Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные процессы развития экономической и социальной географии (дифференциация, гуманизация и т.д.).



2020-03-19 305 Обсуждений (0)
Современные процессы развития экономической и социальной географии (дифференциация, гуманизация и т.д.). 0.00 из 5.00 0 оценок




В современной географии, в том числе в отечественной географической науке, происходят глубокие процессы, изменяющие в значительной степени ее лицо, как принято говорить, ее "парадигму". Выделяют четыре главные тенденции: экологизацию, экономизацию, социологизацию и информатизацию.

Казалось бы, странно говорить об экономизации науки, в само название которой входит слово "экономическая". Но если раньше этим подчеркивался предмет изучения (хозяйство), то теперь – цель и методы. Превращение географии из описательной в конструктивную, повышение ее прикладного характера требуют обогащения исследований экономическими расчетами, усиления экономического обоснования прогнозов и рекомендаций, углубления экономической оценки условий производства. В этом и заключается экономизация СЭГ. Однако чисто экономический подход, без учета взаимодействия хозяйства с природно-географической средой, не позволяет оптимально решать проблемы территориальной организации общества. Отсюда следует необходимость экологизации науки и экологического обоснования выдвигаемых проектов. В то же время все актуальнее становится учет социальных моментов, поскольку производство ведется ради удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества (в том числе в военной и экологической безопасности). Поэтому наблюдаются тенденции социологизации, гуманизациигеографических исследований, стремление получить не только экономический, но и социальный эффект от реализации территориальных проектов.

Все это вызвало расширение границ традиционной экономической географии, что привело к изменению ее официального названия. Раньше география населения, например, признавалась разделом экономической географии. Ныне эго самостоятельная и разветвленная научная дисциплина, входящая на равных с экономической географией в подсистему общественно-географических наук. Экономико-географические исследования вышли за пределы суши, началось формирование экономической географии океана.

Вместе с этим углубилась дифференциация общественно-географических исследований, поскольку даже при общих подходах трудно быть в равной мере специалистом в вопросах, например, политической географии зарубежных стран и географии высшего образования в нашей стране. Сегодня требуется узкая специализация ученого: наряду с географическими знаниями он должен профессионально владеть материалом и методами соответствующих экономических наук.

Одновременно в географии нарастают и интеграционные процессы как между общественно- и естественно-географическими дисциплинами, так и между географией и экономикой, социологией, экологией. Повышается необходимость более тесной связи физико- и социально-географических исследований, появляются новые научные дисциплины на стыке естественных и общественных наук. Некоторые из них вообще нельзя с уверенностью отнести ни к физической, ни к экономической географии (например, рекреационную географию; медицинскую географию, изучающую природные очаги заболеваний, патогенную производственную и социально-бытовую среду).

Происходит не только синтез в географических исследованиях, но и формирование междисциплинарных направлений при изучении таких проблем, как оптимизация природопользования территориальных комплексов и систем расселения. Географы взаимодействуют с геологами, биологами, экономистами, демографами, архитекторами, медиками. Если раньше характеристики территории давались безадресно, то теперь все чаще с учетом запросов конкретного потребителя. В последние годы разрабатывается идея узловых народно-хозяйственных проблем, т.е. тех, которые имеют первоочередное значение для экономики страны. Это проблемы обеспечения производства топливом и сырьем, потребностей населения в продовольствии, экологические, научно-технические, социальные и другие, требующие разработки комплексных общегосударственных программ.

Важнейший процесс, повышающий научный уровень и престиж ЭСГ, – ее теоретизация,которая идет по нескольким направлениям. Это широкое применение общенаучных методов, таких как системный подход; открытия и формулировки общественно-географических закономерностей, разработка теоретических концепций (экономического районирования, территориально-производственного комплексообразования, энерго- производственных и природно-ресурсных циклов, природно-ресурсного потенциала, экономико-географического положения, "опорного каркаса" расселения и др.); введение и упорядочение специальной терминологии; использование математических методов (результат "количественной революции" в географии).

В связи с бурным развитием информационных технологий в конце XX в. общественно-географические научные дисциплины испытали процесс информатизации.

Наконец, происходит конструктивизация – усиление практического значения СЭГ. Раньше географы преимущественно указывали ограничения (например, невозможность строительства тех или иных населенных пунктов, промышленных предприятий, освоения месторождений полезных ископаемых из-за неблагоприятных природных условий или географического положения), теперь же внимание уделяется тому, как эти ограничения преодолеть.



2020-03-19 305 Обсуждений (0)
Современные процессы развития экономической и социальной географии (дифференциация, гуманизация и т.д.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные процессы развития экономической и социальной географии (дифференциация, гуманизация и т.д.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)