Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разоружение ради развития



2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Разоружение ради развития 0.00 из 5.00 0 оценок




    Наиболее острой проблемой современности является проблема войны и мира, милитаризации и демилитаризации экономики. Длительное военно-политическое противостояние, в основе которого лежали экономические, идеологические и политические причины, было связано со структурой международных отношений. Оно привело к накоплению огромного количества боеприпасов, поглотило и продолжает поглощать огромные материальные, финансовые, технологические и интеллектуальные ресурсы. Гонка вооружений обошлась человечеству дорого. Только военные конфликты, имевшие место с 1945 г. до конца 80-х гг. прошлого столетия, обернулись потерями 10 млн.человек, огромным ущербом. [1,486]

Военным производством заняты свыше 60 млн.человек. Выражением сверхмилитаризованности мира является наличие у шести стран ядерного оружия в количестве, достаточном для уничтожения жизни на Земле несколько десятков раз.

    К настоящему времени сложились следующие критерии определения степени милитаризации общества: доля военных расходов по отношению к ВНП; количество и научно-технический уровень вооружений и вооруженных сил; объем мобилизованных ресурсов и подготовленных к войне людских резервов, степень военизации жизни, быта, семьи; интенсивность использования военного насилия во внутренней и внешней политике. С этих позиций можно выделить ряд уровней милитаризованности общества: сверхпредельный (на военные цели тратится 30-40% бюджета); сверхдостаточный; оборонительной достаточности и поддержки изменения не только внутренней стабильности.

    Существует ряд стран, которые довели расходы на военные цели до минимума, и процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).

    В области производства вооружения новая техника, предопределила способы ведения боевых действий, но и приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности и нестабильности, создает критические ситуации. [1,486]

    По оценке военного ведомства США на протяжении 90-х гг. приблизительно 30 стран будут обладать химическим оружием, 10 – производить биологическое оружие и столько же обладать ядерным потенциалом. К 2000 г. около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно производить баллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела гонка вооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной армии потрачено до 80-90% национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).

    Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти процессы крайне трудно.

    Практически конверсия была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы сократились с 41 до 4% ВНП в 1947г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия доказывается тем, что в1947г. восстановились народное хозяйство, увеличились национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.

    Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен в 60-е гг.: армия была сокращена на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.

    В странах бывшего СССР перевод военных заводов и целых отраслей на производство гражданской продукции осуществлялся в сложных экономических условиях и под влиянием ряда факторов. Во-первых, у государств СНГ практически отсутствуют бюджетные средства на финансирование закупок вооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых, перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так как не использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда как ВПК – единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем, что сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых источниках отсутствуют.

    Период со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В этот период политическая и экономическая ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.[5,284]

Утвержденную в последних числах января 2006 г. стратегию развития оборонно-промышленного комплекса России на среднесрочную перспективу вполне можно назвать программой конверсии - доля гражданской продукции в ОПК превысит 70 %. Следует учесть, что именно оборонщики разрабатывали и внедряли высокие технологии, самую современную технику и новые материалы. Излишняя засекреченность сдерживала использование в гражданской экономике всех (или почти всех) плодов прогресса, о чем, надо полагать, теперь приходится жалеть. В программе, в частности, предусмотрено увеличить объем промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 году по сравнению с 2004 годом в 2,8-3 раза. Утверждена и Федеральная космическая программа на период с 2006 по 2015 год, с помощью которой Роскосмос пытается восстановить позиции, потерянные в предыдущие годы.*

    Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).[14,23]

    Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих основных элементов:

    1)товарно-сырьевых бирж и других коммерческих структур, решающих проблемы материально-технического снабжения и сбыта;

_____________________________________________________________________________* А.Андреев «Военная экономика» Парк - обзор прессы 10.03.2006 г.

    2)организаций финансовой поддержки конверсируемых проектов – инвестиционных фондов, специальных банков;

    3)хозрасчетных функциональных организаций, осуществляющих отдельные виды деятельности: внешнеторговую, маркетинговую и др.;

    4)независимых организаций и советов, имеющих целью выработать согласованную политику по вопросам конверсии и обороны.

    И наконец, политика конверсии должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.[13,186]

    Опыт ХХ в. показывает, что главным условием прекращения войны является не исчезновение частной собственности и основанной на ней общественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международной жизни государств, экономики, политики, духовной сферы и т.д. Смешанная высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества.

    В наше время расходы на вооружение продолжают расти, не смотря ни на что. Представители Стокгольмского института исследования мира сообщили, что в 2004г., впервые после окончания «холодной войны», суммарные мировые расходы на вооружение превысили 1 трлн. долл. Из них около половины суммы было потрачено Соединенными Штатами. Так, по данным института, с учетом расходов на военные действия в Ираке, Афганистане и борьбу с терроризмом общие расходы всех стран на военные цели в 2004 году составили 1,035 трлн. долл. Это составляет 2,6% совокупного мирового ВВП (162 долл. на каждого жителя планеты). Соединенные Штаты потратили 47% от указанной суммы. В 2003г. рост военных расходов по сравнению с 2002г. составлял 11%. Второе после США место по военным тратам у Великобритании - 47 млрд. долл. Также в списке стран, существенно увеличивших свои военные затраты, фигурируют Франция, Германия, Китай, Япония и Индия. Россия занимает лишь 8-е место в мире по военным расходам. В 2004 году на оружие РФ потратила 19 млрд. долл. По данным Министерства обороны РФ, в 2005г. из бюджета страны на военные нужды планировалось выделить 573 млрд. руб., что на 70 млрд. руб. больше, чем в 2004г. Российский гособоронзаказ на 2005г. составляет 187 млрд. руб., что отражает тенденцию последних лет к увеличению бюджетных расходов государства на оборонную часть. В 2004г. на гособоронзаказ из федерального бюджета было выделено 148 млрд. руб., в 2003г. - 113 млрд. руб., в 2002г. - 80 млрд. руб. В 2005 году - 62,8 млрд. руб., или 33% гособоронзаказа,  направили на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых перспективных образцов вооружений, 112 млрд. руб., или 60% - на серийные закупки военной техники, 11,8 млрд. руб. - 6% - на ее ремонт.*1

 



2020-03-19 148 Обсуждений (0)
Разоружение ради развития 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разоружение ради развития

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)