Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Классификация и характеристика ассортимента керамической посуды



2020-03-19 1138 Обсуждений (0)
Классификация и характеристика ассортимента керамической посуды 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Проведение классификации керамических бытовых товаров охватывает все области от разработки, производства до торгового оборота продукции.

Ассортимент керамических товаров подразделяется на следующие группы:

·     ассортимент фарфоровой посуды (столовая, чайная и кофейная);

·   ассортимент фаянсовой посуды (столовая и чайная);

·   ассортимент майоликовой посуды;

·   ассортимент гончарных изделий;

·   художественно - декоративные изделия.

По назначению керамические изделия делят на бытовые, архитектурно-строительные и технические. Для проведения классификации бытовых товаров используют следующие признаки: вид керамики; способ формования (выработки); назначение (таблица 2); форму; размер; вид декорирования; комплектность и др.

 

Таблица 2 - Классификация бытовых керамических товаров по назначению

Тип керамики

Группа Подгруппа Раздел

1

2 3 4

Фарфор

Посуда Столовая для подачи пищи на стол для принятия пищи

 

  Чайная  

 

  Кофейная  

 

  Прочие изделия  

 

  Комплектные сервизы

 

    гарнитуры

 

    наборы

 

Художественно-декоративные изделия Декоративные .для удовлетворения эстетических потребностей человека

 

  Декоративно-утилитарные для удовлетворения эстетических потребностей человека и выполнения утилитарных функций
Полуфарфор

Посуда

Столовая для подачи пищи на стол
 

 

  для принятия пищи
 

 

хозяйственная для хранения, переноса и консервирования
 

Художественно-декоративные

декоративные .для удовлетворения эстетических потребностей человека
 

 

Декоративно-утилитарные для удовлетворения эстетических потребностей человека и выполнения утилитарных функций
Фаянс

Посуда

Столовая для подачи пищи на стол
 

 

  для принятия пищи
 

 

Комплектная сервизы
 

 

  гарнитуры
 

 

  наборы
 

Художественно-декоративные

Декоративные .для удовлетворения эстетических потребностей человека
 

 

Декоративно-утилитарные для удовлетворения эстетических потребностей человека и выполнения утилитарных функций
майолика

Посуда

столовая Для подачи пищи на стол
 

 

  Для принятия пищи
 

художественно-декоративные изделия

декоративные .для удовлетворения эстетических потребностей человека
 

 

декоративно-утилитарные для удовлетворения эстетических потребностей человека и выполнения утилитарных функций
гончарная керамика

посуда

кухонная для подачи пищи на стол и принятия пищи
 

 

столовая и хозяйственная  
 

художественно-декоративные изделия

декоративные .для удовлетворения эстетических потребностей человека
 

 

Декоративно-утилитарные для удовлетворения эстетических потребностей человека и выполнения утилитарных функций
         

 

Керамическую посуду принято подразделять по следующим признакам: региональному, целевому назначению, выполняемым функциям, составу черепка, видам (наименованиям), фасонам, размерам, способу декорирования (характеру украшения), комплектности и др.

В зависимости от регионального признака различают посуду "восточного" и "европейского" ассортимента. Такое деление обусловлено спецификой видового ассортимента, например пиал, кисэ и др., а также особенностями национального оформления орнамента рисунка.

По назначению выделяют посуду для предприятий общественного питания и изделия бытового назначения. Посуда для предприятий общественного питания специализируется по типам предприятий (рестораны, кафе, детские сады и т.п.); она должна быть строго функциональной, удобной в складировании, мойке.

На полноту и развитие ассортимента бытовых керамических изделий оказывают влияние изменения таких факторов, как фасон изделий, их декорирование, размеры. Ассортимент керамических товаров формируется под воздействием научно-технического прогресса, социально-демографических факторов, смены стилевых направлений в декоративно-прикладном искусстве [4].

Фарфоровые изделия составляют 60-65% общего производства тонкой керамики, фаянсовые -32, майоликовые 2%.

Номенклатура бытовой керамики широка. Ее классифицируют по строению, степени плотности, типам, видам и разновидностям черепка [5].

По характеру строения керамику подразделяют на грубую и тонкую. Изделия грубой керамики (гончарные изделия) имеют пористый крупнозернистый черепок неоднородной структуры, окрашенный естественными примесями в желтовато-коричневые цвета. Тонкокерамические изделия отличаются тонкозернистым белым или светлоокрашенным, спекшимся или мелкопористым черепком однородной структуры.

По степени спекания (плотности) черепка различают керамические изделия плотные, спекшиеся с водопоглощением менее 5% - фарфор, тонкокаменные изделия, полуфарфор и пористые с водопоглощением более 5% - фаянс, майолика, гончарные изделия.

Основными типами бытовой керамики являются фарфор, фаянс, полуфарфор, майолика, гончарная керамика.

Фарфор имеет спекшийся, непроницаемый для воды и газов просвечивающийся в слое до 2,5 мм белый с голубоватым оттенком черепок. Исключением является окрашенный фарфор, который получают введением в массу керамических красителей, дающих розовый, голубой и другие цвета.

Фаянс характеризуется пористыми черепком белого с желтоватым оттенком цвета, не просвечивает.

Майолика имеет белый или цветной, пористый, непросвечивающий черепок. Покрывается цветными прозрачными или заглушенными глазурями. Гончарная керамика отличается цветным, чаще красно-коричневого цвета черепком высокой пористости.

Виды изделий различного назначения могут иметь разный фасон, который определяется формой корпуса (коническая, сферическая, полусферическая, колоколообразная и др.), конструкцией (с ручкой или без нее, с крышкой, поддоном и т. п.) и особенностями обработки края (гладкий, вырезной, рельефный, рельефно-вырезной, ажурный).

Фасонам присваивают индивидуальные названия ("Нарцисс", "Горнятко" и др.) или номера.

По размерам посуду подразделяют на мелкую - диаметром или длиной до 175 мм, вместимостью до 0,25 л., среднюю диаметром или длиной дл 250 мм и вместимостью до 0,6 л. и крупную диаметром или длиной от 250 мм и вместимостью 0,6 л. и более.

Разделки и соответственно изделия подразделяют на груповые и внегрупповые. Сложность и номер группы разделки зависят от ее вида, используемых красок (подглазурные, надглазурные, золото и т.д.), композиции рисунка (сплошной, букетом и т.д.). Групповые разделки фарфоровых изделий делят на десять групп - с 1-й по 10-ю, фаянсовых на семь групп - с 1-й по 7-ю. Разделки посуды из керамики других типов на группы не подразделяют.

Внегрупповые изделия относят к высокохудожественным, их фасоны и разделки отличаются высокой сложностью и оригинальностью.

В зависимости от сорта фарфорофаянсовая посуда подразделяется на 1-й и 2-й сорта.

Наибольший удельный вес (около 70%) в ассортименте фаянсовых изделий составляют тарелки. В ассортименте посуды из фарфора преобладает столовая и чайная посуда (около 90 %), остальная доля приходится на кофейную и прочую.

Фаянсовая посуда имеет преимущественно столовое назначение. Столовая посуда для принятия пищи включает тарелки глубокие, тарелки мелкие и миски; для подачи пищи на стол - блюда, бульонки, вазы для соуса, супа, компота, горчичницы, графины для вина, икорницы, миски, перечницы, салатники. Фасоны и разделки этих изделий различные, размеры зависят от их функционального назначения. Чайно-кофейная посуда для принятия пищи и напитков представлена чайными, кофейными и подарочными чашками и блюдцами, кружками, пиалами, стаканами; дли подачи пищи и напитков на стол - чайниками, вазами для варенья, фруктов, кофейниками, кувшинами, масленками, сахарницами, сливочниками и молочниками.

Посуда из полуфарфора - это в основном вазы для цветов, пепельницы, бочонки, крынки для молока. Декорируются они преимущественно подглазурным крытьем, росписью в виде вертикальных полос, лент. Деление разделок на группы не предусматривается.

Майоликовая посуда имеет чайное, столовое и кофейное назначение. Более широк ассортимент чайной посуды (чайные пары, сухарницы, масленки, хлебницы, молочники, сливочники, стаканы, кружки, блюдца для варенья и др.). Посуда столового и кофейного назначения включает миски, салатники, тарелки, кофейники, сахарницы, кофейные пары. В качестве декора применяются в основном закрытые цветными глазурями, роспись красками и ангобы.

Гончарная посуда по назначению делится на две группы: для варки и подогрева пищи и для ее хранения. Основные виды этой посуды - горшки (для приготовления пищи), корчаги (для подогрева воды скоту), крынки для молока, плошки (для приготовления жаркого), кувшины, миски, кружки. К прочим гончарным изделиям относятся цветочные горшки и кашпо [5].

Декорирование керамических изделий, связанное с нанесением на них ангобов, глазурей и керамических красок в основном производят живописными ручными и автоматизированными полиграфическими способами.

Живописные способы декорирования, относящиеся к гладкому виду декора и отличающиеся применением живописной техники, до сих пор широко распространены и незаменимы при изготовлении уникальных художественных изделий или хозяйственно-бытовой керамики традиционных декоративных стилей и народных промыслов. Поэтому декорирование наименее механизированная стадия технологии, характеризующаяся большой долей ручного труда.

Наиболее древний вид декорирования керамики всеми видами красок - роспись. Расписывают керамическое изделие кистями, помещая порошок красок на палитру, растирая его и смешивая с разбавителем. Кисть подрезают для нанесения декора нужной ширины. Самый простые способы росписи края изделия - отводку края, усик, ленту выполняют, вращая изделие на турнетке. Очень тонкие рисунки наносят пером, нанося разбавленную больше чем обычно краску.

Так же выполняют стаффаж - подрисовку кистью свободным мазком. Применяют в основном для декорирования ручек, носиков и для выделения рельефа. Полиграфические методы декорирования керамики (печать с металлической пластины, шелкография, декорирование штампом, декалькомания) стали широко применяться с развитием массового производства посуды.

Печать с металлической пластины (глубокая печать) осуществляется переносом рисунка, гравированного или травленного на стальной (медной) пластине или цилиндрическом валу на изделие. Рисунок заполняют краской, удаляют излишки и отпечатывают на эластичных штампах из мягкой резины, желатина и др. и производят печать на очищенную поверхность утильного или глазурованного изделия. В современном производстве керамических плиток печать может производиться непосредственно с металлических барабанов, рисунок на которые нанесен с помощью лазера.

При прямой шелкографии рисунок наносится непосредственно на изделие с помощью сетчатых трафаретов, через которые продавливают краску роликом, ракелем. Печать плоская, поэтому в основном она используется в плиточном производстве. Для получения трафарета на сетку наносят специальный состав, отверждающийся при облучении ультрафиолетовым светом. Облучение проводят через пленку с изображением требуемого рисунка. Незатвердевшие участки светочувствительного состава, соответствующие темным участкам изображения, удаляют струей воды. Интенсивность цвета рисунка определяется количеством открытых отверстий на единицу площади. Через один трафарет можно наносить лишь одну краску. Для многоцветной печати применяют два, три и более трафаретов. Используют также термопластичные быстротвердеющие краски на основе воска и термопластичных смол, их наносят через обогреваемые трафареты. Краски затвердевают на холодной поверхности изделия, что позволяет наносить многоцветный рисунок на одном полуавтомате с использованием нескольких трафаретов.

При декорировании штампом одноцветный несложный рисунок переносят на поверхность изделия с помощью резинового штампа. Резиновый штамп изготавливают с гипсовой формы, моделью для которой служит рисунок, гравированный на деревянной или металлической пластине. Штамп периодически припудривают сухим порошком краски, усиливая цвет. Таким образом наносят обычно обрамляющие узоры, монограммы, марку завода.

При декалькомании используется деколь - бумага с клеевой основной и рисунком, нанесенным керамическими красками. После нанесения деколи на поверхность изделия и обильного смачивания водой клей растворяется, бумага удаляется, рисунок остается на поверхности изделия. Деколь готовят способом офсетной печати, перенося рисунок с печатной формы на резиновый цилиндр, с него на бумагу, или вышеописанным способ шелкографической печати.

Для декорирования используют также аэрографию - напыление суспензии керамических красок на изделие, закрытое трафаретом. При нанесении декора краска распыляется сжатым воздухом (0,2-0,3 МПа) через сопло диаметром 0,4-0,6 мм. Расстояние между поверхностью изделия и соплом должно составлять 15-20 см. Автоматы для пульверизации оснащены вытяжкой и краскоуловителями, обеспечивают вращение и качание декорируемых изделий. При нанесении разноцветных рисунков используют несколько трафаретов. Трафареты могут быть изготовлены из тонкой (0,3 мм) жести, фольги, пленок. Между шаблонами зазор составляет 1 мм. Аэрографию выполняют для нанесения декора на большие поверхности. С помощью аэрографа можно выполнять покрытие люстрами.

На поверхности керамических изделий можно получать фотоизображение (портреты и др.). Этот способ основан на свойствах некоторых клеевых веществ приобретать светочувствительность после обработки их солями хрома.

Дефекты рисунков нанесенных на поверхность изделия керамическими красками во многом подобны дефектам глазурного покрытия. Сборка, потеря цвета, наколы, вскипание и др. связаны с несоблюдением техники нанесения рисунков, режима обжига. Ряд специфических дефектов (скатывание глазури по краски, потеря тона, разрыв рисунка, нечеткость контуров и др.) связаны с неправильным нанесением рисунков на поверхность изделия и дефектностью самой краски.

Методы декорирования керамики, особенно полиграфические, получили в последнее время интенсивное развитие. Прогресс в дизайне таких видов изделий как посуда и керамическая плитка потребовал применения новых видов керамических красок и глазурей, с необычными эффектами и многообразием цветов. Качество наносимых рисунков, производительность их нанесения все более приближаются к требованиям полиграфии. Большую роль в этом процессе сыграло развитие компьютерных технологий и техники переноса изображения на поверхность изделия. Заметим, что полноцветная керамическая печать "фотографического" качества - чрезвычайно трудоемкая производственная задача, так как цветоделение должно производится по 10-30 базовым цветам [6].

При осуществлении сертификации продукции используют классификационные группировки, объекты и их коды. В сертификатах соответствия на отечественную продукцию указываются коды ОКП [7].

Классификация керамической посуды по Общероссийскому классификатору продукции представлена в таблице А.1.

В соответствие с классификацией ОКП, керамическая посуда подразделяется по таким признакам, как назначение, комплектность, тип керамики.

Наряду с ОКП, в товарной деятельности может применяться Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности России (ТН ВЭД России), представляет собой международный классификатор экспортно-импортных товаров. ТН ВЭД России [8] предназначена для установления таможенных тарифов указанных товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации. Уклонение от установленного порядка перемещения товара через таможенную границу РФ, путем его неправильной классификации или указания неверных данных в ГТД, влечет ответственность в соответствии с таможенным законодательством [9].

В кодах ТН ВЭД строго соблюдаются принципы однозначного отнесения товаров к той или иной группе.

Классификация керамической посуды по ТН ВЭД России представлена в таблице 3.

 

Таблица 3 - Классификация керамической посуды по ТН ВЭД России

Код ТН ВЭД России Наименование позиции
6911 Посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из фарфора:
6911 10 000 0 - посуда столовая и кухонная
6911 90 000 0 - прочая
6912 00 Посуда столовая, кухонная и прочие хозяйственные и туалетные изделия из керамики, кроме фарфора:
6912 00 100 0 - из обычной керамики
6912 00 300 0 - каменная керамика
6912 00 500 0 - фаянс или тонкая керамика
6912 00 900 0 - прочая

В соответствие с ТН ВЭД России керамическая посуда подразделяется по типу керамике и подгруппам по назначению.

Таким образом, на основе анализа товароведной, стандартной, ОКП и ТН ВЭД России классификация составлена обобщенная классификация керамической посуды, которая представлена на рисунке А.1.

 



2020-03-19 1138 Обсуждений (0)
Классификация и характеристика ассортимента керамической посуды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Классификация и характеристика ассортимента керамической посуды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)