Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Систематизация основных принципов марксистского учения



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Систематизация основных принципов марксистского учения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наиболее оправданным и целесообразным является вычленение таких групп принципов, которые отражали бы, во-первых, содержательную, формальную и функциональную неповторимость марксизма в истории познания, а, во-вторых, особенности каждой из его составных частей как необходимых элементов целого.

Исходя из этого, можно выделить следующие группы. Фундаментальные принципы, которые отражают специфику марксистского учения в целом, обусловливают его отличие от всех теоретических систем знания.

·   Принципы диалектического метода как общей внутренней формы движения содержания марксистского учения.

·   Принципы социальной философии марксизма.

·   Принципы политэкономии, отражающие ее особенность как составной части марксизма.

·   Принципы социально - политической теории как смыслового центра марксистского учения

К первой группе можно отнести следующие:

) принцип определяющей роли чувственно - предметной деятельности в преобразовании мира человеком; принцип отрицания (уничтожение) буржуазной частной собственности; принцип всемирно - исторической миссии пролетариата; принцип реального гуманизма.

Первый из названных принципов является наиболее общим выражением сущности марксистского учения.

Как подчеркивал В. Шинкарук,". эта идея была рычагом, с помощью которого Маркс и Энгельс перевернули все представления старого материализма о человеке и природе, человеческое познание и объект этого познания, о путях и закономерности формообразования предметного и духовного мира общественной жизни "

Два следующие принципы конкретизируют первый: принцип отрицания буржуазной частной собственности указывает на конкретный объект революционно - преобразующей деятельности, а принцип всемирно - исторической миссии пролетариата определяет носителя субъект такой преобразующей деятельности.

Принцип реального гуманизма является интегративным, отражает общую цель всего процесса, пути и средства ее достижения.

Анализируя общественно - гуманистическую концепцию марксизма, можно сделать вывод, что основными ее недостатками являются гипертрофированный антропоцентризм и односторонний рационализм.

Чрезмерно возвеличивая человека, превращая ее в Центр вселенной, в Абсолют, Маркс замыкал этим бесконечное развитие мира на конечных существу. Отсюда вытекали достаточно разрушительные для человеческого общества последствия, давно подметили исследователи марксизма: " Провозгласив власть человека над всем мирозданием, освободил огромную разрушительную энергию", - писал, например, христианский социолог и экономист Г. Норт.

Материалистическое антропоцентризм, несмотря на декларирование высоких идеалов коллективизма, дружбы, братства, объективно лишает человека духовной опоры жизнедеятельности, ориентируя ее на утилитарные ценности, узкоэгоистические потребности, конечном итоге приводит к полной дегуманизации общественной жизни, порождает отсутствие единства между людьми, тотальный страх, жестокость и произвол.

Не менее губительным для общественной практики оказался и односторонний рационализм, заимствованный Марксом во французских просветителей.

Вера в то, что достаточно создать индивиду человеческие условия жизни и он автоматически станет высоконравственным лицом, привел к роковой недооценки Марксом, а затем и Лениным роли иррациональных стимуляторов человеческого поведения.

Преодолеть эгоистические человеческие инстинкты (властолюбие, гордость, зависть, лень, жадность, чрезмерное стремление чувственных наслаждений и т.п.) невозможно, опираясь только на ум, к тому же прагматично ориентирован. Необходим целостный подход, имманентное сочетание рациональных факторов и духовно - чувственных (совесть, любовь, вера, надежда, долг, честь, достоинство и т.п.). Такое сочетание возможно лишь на основе ориентации человека на высшие, трансцендентные по своей сути ценности: Истину, Красоту, Любовь, Благо. Основные принципы второй группы (т.е. диалектического метода):

) принцип историзма,

) принцип объективности или имманентности развития,

) принцип негативности

) принцип универсальной связи,

) принцип относительности познания, его безграничного в рамках человеческой истории прогресса.

Эти принципы (кроме пятого) практически полностью заимствованы Марксом у Гегеля и возражений не вызывают. Третью группу исходных принципов марксизма составляют принципы социальной философии (исторического материализма).

Их много, но осевыми являются: принцип определяющей роли общественного бытия; принцип формацийности исторического развития; принцип классовой борьбы как движущей силы развития общества частной собственности.

Связь общественного бытия и общественного сознания рассматривается как рефлективная взаимодействие обоих моментов.

Четвертая группа исходных принципов марксизма - это принципы политэкономии. Эта группа самая многочисленная.

Относительно принципов, которые в той или иной степени причастны к социально - политического учения, то важнейшие среди них можно свести к следующей таблице.

Общие принципы политэкономии марксизма как науки:

а) принцип определяющей роли труда как источника стоимости, средства создания материальных богатств общества;

б) принцип противоречивого единства производительных сил и производственных отношений, взаимодействие и конфликт между которыми определяют общественное развитие;

в) принцип базисной роли производственных отношений в общественной жизни (или определяющая роль " базиса " по " надстройки ").

Специфицируя принципы марксистской политэкономии капитализма, отражающих особенность буржуазного способа производства:

а) принцип отчуждения труда как основы возникновения буржуазной частной собственности;

б) принцип противоречивого единства труда и капитала, буржуа и пролетариата;

в) принцип прибавочной стоимости как глубинной сути функционирования буржуазного общества.

Производные принципы марксистской политэкономии, вытекающих из двух предыдущих блоков и разносторонне характеризуя буржуазные производственные отношения, создают теоретико - экономическую базу для социально - политических выводов Маркса:

а) анархия буржуазного производства;

б) конкуренция производителей, их бескомпромиссная борьба за выживание и обогащения;

в) цикличность промышленного развития (кризиса перепроизводства товаров при нищенском уровне жизни трудящихся);

г) безудержное обнищания народных масс;

д) неизбежность " экспроприации экспроприаторов", уничтожение буржуазной частной собственности на средства производства и перехода к коллективной собственности и другие.

С первого блока принципов марксистской политэкономии особое внимание заслуживает принцип определяющей роли " базиса " по " надстройки".

Приходится, что Маркс упростил их соотношение. На самом деле взаимодействие производственных отношений с различными элементами базиса разная: от прямого подчинения одних, к полной независимости других. Принципы второго блока - показать беспочвенность обвинений Маркса относительно ненаучности этих принципов его критиками от Евгения фон Бом-Баверка в сегодняшних экономистов.

Другое дело - третий блок принципов марксистской политэкономии. Они, во-первых, несут огромную социально - политическую нагрузку, выступают связующим звеном между экономическим учением Маркса и его теорией социализма.

А во-вторых, в значительной степени напоминают скорее программные лозунги, отражающие насущные потребности текущего момента, чем фундаментальные научные положения.

На время, когда эти принципы выдвигались, почти все они отражали действительное положение вещей. Ошибка Маркса заключалась в том, что имеющиеся недостатки капитализма он провозглашает пожизненными, неизлечимыми. На самом деле капитализм проявил огромные адаптивные возможности. Оценка этих принципов не может быть однозначной, она должна учитывать конкретно - исторической ситуации. И наконец, пятая группа исходных принципов марксизма.

Это принципы собственно социально-политического учения как третьей составной части марксистской теории - важнейшей по своему функциональному назначению, но наименее разработанной.

В основе социально-политического учения марксизма лежит принцип всемирно - исторической миссии пролетариата. Он является основополагающим принципом этого учения и в своем развитии разветвляется в сеть дочерних принципов, и составляют "каркас" " научного социализма". Важнейшие среди них следующие.

Принцип коммунизма как высшего этапа развития человеческой истории, воплощает конечную цель исторического развития, смысл человеческой жизни.

Принцип фазисного развития коммунистической общественно - экономической формации (социализм, коммунизм).

Общественная собственность на средства производства основа новых общественных отношений. Обязательность труда как единственного источника получения средств существования для трудоспособного населения.

Работа по способностям как основа свободного, всестороннего развития человека. Ассоциация производителей, коллективизм. Планомерность развития народного хозяйства. Распределение общественного богатства по количеству и качеству труда при социализме, и по потребностям при коммунизме. Социальное равенство и справедливость.

Полное, безоговорочное народовластия. Экономически, политически и идейно обеспечена свобода личности, возможность ее творческого самоутверждения. Неуклонный рост роли морального фактора в жизнедеятельности всех членов общества.


Выводы

 

Опираясь на западноевропейское социалистическое мнение и учитывая специфику России, было в общих чертах сформулировано марксистскую (большевистскую) политическую доктрину XX в.

Центральное место в ней занимает вопрос о классовой борьбе, является "одним из главных вопросов марксизма".

Тесно связав марксизм с идеологией, Ленин идеологизировал же доктрину, в виде полит. идеологии большевистской партии была навязана обществу.

Составной частью доктрины стала ленинская концепция социалистической революции.

Эта концепция включала в себя идею о возможности победы революции в одной стране, положение о объективные предпосылки революции и субъективный фактор, учение о авангардистский тип полет. партии, идею революционной ситуации, принципы тактики партии во время национального кризиса и вооруженного восстания, конкретизацию идеи союза рабочего класса с крестьянством, сочетание социальной борьбы с национально - освободительной и о перерастании буржуазно - демократической революции в социалистическую.

В конце 20-х - начале 30-х годов в созданном ленинской партией Советском Союзе победила контрреволюционная бюрократия. Именно тогда и появился тот самый " марксизм - ленинизм", или " советский марксизм " и сталинизм, который на самом деле был гораздо больше общего со взглядами Маркса, чем Ленина и Сталина.

Собственно, в поздний период существования СССР вообще трудно говорить о марксизме. Скорее это был банальный позитивизм, подкрашенный марксистской фразеологией. Настоящее марксистское учение было загнано или в подполье, или на академическую обочину.

Основные проблемы марксисткой теории:

Ошибочность или историческая ограниченность многих фундаментальных принципов марксистского учения;

Мессианизм идеологов и руководителей пролетарского движения, переизбрания на себя функций диктатора - Коммунистической партией;

Волюнтаризм большевистских лидеров, попытки искусственно ускорить историческое развитие или, наоборот, затормозить его, не считаясь с объективными реалиями;

Слабость интеллигенции, низкий уровень общей культуры и политического сознания масс;

Вырождение правящей элиты, потеря ею способности и желание коллективного самосохранения, стремление освободиться от формальных ограничений в потреблении общественных благ;

Преобразование политической власти из рычага экономического прогресса в его тормоз;

Духовная деградация общественной жизни через нежизнеспособность коммунистического идеала, ошибочность жизненно смысловых установок, ценностных ориентиров коммунистического мировоззрения.

Оздоровление общественной жизни возможно только на основе духовного возрождения, обновления ценностей христианской морали, обобщение опыта духовной эволюции человечества в познании им собственной сути, смысла своего бытия и организации общественной жизни в соответствии с его высшим смыслом.

Единство политики и морали, ориентированной на высшие общечеловеческие, трансцендентные по своей природе ценности - залог социального прогресса.



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Систематизация основных принципов марксистского учения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Систематизация основных принципов марксистского учения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)