Система статистических показателей, характеризующих рынок транспортных услуг
Изучая перевозки, транспортная статистика разграничивает перевозки грузов и пассажиров, так как принимает во внимание разный характер объектов перевозок, наличие особых типов транспортных средств, различие в организации перевозочного процесса. Существенные различия имеют программы и виды статистического наблюдения, первичная документация, положенная в основу статистического учета этих перевозок, единицы наблюдения, а также приемы сводки и анализа статистических материалов по перевозкам. Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т. е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим перевозочным документом (договором перевозки), в котором указаны только один грузоотправитель и один грузополучатель. Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия (дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспортах, коносамент и манифест – на морском, путевой лист и товарно-транспортная накладная – на автомобильном, сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте). Однако они все включают важнейшие показатели, необходимые для статистического изучения перевозок [7]. Статистика перевозок грузов базируется на данных текущего сплошного учета. Для выявления отдельных специальных вопросов проводятся обследования и единовременные учеты перевозок грузов. Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы: объемные (суммарные) и качественные. К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся [7]: - отправлено (отправление) грузов; - прибыло (прибытие) грузов; - перевезено (перевозка) грузов; - перевезено в прямом смешанном сообщении; - объем выполненной транспортной работы – грузооборот. Показатель «отправлено (отправление) грузов» отражает начальный момент процесса перевозки грузов и выражается в тоннах. Он характеризует объем продукции отраслей материального производства, предъявленный транспорту к перевозке и отправленный им по назначению, а также выполнение транспортным предприятием плана перевозок. Отчетные данные по отправлению группируются по роду грузов, скорости перевозки, административно-территориальному признаку. Момент учета отправления грузов на отдельных видах транспорта определяется по моменту принятия грузов к перевозке или по моменту фактического отправления. Показатель «прибыло (прибытие) грузов» отражает конечный момент процесса перевозки грузов и характеризует объем грузов, законченных перевозкой в отчетном периоде в тоннах. Экономическое значение показателя заключается в том, что он характеризует объем работы станций, портов и других мест назначения, связанный с конечным процессом перевозочной деятельности (подача подвижного состава под выгрузку, хранение грузов на складах). Группировки отчетных данных по прибытию грузов те же, что и по отправлению грузов [8]. Показатели количества отправленных и прибывших грузов не характеризуют грузовой работы отдельного транспортного предприятия – железной дороги, пароходства, компании. Это объясняется тем, что эти предприятия, помимо местных перевозок, т. е. начинающихся и заканчивающихся в пределах данного транспортного предприятия, выполняют также транзитные перевозки, начинающиеся и завершающиеся за пределами данного предприятия. Такие перевозки нс находят своего отражения ни в показателе прибытия, ни в показателе отправления грузов. Поэтому для характеристики всего объема перевозок груза статистикой дополнительно применяется показатель «перевезено грузов» [8]. Показатель «перевезено (перевозка) грузов» определяется как сумма отправленных грузов и принятых грузов от других предприятий (подразделений) для продолжения перевозки и выражается в тоннах. Показатель «перевозка в прямом смешанном сообщении» перевозка грузов с участием двух и более подразделений транспортной сети выражается в тоннах. Он характерен для транспорта, представляющего собой единую транспортную сеть, в которой все виды транспорта взаимоувязаны. К числу подобных перевозок относятся, например, перевозки в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении. В планах транспортных предприятий предусматриваются номенклатура и количество грузов, подлежащих перевозке, а также пункты перевалки грузов. Соответственно этому строятся и показатели статистической отчетности. Работа транспорта по перемещению продукции отраслей экономики характеризуется не только количеством и составом перевозимых грузов, но и расстоянием их перевозки. Поэтому статистикой используется обобщенный показатель – грузооборот в тонно-километрах (на морском транспорте – в тонно-милях). Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях); выражается в тонно-километрах (или тонно-милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия. К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся [4]: - среднее расстояние перевозки 1 т груза; - средняя густота перевозок груза; - средняя продолжительность доставки груза; - средняя скорость продвижения груза. Среднее расстояние перевозки 1 т груза – расстояние в километрах (на морском транспорте – в милях), на которое в среднем перевозится 1 т груза. Определяется путем деления величины грузооборота на величину объема перевезенных грузов в тоннах. Уровень показателя в основном определяется размещением производительных сил страны, а также международными связями по перевозке грузов. Снижение средней дальности перевозок имеет большое значение, так как оно обеспечивает уменьшение издержек по транспортировке грузов и ускорение оборачиваемости оборотных средств, обеспечивая снижение себестоимости перевозимой продукции. Сокращение средней дальности осуществляется улучшением размещения и планирования производства, сбыта и перевозок. Средняя густота перевозок грузов – количество грузов, проследовавших в среднем через участки сети железных дорог, водных путей сообщения или автомобильных дорог за год (или другой отчетный период); характеризует интенсивность использования протяженности транспортной сети. Средняя продолжительность доставки груза – время (в сутках) от момента приема груза к перевозке до момента выгрузки средствами транспорта или подачи под выгрузку, если выгрузка производится средствами грузополучателя; средняя продолжительность доставки исчисляется на 1 т или на одну отправку груза. Средняя скорость продвижения груза – число километров, на которое в среднем перемещается 1 т груза (или одна отправка) в единицу времени перевозки (сутки). При анализе отчетных данных выявляется зависимость фактической продолжительности и скорости доставки грузов от вида скорости (большая, грузовая, пассажирская), объема отправок (маршрутные, повагонные, мелкие), расстояния перевозок и других факторов [4]. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пассажиро-поездка одного пассажира в одном направлении от станции (остановки, порта, пристани) отправления до станции (остановки, порта, пристани) назначения по единичному (разовому) билету. К объемным показателям статистики пассажирских перевозок относятся [4]: - отправлено пассажиров; - перевезено пассажиров; - объем выполненной транспортной работы – пассажиро-оборот в пассажиро-километрах (на морском транспорте – в пасса- жиро-милях). Момент учета отправленных пассажиров определяется на отдельных видах транспорта по-разному: по моменту приобретения билета (на железнодорожном и автомобильном транспортах) или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспортах). Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется. Показатель «отправлено пассажиров» – число пассажиров, которые в отчетном периоде приобрели проездные билеты или начали свой путь следования в международном ввозе и транзите на станциях (портах, пристанях) данного подразделения. Сведения о количестве отправленных пассажиров группируются по видам сообщений (местное, прямое). Показатель «перевезено пассажиров» определяется как по каждому предприятию, так и в целом по отрасли. Количество перевезенных пассажиров по предприятию исчисляется суммированием числа отправленных пассажиров данным предприятием (дорогой, портом, пристанью) и числа принятых им от других предприятии пассажиров для дальнейшей перевозки. В целом по отрасли показатель «перевезено пассажиров» соответствует показателю «отправлено пассажиров». Показатель «объем выполненной транспортной работы» при перевозке пассажиров («пассажирооборот») – определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки (позиция перевозки – пункты следования пассажира: пункт отправления – пункт назначения). Пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-милях) определяется как по каждому предприятию, так и в целом по данному виду транспорта. К качественным показателям статистики пассажирских перевозок относятся [4]: - среднее расстояние перевозки одного пассажира; - средняя густота перевозок; - среднее число поездок на одного жителя в год. Среднее расстояние перевозки одного пассажира – это расстояние в километрах (милях), на которое в среднем пассажир совершает поездку; определяется путем деления величины пассажирооборота на количество перевезенных пассажиров. Кроме общего среднего расстояния перевозки одного пассажира исчисляется среднее расстояние перевозки в пригородном, местном и прямом сообщении, а также по категориям прямого сообщения (ввозу, вывозу и транзиту). Средняя густота перевозок – это число пассажиров, проследовавших в среднем через участки сети железных дорог, водных путей сообщения или автомобильных дорог; в группировке по направлениям пассажирского потока служит характеристикой интенсивности пассажиропотока. Среднее число поездок на одного жителя в год характеризует частоту поездок пассажиров на том или ином виде транспорта; определяется путем деления количества отправленных пассажиров за год на среднюю численность жителей в районе тяготения к данному виду транспорта. Для получения общего итога работы предприятий транспорта, отдельных видов транспорта и транспорта в целом используются обобщающие показатели: приведенные тонно-километры, выручка (валовой доход) за выполненные транспортные работы и валовая добавленная стоимость. Приведенные тонно-километры представляют собой объем работы транспорта по перевозкам грузов и пассажиров в условнонатуральном выражении; определяются как сумма величины грузооборота и величины пассажирооборота в приведенных тонно-километрах. Они используются для исчисления показателя производительности труда работников и себестоимости перевозок [7]. Выручка (валовой доход) характеризует общую сумму провозной платы по каждому виду перевозок. Валовая добавленная стоимость – это конечный результат экономической деятельности; определяется путем вычитания из валового дохода промежуточного потребления материальных благ и услуг сторонних организаций. Промежуточное потребление материальных благ представляет все материальные затраты, включаемые в себестоимость перевозок (кроме амортизации основного капитала). Показатель используется для расчета валового внутреннего продукта. Предприятия, выполняющие грузовые и пассажирские перевозки, представляют статистическую отчетность по унифицированным формам.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |