Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль словесных и наглядных средств в обучении и развитии детей на уроке безопасности жизнедеятельности. Классификация словесных и наглядных средств обучения



2020-03-19 487 Обсуждений (0)
Роль словесных и наглядных средств в обучении и развитии детей на уроке безопасности жизнедеятельности. Классификация словесных и наглядных средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Методы обучения – это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения [6, c. 127].

На занятиях в урочное и внеурочное время педагог может использовать различные методы обучения. Учебное занятие может проводиться как с использованием одного метола обучения, так и с помощью комбинирования нескольких методов и приемов.

Педагогической наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные их классификации, многообразие которых зависит от избираемого основания для классификации.

Общепринятой длительное время (с 30-х до 60-х годов XX в.) считалась классификация методов обучения на основе источника получения знаний (М.А. Данилова, Е.В. Перовский, С.Т. Шаповаленко, Е.Я. Голант и др.). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов: словесные; наглядные; практические. Нас интересуют первые два.

Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. В соответствии с этой классификацией методы обучения основам безопасности жизнедеятельности можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

Словесными методами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог (диалог педагога с учащимися, диалог учащихся друг с другом), консультация.

Устное изложение и обсуждение учебного материала осуществляется в виде рассказа‚ беседы, объяснения‚ инструктирования и лекции.

1. Рассказ. Представляет собой последовательное‚ образное и эмоциональное изложение учебного материала педагогом или учащимся, для создания целостной яркой картины, передачи сложной мысли в ее цельном логическом развитии.

Для рассказа характерно наличие трех составных элементов: завязка, кульминация и развязка. Этот вид словесных методов достаточно часто применяется на уроках ОБЖ: при знакомстве учащихся с историей открытий, биографией ученого, с описанием каких-либо явлений природы, фактов из жизни человека. Иногда рассказ учителя приближается к научно-художественному повествованию с сюжетной линией. Рассказ позволяет учащимся не только усвоить сведения и факты‚ но и обучает их умению последовательно излагать материал [11, c. 235].

2. Беседа. Этот вид словесного метода предполагает вопросно-ответную форму обсуждения учебного содержания, при которой происходит обмен мнениями. Участниками беседы являются учитель и ученики. Целенаправленность беседы определяется конкретным вопросом, который необходимо раскрыть, привлекая знания учащихся. Заканчивается беседа определенным выводом и обобщением. Беседа строится на известном учащимся или частично известном материале. Задача беседы состоит в том‚ чтобы использовать знания и личный опыт учащихся для активации их деятельности и вовлечения в самостоятельный поиск путей разрешения проблем и противоречий.

3. Объяснение. Данная форма изложения учебного материала‚ предполагает раскрытие смысла событий‚ явлений‚ действий и процессов. Чаще всего применяется при изучении теоретического материала‚ решении различных задач‚ а также используется и во время экскурсии. Объяснение характеризует четкое, логическое изложение учебного материала на основе анализа фактов и доказательств с последующей формулировкой выводов. Объяснение включает в себя рассуждения.

4. Школьная лекция. Это монологический способ изложения объемного материала. Лекция предполагает непрерывный процесс подачи материала, который позволяет дать большой объем информации за короткое время. Она представляет собой развернутое изложение достаточно крупных теоретических и практических вопросов. В ней в разном сочетании применяются элементы повествования и описания, объяснения и доказательства, анализируются факты и приводятся примеры, делаются обобщения и выводы.

Наиболее эффективными являются лекции, в ходе которых преподаватель создает проблемные ситуации, ставит перед обучаемыми вопросы, рассуждает и побуждает учащихся включиться в поиск решения возникших задач. Очень важно использовать на лекции наглядные пособия и технические средства обучения, применять различные приемы по активизации познавательной деятельности учащихся [1, c. 115].

В отличие от словесных, наглядные методы основываются на непосредственном восприятии изучаемых предметов посредством использования наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фотографий; таблиц, схем, диаграмм, чертежей, графиков; демонстрационных материалов: моделей, приборов, предметов (образцов изделий, муляжей и т. д.); видеоматериалов, диафильмов, диапозитивов, учебных и др.

Метод иллюстраций предполагает использование в учебном процессе в качестве наглядности плакаты, рисунки, карты, таблицы и другие пособия, которые помогают учащимся эффективней воспринимать и запоминать учебный материал, формировать необходимые представления.

Метод демонстрации включает демонстрацию приборов, опытов, технических установок, видеофрагментов и других. Этот метод позволяет раскрыть сущность изучаемых явлений в динамике их развития, ознакомить с внешним видом атрибута, его внутренним устройством.

Эти два метода (демонстрации и иллюстрации) следует использовать совместно, поскольку они дополняют друг друга: один позволяет воспринимать изучаемое явление в целом, другой - осознать его строение, сущность, область применения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать некоторые условия - наглядность должна:

- соответствовать возрасту обучающихся,

- использоваться в меру, усложняясь постепенно,

- обеспечивать доступность всех учащихся к демонстрируемым учителем учебным материалам,

- быть достоверной,

- пересекаться с темой урока,

- сопровождаться словесными методами [21].

 

 



2020-03-19 487 Обсуждений (0)
Роль словесных и наглядных средств в обучении и развитии детей на уроке безопасности жизнедеятельности. Классификация словесных и наглядных средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль словесных и наглядных средств в обучении и развитии детей на уроке безопасности жизнедеятельности. Классификация словесных и наглядных средств обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)