Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Техника иконописания. Основные элементы иконы. Подлинники. Основные школы иконописного искусства



2020-03-19 205 Обсуждений (0)
Техника иконописания. Основные элементы иконы. Подлинники. Основные школы иконописного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Техника иконописания сложна и своеобразна; последовательность писания иконы выработана в древности, изменению не подлежит и по традиции передается иконописцами из поколения в поколение. Поэтому начинающие иконописцы должны также строго и неуклонно ее придерживаться. Если же, в силу обстоятельств, приходится отступать от некоторых материалов и приемов, то каждый иконописец должен более всего бояться нарушить главное: традиционный образ иконы и последовательность его построения.

Каждая икона состоит из четырех основных частей - слоев. Первый слой - щит из деревянной доски (или кусок холста) - является ее основой. Второй слой - грунт, или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой - живопись, состоящая из рисунка и красочных материалов: пигментов, приготовленных на натуральной яичной эмульсии или на искусственной - казеиново-масляной или поливинилацетатной. Четвертый слой, защищающий живопись от внешних воздействий, представляет собой тонкую пленку отвердевшего растительного масла (олифы). Сообразно с этим работа над иконой подразделяется на четыре основных этапа: выбор основы, наложение грунта, живопись и закрепление ее олифой.

Подлинники икон пользуются авторитетом, и сомневаться в точном подобии изображений святых не приходится. В их основе лежат данные Священного Писания и Предания. Некоторые лики писались при жизни святых, незаметно для святого, так как строгие подвижники и благочестивые люди в старину писать с себя портреты считали делом далеко не благочестивым.

Произведения киевских мастеров вплоть до монголо-татарского нашествия (1237-1240 гг.) служили образцами для местных школ, которые возникли в период феодальной раздробленности во многих княжествах. Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влияния византийского искусства, что говорит о широких художественных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глазами. Например, «Святой Георгий», Оружейная палата, Москва; двусторонняя икона с изображениями Нерукотворного Спаса и Поклонения кресту, конец 12 в., Третьяковская галерея.

Во Владимирско-Суздальской Руси художники домонгольского периода опирались на творческое наследие Киева. Иконы владимирско-суздальской школы отличаются мягкостью письма и тонкой гармонией красок. Наследие владимирско-суздальской школы в 14-15 вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы иконописи.

Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись московской школы в 14 в. представляла синтез местных традиций и передовых течений византийского и южнославянского искусства (иконы «Спас Ярое Око» и «Спас оплечный», 1340 г., Успенский собор Московского Кремля).

Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14-15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка (иконы «Собор Богоматери» и «Параскева, Варвара и Ульяна» - обе 2-я половина 14 в., ГТГ). В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв.

Для икон строгановской школы характерны небольшие размеры, миниатюрность письма, сочная, плотная, построенная на полутонах цветовая гамма, обогащенная широким применением золота и серебра, хрупкая изнеженность поз и жестов персонажей, сложная фантастика пейзажных фонов.

Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма. В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова.

Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. В творчестве ярославских мастеров бережно хранились традиции высокого искусства Древней Руси до самой середины 18 века. В своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности, развивались долгое время в миниатюрной живописи.

Древняя Русь восприняла Православие во всей полноте, и иконопись сразу стала восприниматься как священное ремесло. Святость ремесла, высокое предназначение «ручного труда» иконописи и труженика-живописца подтверждается, например, тем, что иконописцами были иерархи церкви - св. митрополит Петр, св. митрополит Макарий. Занимались иконописью святые Стефан Пермский, Дионисий Глушицкий.

И тогда, когда иконопись начала к нам возвращаться после веков забвения, сложилось первоначальное представление, что иконописец, сознавая святость своего ремесла, его высокое предназначение, твердо опираясь в своем творчестве на канон, ощущал себя участником общего, длящегося в веках соборного дела, в котором растворялась его личность. Именно этим он противопоставлялся индивидуализму художника западного типа, тому преувеличенному значению, которое придается личности художника в Новое и Новейшее время.

Имена художников, исполнивших иконы, хранят дошедшие до наших дней вкладные монастырские книги и описи. Так, знаменитая опись 1545 года Иосифо-Волоколамского монастыря называет имена всех мастеров, написавших монастырские иконы с 1479 г., т.е. года его основания, а этих икон более ста. Имена всех мастеров, участвовавших в крупных живописных работах, обязательно называют летописи. Усилиями ученых имена эти все чаще обретают конкретные черты. История древнерусской живописи на наших глазах утрачивает свою искусственную, вовсе не присущую ей анонимность. Новые имена - например, сына Дионисия Феодосия, инока Паисия, Олисея Гречина - прибавляются к одиноко стоящим до последнего времени именам Феофана Грека, преп. Андрея Рублева, Дионисия.

Русские иконописцы не знали цехового стеснения, так как на Руси не было цехового устройства. Формой их объединения были достаточно свободные и подвижные дружины, куда могли входить и художники-миряне, и художники-монахи. В 1975 году был открыт документ - Синодик Кирилло-Белозерского монастыря, свидетельствующий о том, что иконописец Дионисий являлся потомком св. Петра, царевича Ордынского, то есть был знатного, вернее всего, принадлежащего к «детям боярским» рода. Обретение людьми знатного происхождения профессии иконописца свидетельствует о невероятно высоком, связанном с духовным смыслом, ее месте в социальной иерархии.

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев», и к IV - IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях.

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягненка (агнца), пеликана, рыбы, якоря и т.п. Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе или «Добрый Пастырь» - пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Свое развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI в., в то же время, предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам. На Русь иконы Христа попали из Византии, здесь выработались некоторые особые иконографические типы.

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария. Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему кресчатым нимбом. Традиционные одежды Христа: нижняя - пурпурный хитон с полосой - клавом на плече, верхняя - синий гиматий.

Одна из разновидностей изображения Христа Вседержителя - Спас в силах, центральная икона в традиционном русском иконостасе. Христос восседает на троне в окружении ангельского сонма - «Сил Небесных».

На иконе Спас Недреманное (Ярое) Око спаситель изображается в виде отрока, возлежащего на ложе с открытыми глазами.

Великий Архиерей - одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя. Формулируется на основе ветхозаветного пророчества, комментарии к которому принадлежат апостолу Павлу. Послужило источником для особого типа изображения Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другим символическим изображением, представляющим Христа как Небесного Царя.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и др. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении.

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику Христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III вв.

Несмотря на огромное разнообразие «личных» имен, которые носят иконы Богоматери, существует только 3 основных канонических изображения, в рамках которых возможны некоторые вариации:

·   Богоматерь Оранта («Молящаяся») - изображение Богоматери с воздетыми вверх руками и открытыми ладонями (жест покровительства и защиты, обращение к Богу за милостью для людей). Этот чин имеет две разновидности:

.   Великая Панагия («Всесвятая») - изображение в полный рост. На груди Богоматери в «круге славы» Христос. Чаще всего изображалась в апсиде храма;

.   Богоматерь Знамение - поясное изображение.

·   Богоматерь Елеус («Умиление») - поясное изображение Богородицы с прильнувшей к ее щеке Христом.

·   Богоматерь Одигитрия («Путеводительница») - поясное изображение с Иисусом, сидящем на левой руке, правая его благословляет. В руке Христа, как правило, свиток.

Икона Богоматерь-Троеручица афонского монастыря Хиландар, Греция, может быть, самая замечательная из православных икон. По преданию она написана самим евангелистом Лукой, лично знавшим св. Марию, поэтому именно эта икона подлинно передает облик Богородицы. Кроме того, история этой иконы связана с именем Иоанна Дамаскина, который в честь чудесного исцеления прикрепил к ее окладу руку, отлитую из чистого серебра - отсюда ее странное название.

 



2020-03-19 205 Обсуждений (0)
Техника иконописания. Основные элементы иконы. Подлинники. Основные школы иконописного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Техника иконописания. Основные элементы иконы. Подлинники. Основные школы иконописного искусства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)