанами, горами и низменностями, реками и озерами, городами и поселками. Объектом изучения географии является географическая оболочка. Научное и современное определение: география - это система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-географических) наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные географические комплексы и их компоненты. Географические науки объединяет тесная взаимосвязь между изучаемыми объектами и общность конечной цели. Эта цель состоит в комплексном исследовании природы, населения, хозяйства. Географические науки изучают поверхность Земли, облекающие и подстилающие ее слои вещества (сферы), как природные (часть литосферы, тропосферу, гидросферу, биосферу), так и не природные (социосферу, техносферу). В совокупности они составляют особого рода географический объект изучения, который до настоящего времени не получил однозначного определения и объяснения в системе географических наук. Причина в сложной структуре этой географической действительности, которую часто называют географической картиной мира. В современной географии объектом изучения становятся системные образования (природные геокомплексы, территориально-производственные комплексы, районы, зоны). Предмет изучения общей географии - географическая действителъность в виде географической картины мира, которая представлена набором категориальных понятий и теорий о взаимодействии общества и природы в особом геопространстве Земли - геоверсуме. Модернизацию классификации Ф. Энгельса в XX в. провел академик Б.М. Кедров, выделивший геологическую форму движения материи. Он же с позиции философии разделил географию на две самостоятельные науки - физическую географию, входящую в группу естественных наук, и экономическую географию, относящуюся к социальным наукам. В рамках первого в свое время большой популярностью в среде советских географов пользовалась классификация С.В. Калесника, в основу которой положено различие географических наук по объекту изучения. Он же в 1959 г. впервые предложил термин "система наук". Им выделены четыре группы наук: - естественные (общая физическая география или землеведение, региональная физическая география или ландшафтоведение, отраслевые или компонентные науки: геоморфология, климатология, гидрология суши, океанография и др.); - общественные (история науки, топонимика, экономическая география с ее ветвями - география населения, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.); - краеведение, страноведение, медицинская и военная география, геохимия и др.; - картография с ее подразделениями. Предметно-географический подход исследования системы географических наук был использован В.С. Жекулиным (1989), который выделил три блока (подсистемы) наук. 1. Естественнонаучный блок, включающий теоретические и прикладные физико-географические науки, которые изучают в качестве основного объекта географическую оболочку в целом и по отдельным природным компонентам и природным комплексам. 2. Социально-экономический блок, представленный общей социально-экономической географией и рядом отраслевых наук. 3. Природно-общественный блок, включающий науки, предметом исследования которых являются различные типы взаимодействия между природой и обществом. Физическая география в широком смысле слова, объединяет собственно физическую географию, или физическую географию в узком смысле слова, именуемую также комплексной физической географией, и группу отраслевых физико-географических дисциплин, которые не имеют резких границ между науками. В составе комплексной физической географии сложились две основные теоретические дисциплины – общее землеведение и ландшафтоведение. Общее землеведение (общая физическая география) изучает общие физико-географические закономерности Земли. Объектом этой дисциплины является географическая оболочка. Объектом ландшафтоведения служат геосистемы региональной и локальной размерности как структурные части географической оболочки. Объем ландшафтоведения настолько расширился, что появились его «дочерние» ветви: геохимия ландшафта, геофизика ландшафта, морфология ландшафта. Отраслевым физико-географическим дисциплинам относятся: ● геоморфология – наука о рельефе суши и морского дна (основные ветви: геоморфология суши, дна океанов, морских берегов, структурная геоморфология и др); ● климатология – наука о климате (разделы: общая климатология, региональная климатология; прикладные разделы: агроклиматология, биоклиматология, медицинская, курортная, инженерная климатология); ● гидрология – наука о гидросфере (разделы: гидрология рек, озер и болот); ● океанология – наука о Мировом океане; ● гидрогеология – наука о подземных водах; ● гляциология – наука о ледниках; ● геокриология (мерзлотоведение) – наука о мерзлых почвах и горных породах; ● почвоведение – наука о почве как самостоятельном природном теле; ● биогеография – наука о закономерностях распространения организмов и их сообществ на Земле (разделы: география растений, география животных, геоботаника; ● фенология – наука о сезонных явлениях ландшафта как один из разделов ландшафтоведения (правильнее относить ее к биологическим наукам (Исаченко, 2004). 2. Годовое вращение земли, вращение двойной планеты земля-луна и их геоэкологические следствия. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты под углом 66,5° и перемещается в пространстве параллельно самой себе в течение года. Это приводит к смене времен года и неравенству дня и ночи и изменение их продолжительности – важнейшим следствиям обращения Земли вокруг Солнца. 1. Смена сезонов в течении года происходит благодаря: -осевому вращению Земли, -наклону земной оси к плоскости орбиты в 66°33’ -в процессе годичного движения ось Земли остается в неизменном положении и параллельна самой себе. Начало астрономического лета в северном полушарии 22 июня (день летнего солнцестояния). В южном полушарии в это время начинается астрономическая зима. В день летнего солнцестояния Земля находится близ афелия. Ось Земли наклонена северным концом к Солнцу, и солнечные лучи в полдень падают отвесно на широту 23°27' – на Северный тропик. Непрерывно перемещаясь по орбите, 23 сентября Земля займет положение, при котором светораздельная линия проходит через географические полюсы, и день равен ночи па всей Земле. Это день осеннегоравноденствия. Оба полушария (северное и южное) освещены одинаково. 23 сентября – начало астрономической осени в северном полушарии и начало астрономической весны в южном. 22 декабря, в день зимнего солнцестояния, Земля находится близ перигелия. К Солнцу обращено южное полушарие, там начинается астрономическое лето, в северном полушарии наступает астрономическая зима. В день весеннего равноденствия – 21 марта Солнце освещает Землю так же, как 23 сентября; оно стоит в зените над экватором и на всех широтах день равен ночи. В северном полушарии наступает астрономическая весна, в южном – осень (рис.). 2. Изменение продолжительности дня и ночи в течении года вызывает наклон земной оси. В связи с преломлением лучей атмосферой в высоких широтах – 58°-66°33’наблюдаем белые ночи в течении месяца около дня летнего солнцестояния, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» Влияние Луны на земные процессы в первую очередь проявляются в приливах и отливах. Этот феномен — результат действия сил гравитационного притяжения. Причем приливы возникают не только на Земле. Наша планета таким же образом воздействует на спутник.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |