Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследование структуры способностей у мужчин и женщин



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Исследование структуры способностей у мужчин и женщин 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В таблицах 3.1. и 3.2. приводятся данные по группам мужчин и женщин соответственно, по результатам их исследования с помощью теста Амтхауэра.

 

Таблица 3.1.:

Показатели различных видов способностей по тесту Амтхауэра по группе мужчин

Инициалы

Вид субтеста

  ОС ИЛ ПА ОО АР ОЗ ГС ПВ Запоминание
А.В. 12 12 13 17 10 12  12 12  16
Г.А. 14 13 14 18 9 15  13  14  15
З.И. 13 13 14 15 12 13  14  13  17
И.А. 13 12 15 16 11 14  13  13  16
Л.Н. 15 14 13 14 12 13  13  14  15
М.И. 14 14 11 15 8 12  11  12  17
П.А. 12 13 14 14 13 13  13  13  16
С.И. 15 14 15 17 10 13  13  13  15
Т.А 13 12 13 16 12 12  12  12  16
Ш.М. 12 11 12 14 11 13  12  13  18
Среднее 13,3 12,8 13,4 15,6 13,5 13,0  12,6  12,9  16,1

 


Таблица 3.2.:

Показатели различных видов способностей по тесту Амтхауэра по группе женщин

Инициалы

Вид субтеста

  ОС ИЛ ПА ОО АР ОЗ ГС ПВ Запоминание
Б.А. 15 11 14 16 10 11  11 10  15
Г.И. 13 12 13 17 8 13  12  13  16
Ж.А. 14 13 12 18 10 15  12  12  14
К.В. 14 13 13 19 10 14  10  11  15
К.Г. 13 13 14 17 11 12  12  12  16
С.Д. 14 14 13 19 7 13  9  11  16
С.А. 13 12 15 16 9 12  13  12  15
Ф.Д. 14 13 14 17 8 12  13  11  16
Ш.Д. 14 12 12 20 10 13  13  10  16
Ш.А. 12 12 13 17 10 12  10  9  17
Среднее 13,6 12,5 13,3 17,6 9,3 13,2  11,5  11,1  15,6

 

В графическом виде результаты сопоставления по группам мужчин и женщин представлены на рис. 2

 

Рисунок 2. Структура интеллекта мужчин и женщин (по тестам 4, 5, 7, 8 - различия достоверны)

 


Из полученных данных следует, что наибольшие различия между мужчинами и женщинами имеются по тестам: определение общего (у женщин уровень выше), арифметические и геометрические способности и пространственное воображение (у мужчин уровень выше). В целом, действительно большинство указанных способностей определяют математические способности индивидов.

В таблицах 3.3. и 3.4. приводятся данные по группам мужчин и женщин по коммуникативно-организаторским способностям.

 

Таблица 3.3.

Показатели различных видов способностей по тесту КОС-2 по группе мужчин

Инициалы

Вид способности

  Коммуникативные Организаторские
А.В. 3 3
Г.А. 4 5
З.И. 1 4
И.А. 3 6
Л.Н. 4 4
М.И. 6 7
П.А. 3 5
С.И. 2 4
Т.А 4 5
Ш.М. 3 4
Среднее 3,3 4,7

 


Таблица 3.4.:

Показатели различных видов способностей по тесту КОС- 2 по группе женщин

Инициалы

Вид способности

  Коммуникативные Организаторские
Б.А. 2 4
Г.И. 5 3
Ж.А. 3 2
К.В. 5 1
К.Г. 8 4
С.Д. 2 3
С.А. 3 2
Ф.Д. 6 3
Ш.Д. 7 2
Ш.А. 9 7
Среднее 5,0 3,1

 

В графическом виде результаты представлены на рис. 3

 

Рисунок 3. Диаграмма различий в способностях у мужчин и женщин (1- коммуникативные, 2- организаторские) (различия достоверны)

 


После статистической обработки, были получены данные, приведенные в таблице 3.5.

 

Таблица 3.5.

Статистическая достоверность различий показателей по t-критерию Стьюдента способностей мужчин и женщин по результатам исследования

Вид теста

Группа

t р Вывод о достоверности различий
  Мужчины Женщины      

По тесту Амтхауэра

ОС 13,3 13,6 0,66 Р>0,05 недостоверны
ИЛ 12,8 12,5 0,70 Р>0,05 недостоверны
ПА 13,4 13,3 0,20 Р>0,05 недостоверны
ОО 15,6 17,6 3,20 Р<0,05 достоверны
АЗ 10,8 9,3 2,38 Р<0,05 достоверны
ОР 13,0 12,7 0,60 Р>0,05 недостоверны
ГС 12,6 11,5 2,09 Р<0,05 достоверны
ПВ 12,9 11,1 4,04 Р<0,05 достоверны
Запоминание 16,1 15,6 1,21 Р>0,05 недостоверны

По тесту КОС-2

Коммуникативные 3,3 5,0 1,89 Р<0,05 достоверны
Организаторские 4,7 3,1 2,49 Р<0,05 достоверны

 

Полученные данные показывают, что существенные различия есть по четырем из девяти субтестов теста Амтхауэра, а именно - по субтестам: определение общего, арифметические и геометрические способности и пространственное воображение. В целом, математические способности мужчин оказались выше, а способность определения общего выше оказалась у женщин. Также, было выявлено, что у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента выше организаторские способности, а у женщин - коммуникативные.

 


Выводы по третьей главе

 

В ходе констатирующего эксперимента установлено, что у женщин и мужчин структура интеллекта существенным образом отличается. Так например, способности к определению общего, у женщин развиты больше чем у мужчин, а арифметические способности и геометрические способности у мужчин выше, чем у женщин, также выше у них способности к пространственному воображению, что в целом делает для мужчин предпочтительной работу с абстрактными символами и понятиями. У женщин несколько выше коммуникативные способности, что говорит об их предрасположенности к сферам деятельности, связанным с общением.

Можно предположить, что указанные различия определяются в большей мере гендерными особенностями, поскольку половой диморфизм хотя и задает предрасположенность полов к различного рода деятельности, но в дальнейшем именно особенности воспитания и другие воздействия социальной среды формируют уровень развития тех или иных способностей.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования оказалась подтвержденной.


ВЫВОДЫ

 

1. Установлено, что гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Понятие гендера в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих «женственности» и «мужественности».

2. Выявлено, при исследовании структуры интеллекта, что различные виды способностей у мужчин имеют различную выраженность, так, арифметические и геометрические способности, а также пространственное воображение у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента (р<0,05) выше, а способности к определению общего также достоверно (р<0,05) выше у женщин.

3. Установлено при применении теста коммуникативно-организаторских способностей, что у мужчин достоверно по t-критерию Стьюдента (р<0,05) выше организаторские способности, а у женщин - коммуникативные.

Таким образом, гипотеза выдвинутая в начале исследования оказалась подтвержденной.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе исследования было установлено, что гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Понятие гендера в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированых черт, присущих «женственности» и «мужественности».

Полученные в нашем исследовании результаты различные виды способностей у мужчин имеют различную выраженность, так арифметические и геометрические способности, а также пространственное воображение у мужчин оказались достоверно выше. В то же время, у мужчин достоверно выше организаторские способности, а у женщин - коммуникативные способности, а также способности к определению общего.

Таким образом, с учетом того, что выборка обследованных была достаточно представительной (включала специалистов различного профиля) можно предположить, что в целом для мужчин предпочтительными будут сферы деятельности, связанные с абстрактным мышлением, из наук - с точными и техническими науками, а для женщин - сферы деятельности, связанные с восприятием образов в целом и с работой с людьми, соответственно из наук - гуманитарные.

Таким образом, можно считать гипотезу исследования подтвержденной, а цель - достигнутой.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

4. Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность 1996. №6.-С. 34-38..

5. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961-456с.

6. Берн Ш. Гендерная психология - СПб, 2001-450с.

7. Вейнингер О. Пол и характер - М., 1991.-340с.

8. Венгер Л.А. Педагогика способностей - М.: Педагогика, 1973-240с.

9. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М. Политиздат, 1989-318 с.

10.Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира СПб: Тускарора, 2000-184с.

11.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология - СПб: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2001-286с.

12.Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий - СПб.: Питер, 2004. - 400с.

Иорданская Ф.А. <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Author=иорданская%20ф> Физиология женщины <http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=физкультура%20и%20спорт%20в%20жизни%20женщины>. - М.: Советский спорт, 1995 -320с.

13.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.-Воронеж, 1997-320с.

14.Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Изд-во МГУ, 1979-319 с.

15.Платонов К.К. Личность и труд. - М.: Изд-во Мысль.,1970-280с.

16.Практикум по общей и экспериментальной психологии - Петрозаводск, 1992- 480с.

17.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты /Под ред. Д.Я. Райгородского - Самара: Бахрах - М, 2005-672с.

18.Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая, возрастная - М. Терра-спорт, 2001-520 с.

19.Шадриков В.И. Психология деятельности и способностей человека. - М, 1996. -455с.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Бланк КОС-2

Вопросы:

1. Есть ли у вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?-

1. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

1. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших товарищей?

2. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

6. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время за книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отказаться от своих намерений?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10.Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11.Трудно ли вам включаться в новые для вас компании (коллективы)?

12.Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13.Легко ли вам удается устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?

14.Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15.Трудно ли вы осваиваетесь а новом коллективе?

15.Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

16.Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

17.Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

18.Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20.Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21.Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?

21.Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

22.Испытываете ли вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

23.Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

21.Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

21.Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27.Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?

28.Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29.Полагаете ли, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?

30.Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?

31.Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых?

32.Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?

33.Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомый коллектив?

34.Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35.Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

34.Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

35.Верно ли, что у вас много друзей?

34.Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

35.Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

36.Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

КЛЮЧ

Коммуникативные склонности:

(+) Да - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 (-) Нет- 3, 7, 11, 15, 19,23,27,31,35,39

Организаторские, склонности:

(+) Да - 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 (-) Нет - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40



2020-03-19 193 Обсуждений (0)
Исследование структуры способностей у мужчин и женщин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследование структуры способностей у мужчин и женщин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)