Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результативность применения словесных и наглядных средств учителями-предметниками на уроках безопасности жизнедеятельности



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Результативность применения словесных и наглядных средств учителями-предметниками на уроках безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На уроке я представляла информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Именно во время проведения нестандартных уроков осуществляется работа всех каналов восприятия.

Однако, к сожалению, современных учеников все труднее чем-то привлечь. Сейчас конечно самым действенным методом является использование ИКТ технологий. Это и презентации, и тесты, которые очень нравятся детям.

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - предмет простой и не самый важный, привыкли думать, что он лишь учит, как вести себя в экстремальных ситуациях. На самом же деле это лишь минимум тех знаний и умений, которые должны получить школьники в процессе обучения. Главное, чему должны научиться дети – это культуре безопасности жизнедеятельности, то есть не только знать, что делать при пожаре, но и знать, что нужно делать, чтобы его не случилось.

Нестандартные уроки интересны и визуалам, и аудиалам и кинестетикам. Такие уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Каждый урок, на мой взгляд, должен быть так построен, содержать в себе такие задачи, чтобы ученик чувствовал себя участником большого и нужного дела, а не посторонним наблюдателем.

Познавательная активность школьников на уроке возрастает, если это урок нестандартный. Уроки - лекции, семинары, интегрированные уроки, инсценирование и т.д. совершенствуют творческие способности детей, повышают интерес к предмету. Поэтому нужно рационально использовать в своей учебно-воспитательной работе нестандартные формы и методы, которые обеспечивают хорошее качество подготовки учащихся.

Рационально используя в учебно-воспитательном процессе активные формы и методы обучения. Добилась положительных результатов в воспитании и обучении учащихся. Ученики будут размышлять над прочитанным, активно участвовать в обсуждении проблемы. Совершенствуются творческие способности детей, расширяется их кругозор, развивается мыслительная активность и коммуникабельность. Прежде всего, надо использовать такие формы и методы, которые развивали бы активность и познавательную деятельность самих детей.

А. Кларк: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Исходя из современных требований, основными целями курса являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.

Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, с правилами безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности.

С появлением в школе компьютеров поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают навыки ориентирования в потоке информации, учатся анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. У учащихся формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление, развивается способность к рефлексии.

Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал. Проектную деятельность я бы использовал на занятиях по ОБЖ в 5-9 классах.

Работая в учебных проектах, школьники учатся проводить исследования, а, действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи. Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу MicrosoftPowerPoint. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

Например, метод проектов как способ организации обучения и воспитания на уроках ОБЖ в 8-м классе отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но ученики и их родители все, же относят этот предмет к группе «неосновных». Возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Выход один - необходимо решить задачи: заинтересовать, убедить, увлечь.

На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа «Учиться, делая» дает положительный результат.

Килпатрик говорил: «Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца». Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждали результаты своей работы.

Таким образом, формируя осознанные, прочные знания в использовании информационных технологий в курсе преподавания ОБЖ, будут видны положительные результаты. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя».

Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности. Я вижу в этом реальный путь получения качественного образования, например, сельских школьников наравне с городскими.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время большой интерес вызывает внедрение в практику школ информационных технологий обучения, как одного из способов повышения эффективности преподавания определенных предметов, однако не теряет интерес использование не просто словесных, а в комбинировании двух совершенно непохожих друг на друга методов. Поэтому мы считаем, что совместное применение информационных технологий, объединив качественные словесные методы, а в частности с использованием мультимедийных презентаций – один из действенных способов повышения учебно-познавательного интереса к уроку ОБЖ.

На основе анализа научной и научно-методической литературы определена сущность методов обучения, описана их классификация, что послужило теоретической основой для последующей разработки темы исследования.

Общеизвестно, что информационные технологии, рассказ, беседа, дискуссия и др. методы могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним из достоинства применения словесных и наглядных средств считается повышение мотивации учения. Не только новизна работы с двумя методами, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги, позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности словесных и наглядных методов здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.

Несмотря на достоинства и недостатки словесных и наглядных методов обучения, немаловажно учитывать, какую дидактическую цель ставит перед собой учитель. От этого зависят и методы, которые он будет применять на уроках. Выбирая методы, педагог ориентируется на информацию, которую изучали ранее. Повествование новой темы сопровождается иллюстрациями, опытами и демонстрацией предметов. Особенно на уроках ОБЖ важно комбинировать методы для завладения вниманием и интересом учеников. Один метод не может применяться, вычеркивая другой.

В учебно-образовательной практике необходимо сочетание всех методов обучения, как взаимодополняющих друг друга, позволяющих комплексно воздействовать на процесс постижения учениками основ безопасности жизнедеятельности, что даст им возможность правильно действовать в опасной и чрезвычайной ситуации, сохраняя свою жизнь и жизнь окружающих людей.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для бакалавров. 19-е изд., пер. и доп. / Э.А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2016. — 448 c.

2. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Oхрана труда в 2 т. том 2 3-е изд., пер. и доп. учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 352 c.

3. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.

4. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2013. — 156 с.

5. Занков Л.В. Наглядность и активизация средств в обучении. — М., 1960.

6. Иванов, А.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.А. Полиевский, А.А. Иванов, Э.А. Зюрин; Под ред. С.А. Полиевский. — М.: ИЦ Академия, 2013. — 368 c.

7. Калыгин, В.Н. Безопасность жизнедеятельности. Промышленная и экологическая безопасность в техногенных чрезвычайных ситуациях / В.Н. Калыгин, В.А. Бондарь, Р.Я. Дедеян. — М.: КолосС, 2008. — 520 c.

8. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — М.: КноРус, 2013. — 192 c.

9. Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и К, 2015. — 360 c.

10. Маринченко, А. В. Безопасность жизнедеятельности / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 360 c.

11. Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. — М.: Дашков и К, 2012. — 496 c.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 класс / Под ред. А.Т. Смирнова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.

13. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. 14-е изд., стер / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. — СПб.: Лань, 2012. — 672 c.

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

14. Электронный ресурс: [http://urait.ru/]. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. дата обращения (07.11.2019)

15. Электронный ресурс: [http://www.school-obz.org]. Информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности

16. Электронный ресурс: [http://urait.ru/bcode/431714]. Каракеян, В.И. Безопасность Жизнедеятельности 2-е изд., пер. и доп. Учебник И Практикум Для Академического Бакалавриата. – дата обращения (09.11.2019)

17. Электронный ресурс: [http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm]. Книги, пособия по ОБЖ

18. Электронный ресурс: [http://www.rae.ru/forum2012/]. Кузнецова А.С., Корякина С.В. использование мультимедийных средств обучения в школьном курсе.

19. Электронный ресурс: [http://theobg.by.ru/index.htm]. Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. дата обращения (10.11.2019)

20. Электронный ресурс: [https://cyberleninka.ru/article]. Проблемы и перспективы программно-методического обеспечения предмета ОБЖ в школе на современном этапе. дата обращения (09.11.2019)

21. Электронный ресурс: [http://school-collection.edu.ru]. Предметные электронные ресурсы по методике преподавания. дата обращения (10.11.2019)

22. Электронный ресурс: [http://fcior.edu.ru/http://katalog.iot.ru]. Тематические ЭОРы ОБЖ. дата обращения (08.11.2019)

23. Электронный ресурс: [http://www.uchportal.ru/load/81]. Учительский портал

24. [Электронный ресурс] https://www.uchportal.ru/load/201/, дата обращения – (18.11.2019)

25. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs/, дата обращения – (13.11.2019



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Результативность применения словесных и наглядных средств учителями-предметниками на уроках безопасности жизнедеятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результативность применения словесных и наглядных средств учителями-предметниками на уроках безопасности жизнедеятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)