Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История основных направлений изучения ранней алкоголизации.



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
История основных направлений изучения ранней алкоголизации. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

      Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни.

Актуальность её заключается в том, что сейчас потребление спиртных напитков в России характеризуется огромными цифрами. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставиться подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголь особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Вред алкоголя очевиден. Доказано что при попадании алкоголя внутрь организма, он разноситься по крови ко всем органам и неблагоприятно действует на них вплоть до разрушения.

При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь - алкоголизм. Алкоголизм опасен для здоровья человека, но он излечим, как и многие другие болезни.

Объектом исследования: Явились подростки старшего школьного возраста.

Предмет исследования: Распространенность употребления алкоголя среди подростков.

Цель исследования: Оценка распространенности употребления алкоголя среди подростков.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ литературы по данной теме.

2. Дать общее понятие о влиянии алкоголя на подростков.

3. Провести анкетирование среди учащихся 9-11 классов.

4. Передать результаты анкетирования педагогам школы для дальнейшей воспитательной работы с подростками.

 

 

Глава 1. Теоретическое изучение проблемы алкоголизации подростков.

История основных направлений изучения ранней алкоголизации.

Изучение употребления алкоголя среди молодежи в России во многом опирается на опыт подобных исследований за границей, которые в конце XIX -начале XX в. широко проводились в Западной Европе и Северной Америке и велись в самых различных направлениях:

1. изучались распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

2. исследовалось влияние алкоголя на детский и подростковый организм;

3. определялась взаимосвязь между успеваемостью и употреблением алкоголя;

4. разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения;

   Существенное место среди исследований этого периода занимали работы, иллюстрирующие распространенность и характер питейных обычаев, когда детям давали спиртные напитки для:

1. "укрепления здоровья",

2. "аппетита",

3. "улучшения роста'',

4. "облегчения прорезывания зубов,

5. "согревания",

6. "утоления голода",

7. "успокоения" (Якубович. 1894, 1900; Горячкин, 1896).

Бытовавшая в XIX и на рубеже XX столетия твердая уверенность вукрепляющем действии алкоголя часто имела последствием прямую алкоголизацию ребенка.

В России в то время были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с раннего детства. По заявлению В.Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения "низшего сословия" было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. В народе существовало поверье, что если давать детям водку, то они не будут пить, когда взрослыми.

По наблюдениям ГЛ. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для "укрепления организма",  "улучшения" сна и аппетита. Портвейн служит средством повышения аппетита,  малиновая настойка - при простудных заболеваниях, кагор и черемуховую наливку применяют при жидком стуле, "рябиновку" - при глистных инвазиях и т.д. В бедных слоях населения универсальным лечебным средством считается водка. 

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И. В. Сажина "Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма" (1902). В ней содержатся многочисленные, порой уникальные опыты и наблюдения о влиянии алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что уже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и особенности растущего человека.

Таким образом,

1. экономические условия,

2. питейные обычаи,

3. неправильное воспитание,

4. дурные примеры,

5. стремление подражать старшим,

6. анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма

Все это являлось условиями, способствующими развитию алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению, что алкоголь является "успокаивающим", "укрепляющим", "питательным" средством.

Анализ отечественной литературы по проблеме детской и юношеской алкоголизации, позволяет выделить следующие основные направления:

1. изучение факторов, способствующих развитию алкоголизации среди учащихся (Григорьев, 1898, 1900; Дембо, 1900; Коровин, 1908; и др.);

2. исследование влияния алкоголя на детский и юношеский организм (Горячкин, 1896; Эрисман, 1897; Сажин, 1902; Щербаков, 1907-; к др.);

3. изучение возможностей школы в борьбе с алкоголизмом (Португалов, 1895: Вирениус, 1900; Невзоров, 1900; Плотников, 1900; Канель, 1909, 1914; Гордон, 1910; и др.).

В большинстве работ этого периода использовались методы опроса и интервью либо анкетирования.

Одна из ранних попыток изучить масштабы алкоголизации среди детей принадлежит редактору первого русского антиалкогольного журнала "Вестник трезвости" (1894-1898) Н. И. Григорьеву. Он разослал заведующим сельскими училищами запрос о степени распространенности употребления алкоголя среди крестьянских детей. Были получены ответы из различных уголков России, свидетельствовавшие о почти сплошном употреблении спиртных напитков среди сельских детей, которые в большинстве приобщались, а иногда и принуждались к употреблению алкоголя родителями.

В 1900 г. Н. И. Григорьев провел также исследование среди городских школьников. С помощью учителей в четырех городских школах были опрошены учащиеся 8-13 лет. Оказалось, что из 182 учеников 164 были знакомы с алкогольными напитками и 150 - пили водку. Многие из них на момент обследования находились в состоянии опьянения и говорили, что любят выпивать, так как после этого улучшается настроение и "в голове шумит". По социальному происхождению опрошенные были дети мелких лавочников, артельщиков, швейцаров, дворников. Н. И. Григорьев отмечал также тот факт, что большинству детей первую рюмку преподнесли родители во время праздника или в гостях.

Путем сопоставления групп пьющих и непьющих школьников И. И. Григорьев показал отрицательное влияние алкоголя на физическое и умственное развитие детей, на их поведение. Автор приходит к следующим выводам:

1. главными пропагандистами употребления спиртных напитков среди детей являются их родители;

2. сельские школьники пьют в тех же случаях, что и взрослое население в праздники, торжества и т. п.;

3. мальчики предпочитают крепкие спиртные напитки, девочки - более слабые;

4. у "пьющих" школьников чаще, чем у "трезвых", отмечаются слабое телосложение, отставание в умственном развитии и дурное поведение.

Ряд исследований 20-30-х гг. иллюстрирует противоречия между декларируемыми алкогольными установками членов семьи и сложившимися алкогольными обычаями, которых они придерживаются. Так, по материалам Михайлова (1930) в семьях

1. поощряют выпивку детей 0,5% родителей,

2. 71,6%- запрещают,

3. 15% - пугают,

4. 5,6% - бьют.

Но вместе со столь явными антиалкогольными декларациями в семье могут уживаться и такие формы активного приобщения детей к алкогольным обычаям, как посылка их за покупкой спиртных напитков. По данным Э.И. Дейчмана (1927), посылают детей-школьников

1. за пивом в 37,5% семей,

2. за вином в 15,7%,

3. за водкой в 7,9%.

А.И. Исхакова (1929) приводит данные о частоте употребления спиртных напитков родителями и детьми в различных ситуациях:

1. Пьют ежедневно 4,5% родителей      - 0,7% детей

2. по воскресеньям 7,3%                         - 2,0%

3. по праздникам 54,2%                          - 25,0%

4. в гостях 1,1%                                       - 0,5%

5. редко 7,5%                                           - 4,8%

Таким образом, в исследованиях 20-30-х гг. дана в основном картина существовавшей в то время алкоголизации детей и подростков с особым акцентом на влияние семьи, родителей в приобщении детей к спиртному.

Современный период изучения ранней алкоголизации отмечен многочисленными попытками более глубоко раскрыть причины злоупотребления спиртными напитками.

Сравнивая влияние сверстников, алкогольных обычаев, семьи и пола подростков на потребление ими спиртных напитков исследователи выяснили, что алкогольное поведение матери оказывает существенное воздействие на алкоголизацию, прежде всего дочерей. Алкогольное поведение отца обусловливает таковое его дочери и имеет наибольшее влияние на алкоголизацию сыновей. Влияние сверстников было взаимосвязано с тем, будет или не будет пить подросток в отсутствие родительского контроля. Они выделяют несколько типов соотношения между алкогольной культурой микросоциальной среды и установками индивида в отношении алкоголизации:

1. "абстинентной культуре" соответствует установка на полное воздержание;

2. "амбивалентной культуре" - двусмысленная и противоречивая алкогольная установка;

3. "либеральной культуре" соответствует "допускающая" установка, однако запрещающая откровенное пьянство;

4. "патологической культуре" - алкогольная установка, допускающая любые проявления пьянства.

Исследователи видят причины пьянства в особенностях процесса социализации, деформировавших культурные нормы поведения, в том числе и потребления алкоголя.

Алкоголь и подростки.



2020-03-19 200 Обсуждений (0)
История основных направлений изучения ранней алкоголизации. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История основных направлений изучения ранней алкоголизации.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)