Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема продовольствия и пути ее разрешения



2020-03-19 142 Обсуждений (0)
Проблема продовольствия и пути ее разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн.человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн.человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают. На всемирном саммите по продовольствию в 1996 г. политики поставили целью сократить число голодающих в мире в два раза к 2015 г. благодаря "честной и рыночно-ориентированной мировой торговой системе". Последние оценки по данным 1999-2001 гг. _____________________________________________________________________________ * А.Л. Яншин «Каким образом меняется состав воздуха» Вестник РАН 2т67 с.109-112           показывают, что число голодающих в мире возрастает в среднем на 5 миллионов человек, что делает трудновыполнимой цель сократить число голодающих на нашей планете в два раза к 2015 году.

 Голод является в первую очередь спутником бедности, т.е. зависит от уровня экономического и социального развития, соотношение социального неравенства в России, мы рассматриваем в таблице № 4,5.

Таблица № 4. Потребление продовольствия на душу в месяц (кг)

    Молоко и молокопродукты Яйца (шт.) Мясо и мясо­продукты Рыба и рыбопро­дукты Фрук­ты и ягоды
Бедные 13.8 9 2.9 0.5 2.0
Богатые 23.4 15 5.8 1.3 4.7

 

 

Таблица № 5. Россия: дифференциация доходов (начало 1998 г.)

    Доля в населении, % Размер денежного дохода на душу в месяц, долл.
Богатые 3-5 более 2000
Состоятельные 15 1000-2000
Центр (аналог среднего класса) 20 100-1000
Ограниченные в средствах 20 50-100
Бедные 40 менее 50
     

В таблице №5 бедными считаются 10% населе­ния, находящиеся в самом низу социальной пира­миды, богатыми - 10%, находящиеся на ее верши­не. Богатые потребляют в два раза больше мяса и молока, чем бедные. Но доля расходов на продовольствие в их бюджете состав­ляет 25-30%, что приближается к средним пока­зателям Запада.

Другое исследование, охватившее 2720 семей в различных районах России, показывает, что и бедные и богатые питаются нерационально, но по разным причинам. Семьи с низким доходом со­кращают потребление жизненно важных продук­тов из-за нехватки денег, в то время как семьи с высоким доходом допускают излишества.*

 За последние 15 лет уровень потребления продовольствия россиянами снизился на 22%. Об этом сообщил вице-президент Россельхозакадемии, директор Института экономики сельского хозяйства Иван Ушачев: "В среднем объемы потребления продовольствия на душу населения с 1990 года сократились на 22%, а по отдельным видам продуктов, таких как мясо – в 1,4 раза, молоко – в 1,7 раза и рыбопродукты – в 1,8 раза", – отметил он. При  этом, как подчеркнул И. Ушачев, "расходы на приобретение продтоваров за _____________________________________________________________________________

* А.Н.Стрельников «Проблема социального неравенства», Газета «Известия» 17.07.1998 г.

соответствующий период выросли в среднем более чем на 16%".
Основной причиной этого, по словам вице-президента Россельхозакадемии, "является низкая платежеспособность населения страны".*

  В слаборазвитых странах голодают в первую очередь крестьяне. В Африке большинство сельского населения не имеет технических и финансовых средств для увеличения производительности земель. В Латинской Америке и Азии основной причиной голода является недостаток земель. Огромным бедствием для этих стран является то, что большинство голодающих – это женщины и дети (40% недоедающих – дети до 10 лет). По данным международной статистики, несмотря на улучшение за последние 20 лет некоторых относительных показателей, число недоедающих в абсолютном выражении продолжает расти и через 10 лет их будет 1 млрд. Однако статистика свидетельствует и о другом. В мире производится (и может производиться) достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им каждого жителя Земли.

Основная причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет), а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.[2,380]

Еще один важный фактор, определяющий решение проблемы, - это торговля продовольствием. Известно, что Западная Европа и Северная Америка ведут борьбу за мировые рынки продовольственной продукции, за стабильность цен. Торговля продовольствием – объект борьбы между западноевропейскими и североамериканскими странами за рынки развивающихся стран, в том числе и бывших социалистических. Она осуществляется с помощью льгот по платежам и скидок на цены, увеличение экспортных

 субсидий. В результате цены на импортные продукты питания играют роль «потолочных»

для местных производителей и делают местное производство продовольствия нерентабельным.[8,425]

    Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

· восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося в данной стране; 

_____________________________________________________________________________* ИТАР-ТАСС опубликовано 14 февраля 2005 г.

· увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

· развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений в этой области;

· проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.

 

2.5 Проблемы НТП и проблемы образования

в мире.

НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.

    Важными проблемами глобального масштаба стали все большая удаленность от источников сырья и энергии, исчерпание природных источников сырья как в количественном измерении, так и в смысле его физических свойств. К тому же ресурсоемкость производства и стиля жизни (как результат НТР) повышает естественные ограничения нашей среды обитания. Одним из важных последствий для всего мира может стать потеря ответственности за отдельные результаты НТР. Это выражается, с одной стороны, в противоречии между человеческим инстинктом к самосохранению и ростом потребностей и наживы – с другой.

    Наконец, еще один важный аспект НТП – его циклический, неравномерный характер, усиливающий социально-экономические проблемы в разных странах и делающий их общими. Возникают периоды, когда ухудшение общеэкономических условий воспроизводства (например, удорожание энергоресурсов) замедляет или откладывает получение экономического эффекта научно-технического развития, переключает его на задачи компенсации возникающих структурных ограничений, обостряя тем самым социальные проблемы. Возрастает неравномерность экономического развития. Усиливается международная конкуренция, что приводит к обострению внешнеэкономических противоречий. Его следствиями стали рост протекционизма, торговые и валютные войны в отношениях между развитыми странами.

В 2000 фин. году расходы на исследования и разработки в странах Запада составили 360 млрд. долл., и доля США в них составила 180 млрд. долл.  В 2002г. из общей суммы мировых расходов на исследования и разработки в 652,7 млрд. долл. на США приходились 40,6 %. 

Америка инвестирует в высокотехнологичные области больше, чем вся Европа, взятая вместе. Общие американские расходы на исследования и внедрение равны совокупным расходам богатейших стран мира — остальных стран «большой семерки». (А «семерка» расходует на эти цели 90% общемировых расходов на исследования и разработки. На занимающую второе место Японию приходится 17,6%, на Германию — 6,6%, Британию — 5,7%, Францию — 5,1%, Китай — 1,6%) . И эти расходы дают весомые результаты: не менее половины новых технологий мира создается в начале XXI века в Америке.

НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью

 ТНК(транснациональных корпораций) и их зарубежных филиалов.[11,134-135]

    Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.

    Вплоть до нашего столетия, несмотря на успехи в науке, культуре в отдельных странах, мир в целом, по существу, оставался неграмотным, и подавляющее большинство его населения не умело ни читать, ни писать. Только в ХХ в. во всем мире было предпринято мощное наступление на неграмотность в целях ее ликвидации.

    В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП. Например, в России расходы на образование с каждым годом увеличиваются

(см. Таблица № 6), хотя число неграмотных тоже не уменьшается.

 Таблица №6  Расходы на образование РФ за 2004-2005гг.*

Наименование 2004г. (тыс.руб.) 2005г. (тыс.руб.)
Дошкольное образование 802 607,3 3 812 334,2
Общее образование 2 013 440,4 1 611 763,9
Начальное профессиональное образование 24 810 237,6 4 167 501,4
Среднее профессиональное образование 15 285 091,9 19 664 952,9
Переподготовка и повышение квалификации 1 502 256,7 2 271 543,9
Высшее профессиональное образование 68 299 015,7 108 811 902,3
Прочие расходы в области образования 5 079 217,4 14 997 964,1
ИТОГО: 117 791 867,0 155 337 962,7

 

Россия занимает 57-е место среди стран мира по уровню развития человеческого потенциала - между Болгарией и Ливией. Об этом говорится в докладе, подготовленном Программой развития ООН. Россию опережают такие страны как Барбадос (29-е место), Коста-Рика (45-е место), Багамские острова и Куба - (51-е и 52-е места соответственно).
Эксперты ООН составили индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в 177 странах мира. В основе рейтинга лежит анализ статистических данных по трем основным

направлениям развития человека - продолжительности жизни, уровню образования и доходам. В соответствие с оценками экспертов, в пятерку стран, возглавляющих список, входят Норвегия, Швеция, Австралия, Канада и Нидерланды.
США занимают восьмое место, Великобритания - 12-е, Франция - 16-е, Германия - 19-е место. По данным Программы развития ООН, все страны СНГ относятся к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. Ближе всего к России в этом рейтинге расположена Белоруссия - она занимает 62-е место, затем следуют Украина (70-е) и Казахстан (78-е). В конце списка, включающего наименее развитые страны, находятся в основном страны Африки - Гвинея Биссау, Бурунди, Мали, Буркина-Фасо и Нигер.

_____________________________________________________________________________

* Материал предоставлен официальным сайтом РФ «Министерством Финансов РФ» www.minfin.ru

 

 

 Самой слаборазвитой страной в мире, по мнению экспертов ООН, является Сьерра-Леоне*
      Однако, несмотря на предпринятые в ХХ в. беспрецедентные усилия на пути ликвидации неграмотности, до сих пор там не преодолен рост абсолютного числа неграмотных. Если в 1970 г. в мире их было 890 млн., то в 1990 г. – 950 млн. В то время как в развитых странах с неграмотностью практически покончено, в развивающихся, и прежде всего беднейших, не удается выделить необходимые средства для решения этой проблемы. В результате в странах с наиболее низким ВНП на душу населения неграмотность чрезвычайно высока и составляет до 80-88%. Эта ситуация во многом связана с высоким ростом численности населения. В результате получается, что сфера образования обусловливает неизбежное, притом постоянно возрастающее отставание развивающихся стран от развитых, что принимает глобальный характер. Объемы ассигнований на образование в расчете на душу населения в них разнятся в 20-25 раз, причем существует тенденция увеличения этого разрыва.

       Расходы на душу населения в сфере образования:

                                   дол.США

Мир в целом              188

Африка                         15

                                                                           Азия                              58

Арабские государства 134

Северная Америка   1257

Латинская Америка     78

Европа                         451

Развитые страны        704

Развивающиеся страны 29

Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без роста ВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и рост ВНП.

       Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует _____________________________________________________________________________*Газета «Правда» от 07.2004г. По материалам «РИА Новости»

постоянного совершенствования и реформирования. Во-первых, улучшение его качества, которое ухудшилось в связи с его быстрым развитием. Во-вторых, проблема его эффективности, которая зависит от конкретных экономических условий. В-третьих, чтобы удовлетворить потребность в новых знаниях, необходимо постоянное образование взрослых, а значит, и разработка концепции непрерывного образования, которое бы сопровождало человека на протяжении всей жизни. Вот почему во всем мире, особенно в развитых странах, стремительно растет объем услуг по повышению квалификации и уровня образования взрослых.[4,302]

    И наконец, общей для всего мира проблемой образования является необходимость его гуманизации, чтобы чисто технотронные идеи не превалировали над общечеловеческими. Образование влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образ жизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история и опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижению действенности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 Подведем некоторые итоги проделанной работы. Глобальные проблемы развития человечества не обособлены друг от друга, а действуют в единстве и во взаимосвязи, что требует кардинально новых, концептуальных подходов к их решению. На пути глобальных проблем возникает ряд преград. Предпринимаемые народами мира меры по решению глобальных проблем часто блокируются экономически и политически гонкой вооружений, региональными, политическими и военными конфликтами. Отдельные глобальные проблемы порождены противоречиями, заключенными в социально-экономических условиях жизни народов мира.

    Глобальные проблемы должны решаться на путях развития сотрудничества между всеми государствами, образующими систему всемирного хозяйства.      . Накануне третьего тысячелетия созидательное взаимодействие всех стран и народов во имя выживания и развития должно стать первоочередной задачей. Должно быть сформировано новое политическое мышление, сделан переворот в образе жизни и сознании людей. В современном мире есть две реальные позиции на решение глобальных проблем. Первая из них – это позиция высокоразвитых государств. Она сводится к следующим моментам:

       а) решение глобальных проблем должно проходить в таких формах, которые не ущемляли бы интересы развитых стран, а способствовали извлечению из этого максимальной прибыли;

       б) решение проблем обеспечения ресурсами надо проводить за счет запасов сырья и энергоносителей других стран, поддерживая таким образом их одностороннее развитие как придатков аграрно-сырьевых комплексов для экономик развитых стран;

       в) решение продовольственной проблемы в развивающихся странах должно опираться на определенную помощь в таком объеме и формах, которые позволяли бы оказывать давление на их политические структуры;

       г) экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны (например, первый шаг к этому сделали страны, в которых произошла ратификация Киотского договора)      

Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения.

Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.

К сожалению, уровень соответствующих ис­следований в России, главным образом из-за не­оправданно скудного (даже для теперешней эко­номической ситуации) финансирования и плохой координации работ, неудовлетворителен, несмо­тря на еще имеющийся научный потенциал. Так, в деятельности IPCC участвовало несколько со­тен специалистов, из них всего около десятка рос­сийских. Особо следует отметить слабое внима­ние к рассмотренным проблемам отечественных экономистов, хотя в силу ряда очевидных геопо­литических и других факторов (зависимость от цен на углеводородное сырье и продовольствие, развитая атомная промышленность, большая и сравнительно слабо заселенная территория, на­личие мощных и густонаселенных соседних госу­дарств и т.п) исследования воздействия измене­ний климата на экономику России очень актуаль­ны. Причем в силу большого разнообразия климатических зон такие исследования должны быть проведены для многих регионов страны.

Так же, можно отметить, что для России реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.

 Так же высока проблема образования, ведь в России нелиберальный экономический курс и антисоциальные реформы привели к глубочайшей имущественной дифференциации населения, создали широкий слой лиц, стабильно живущих за чертой бедности, и устойчиво воспроизводимые сообщества «исключенных», находящихся в полурабском положении. В результате эти слои воспроизводят низовые предпосылки криминализации и без того криминальной сверху донизу жизни россиян. Все эти общественные слои (не менее 15-20% населения страны) не получают и не могут при существующих условиях получить достойного образования, что ведет к воспроизводству их трагического положения, дальнейшей изолированности от общества и образованию застойных гетто нищеты и необразованности. Это бесчеловечно, антисоциально, экономически разрушительно и очень опасно для социально-политической жизни. Кроме того, большинство «рядовых» россиян с их уровнем доходов в 5–10 тыс. рублей в месяц сегодня не могут обеспечить качественное образование для своих детей. Качественное образование ныне доступно только для «элиты», а отчуждение от качественного образования большинства не только безнравственно, но и экономически неэффективно в условиях перехода к «обществу знаний».

Альтернативой может быть коренное изменение не только образовательной, но и всей социальной политики властей.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1.Базылев Н.И. «Экономическая теория», Мн. 1998 г.

2.Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.

3.Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.

4.Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.

5.Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.

6.Камаева В.Д. «Экономическая теория »М.1995г.

7.Клюня В.Л. Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.

  8.К.Макконелл, С. Брю «Экономикс» т.2, М. 1992 г.

9.Мироненко С.Р. «Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.

10.Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.

11.СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.

12.Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.

13.Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.

14.Шанковец Р.Л., Газарян А.М. «Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений», «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.



2020-03-19 142 Обсуждений (0)
Проблема продовольствия и пути ее разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема продовольствия и пути ее разрешения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (142)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)