Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ 0.00 из 5.00 0 оценок




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ИНСТИТУТ)

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экспериментальная психология»

На тему: «Гендерные различия способностей у взрослых»

 

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ

1.1 Гендер. Физиологические и психологические отличия полов

Общее понятие о способностях

Гендерно-ролевая социализация и гендерные различия

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Планирование эксперимента и выборка исследования

Методы исследования.

Выводы по второй главе

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СПОСОБНОСТЕЙ У ВЗРОСЛЫХ

Исследование структуры способностей у мужчин и женщин

Выводы по третьей главе

ВЫВОДЫ

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение психологии мужчины и женщины их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе. Ведь роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Насколько значимы, закономерны и оправданы различия мнений, суждений, действий «мужских» и «женских» групп на социально психологическом уровне?

Являются ли эти различия в большинстве своем следствием фундаментальной биологической разницы между мужчиной и женщиной или же они обусловлены в большей степени культурой, господствующей в обществе, определяющей взгляды и диктующей соответственно свои законы и правила?

Психология гендера является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

В свете сказанного, цель настоящей работы: выявление гендерных различий в способностях людей зрелого возраста.

Выборку исследования составили 10 мужчин и 10 женщин в возрасте 25-35 лет - работники строительной фирмы.

Объект исследования: психология гендера.

Предмет исследования: различия способностей мужчин и женщин к различным видам деятельности.

Указанная цель решалась при помощи достижения следующих задач:

1. Провести анализ литературы по рассматриваемой проблеме.

2. Выявить особенности способностей у взрослых мужчин и женщин, провести их сравнительный анализ.

Методологической основой работы являлись основные положения современной психологии, а основными экспериментальными методами - методы экспериментальной психологии.

Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования:

    теоретический анализ и обобщение литературы,

    психологический констатирующий эксперимент,

    психологическое тестирование

    метод математико-статистической обработки результатов.

Гипотезу исследования: предполагалось, что гендерные различия проявятся в том, что у мужчин окажутся более ярко выражены технические и математические способности, а у женщин - гуманитарные.

гендер социализация способность

 


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ

 

Гендер. Физиологические и психологические отличия полов

 

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

В последнее время гендер рассматривают как целый комплекс понятий. И то, что гендер не имеет окончательного определения,- не недостаток или проблема а, скорее, особенность самого понятия. Само слово не имеет в русском языке адекватного перевода, а его написание и произношение скалькировано с английского: gender-«пол».

Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированых черт, присущих «женственности»(feminity) и «мужественности» (masculinity).

В социологическом энциклопедическом словаре можно увидеть, что «пол» имеет два значения.

Первое - совокупность морфологических и физиологических особенностей.

Второе - комплекс семантических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обусловливающих личный, социокультурный и правовой статус мужчины и женщины (Абубикарова Н.И., 1996)

Если пол детерминирован биологически, то гендер (род) конструируется культурно. Существуют, таким образом два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулиный и феминый).Принципиальный вопрос состоит в том, соотносится ли гендер как социально сконструированный феномен с биологией или детерминируется ею. Например, в 20 веке предполагали, что женская активность детерминируется анатомическим строением и функциями в процессе воспроизводства. Эти взгляды позже оспорили феминистки. Антропологи доказали культурную специфику представлений о гендере, сексуальности и половых ролях. Например, М. Мид в кросс-культурном исследовании показала, что социальные задачи, возлагаемые на себя мужчинами и женщинами, чрезвычайно различаются. Не существует единой для всех общественной связи между социальными ролями и биологическим полом. Социальные психологи практиковали гендерную идентификацию скорее как продукт детского восприятия, нежели как биологическую заданность.

Считается, что впервые термин «гендер» - был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»: про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер - это понятие, которое основывается на психологических и культурных обьяснениях достаточно независимых от тех, которые трактуют (биологический) пол. Другими словами, совсем не обязательно прямо связывать бытие женщины с бытием «женственности» и бытие мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход в рассмотрении социального поведения людей, в дальнейшем был поддержан многими социологами, в особенности феминистского направления, получил название «гендер» и основал новое направление социальных исследований - «гендерные исследования» (Берн Ш., 2001).

Гендерные исследования - это исследования способов отображения социального понимания половых различий, исследования существования рода в виде значений и смысла: в зависимости от разделения по признаку пола в социальных организациях и институтах (рынок труда, семья, образование) нормативных значений, которые выражаются в политических научных и религиозных доктринах; символов; значений личного восприятия.) (Берн Ш., 2001)

При сравнении конституционных данных у мужчин и женщин у последних отмечается более широкий таз, чем плечи, позвоночный столб длиннее по отношению к росту. У женщин короткая, но широкая грудная клетка, большой угол наклона таза.

Говоря о специфических функциях организма женщин, можно выделить особенности их двигательной деятельности. Женщинам свойственно более мягкое, плавное выполнение упражнений. Женщины обладают большей гибкостью, чем мужчины, и более высокой координацией мелких мышечных групп. Сила мышц женщин значительно уступает силе мужчин.

Для женщин характерно более частое дыхание, чем у мужчин. ЖЕЛ колеблется в пределах 2500-5000 мл (у мужчин 3200-7200 мл). Максимальная вентиляция легких составляет 3-5 л (у мужчин 5-7 л).

Сравнивая анатомо-физиологические показатели мужчин и женщин, можно видеть, что женщины располагают меньшими функциональными возможностями, чем мужчины.

С возрастом анатомо-физиологические показатели развития различаются еще больше. У девочек период полового созревания на 1-2 года раньше, примерно с 12-15 лет, у мальчиков - с 13-17 лет. Поэтому девочки «перегоняют» мальчиков в это время по физическому развитию. В 15-16 лет и старше мальчики обгоняют девочек в физическом развитии, силе, скорости.

Биологическая особенность женщин - это периодические изменения, происходящие в их организме в связи с протеканием овариально-менструального цикла, и детородная функция.

Менструальный цикл часто оказывает влияние на другие системы женского организма. В эти дни несколько изменяется реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, может ухудшиться внимание на решение контрольных задач. В начале цикла возрастает, а затем падает количество лейкоцитов в крови, понижается сила мышц. Отрицательное влияние в период менструации не всегда сказывается на общем состоянии организма женщины. У здоровой женщины, работоспособность в период менструаций существенно не изменяется. Только при нарушении менструального цикла отмечается снижение общей работоспособности (Солодков А.С., Сологуб Е.Б.,2001).

Мужчинам и женщинам свойственна различная динамика сексуальности в процессе онтогенеза - рис. 1 (Иорданская Ф.А., 1995).

 

Рис. 1. Диаграмма сексуальной активности женщины и мужчины

 

Женщинам свойственны некоторые особенности психики, например большая эмоциональность, различное отношение к выполнению разного рода деятельности.

Так, в деятельности, требующей поиска нестандартного решения, женщины уступают мужчинам, а там где нужно высочайшее исполнительское мастерство - лидируют или, по крайней мере- не уступают. Например, композиторов больше среди мужчин, а среди хороших исполнителей женщин не меньше; изобретателей больше среди мужчин, а рационализаторами бывают и те и другие (Еремеева В.Д., 2000)

Это объясняется физиологическими факторами - гормональным фоном и различиями в функционировании полушарий головного мозга

Биологическими предпосылками обусловлено то, что у мужчин в среднем преобладает тонус левого полушария, а у женщин - правого.

Как известно, (Лурия А.Р., 1979 и многие другие) некоторые психические функции у взрослого человека представлены только в одном полушарии головного мозга. Например, за понятийное мышление, доминирующее в нашей культуре отвечает левое полушарие.

Следующие функции относятся к разным полушариям (согласно упомянутым исследователям):

Левое полушарие (соответствует правому полю зрения, реактивной чувствительности правой половины тела и управляет правосторонними мышцами реагирует на все языковые и логико-аналитические вопросы и отвечает у человека за чтение, письмо, счет и вычисления. В нем сосредоточены все семантические, фонетические, грамматические и синтаксические функции. Здесь генерируются “произвольно” управляемые точные движения, равно как и спонтанные движения при акте речи. Оно порождает организованное во времени последовательное поведение и, по видимому в его компетенции находится вербально-аналитическое мышление (реактивность левого полушария подобна языку дискретных знаков - цифровому языку).

Левое полушарие не способно охватывать или создавать пространственно-временные процессы и образы в их целостности. В качестве общего вывода можно сказать: левое полушарие специализируется на вербально-аналитических функциях и коммуникации.

Правое полушарие (соответствует левому полю зрения, реактивной чувствительности левой половины тела и левосторонней моторике) ответственно за целостное восприятие сенсорной информации и управляет преимущественно непроизвольными движениями, а также сложными поведенческими процессами.

В этом полушарии происходит дополнение образов (восстановление целой картины из ее частей - функция- pars pro toto ( часть вместо целого - лат.) - интересно, что здесь воспоминание чего-либо лучше всего удается по запаху). Правое полушарие обеспечивает более точное зрительное восприятие пространства, чем левое, но оно далеко уступает левому во всех речевых и арифметических функциях. В нем воображение и мышление отражаются в образах (Гримак Л.П., 1987).

 

Таблица 1.1.

Функции полушарий головного мозга человека (по Ильину Е.П., 2001)

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, понимание смысла Восприятие эмоционального состояния
Детальное восприятие Целостное восприятие

Это разделение функций полушарий формируется в онтогенезе. Хотя врожденными являются межполушарные различия уже на уровне цитоархитектоники, но специализация левого полушария на вербально-аналитической функции (использование сигналов) происходит лишь в возрасте 2-4 лет. Существует нейрофизиологическая гипотеза, что поскольку специфические функции обоих полушарий жизненно необходимы - одна из двух доминирует т. е. контролирует и оценивает деятельность другой.

В сфере социальных отношений, прежде всего при вербальной коммуникации над всеми эфферентными сигналами доминирует левое полушарие. Правое полушарие доминирует там, где все сводится к аффективно-выразительному поведению.

 

Общее понятие о способностях

 

Интерес к проблеме способностей проявляли еще выдающиеся ученые прошлого.

На исключительную важность учета индивидуальных особенностей человека, его способностей при выборе профессии указывали многие выдающиеся педагоги, отмечая, что индивидуальные особенности человека играют огромную роль в том труде, которым он занят. Одно и то же дело люди выполняют по разному, исходя из своих природных или приобретенных в течении жизни индивидуальных качеств (Герцен А.И., 1842; Ушинский К.Д., 1950 и др.).

Под способностями понимается совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания черт личности, образующих такую динамическую структуру, которая на основе компенсации одних качеств личности другими определяет успешность обучения определенной трудовой (спортивной) деятельности, ее выполнение и совершенствование в ней (Платонов К.К., 1970).

Большинство специалистов сходится во мнении о том, что способности - это индивидуально-психологические свойства личности, от состояния которых зависит легкость приобретения знаний, умений и навыков в избранном виде деятельности (Платонов К.К., 1970).

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в процессе обучения, в то же время они не рассматриваются, как врожденные. Врожденными могут быть лишь некоторые анатомо-физиологические особенности организма, обеспечивающие возможность развития тех или иных способностей, называемые задатками.

Способности человека разделяются на две группы: общие и специальные (к специфическим видам деятельности). В общие и специальные способности могут входить физиологические (физические, двигательные) и психические (духовные, душевные) способности. К физическим относят функциональные возможности органов, систем и организма в целом и физические качества.

По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Говоря о психологических способностях, можно отметить, что ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ психологических требований, предъявляемых человеку различными видами деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств (качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще или конкретного ее вида в частности. Выполнение любого вида деятельности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.

Знания, умения, навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков.

Л.А. Венгер (1973) выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ориентировочных действий. В качестве доказательства он приводил следующие рассуждения:

    в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия; ориентировочные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами решения, выбор способа выполнения; исполнительские действия - выполнение действий и достижение результата;

    знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

    задачи ориентировочных действий не самостоятельны, а они подчинены решению более общих познавательных или практических задач. Когда исполнительские действия сформированы, ориентировочные - свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки в задании.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

. Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.

. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

. Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучении.

Функциональный и операционный компоненты способностей, отмечает В.И. Шадриков (1996), формируются прижизненно в условиях общения и деятельности. В качестве базисной основы общих способностей выступают их функциональные механизмы.

К общим способностям он относит психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. Он считает, что специальные способности - это варианты проявления общих способностей, «оперативная» форма общих способностей.

Таким образом, функциональный компонент способностей относительно стабилен, а операционный - изменчив, вариативен, т.е. он различен в конкретных видах деятельности. Поэтому, говоря о соотношении общих и специальных способностей, В.И. Шадриков (1996) отмечает, что человек от природы наделен общими способностями, на них строятся все виды деятельности. «Специальные» способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Каждая способность в ансамбле с другими в том или ином виде деятельности приобретает новые черты.

Для практического решения проблемы способностей (в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова (1996) о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) неотделима от других, включает их в себя. Различна только иерархия, она определяется тем, какая психическая функция выбрана в качестве исходной. Например, способность эстетического восприятия предмета немыслима без опоры на память, воображение (ассоциативное видение) и т.д. В.И. Шадриков все эти рассуждения относит к познавательным способностям как отдельным свойствам общей отражательной способности - психике.

 



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В СПОСОБНОСТЯХ ВЗРОСЛЫХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)