Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.4. Духовная культура человека и  общества



2020-03-19 348 Обсуждений (0)
Тема 4.4. Духовная культура человека и  общества 0.00 из 5.00 0 оценок




 

План:

1. Религия и религиозная картина мира.

2. Искусство и художественная картина мира.

3. Наука и научная картина мира.

1

Изучая тему, посвященную изучению культуры и цивилизации, мы выяснили, что культура подразделяется на материальную и духовную. Философия наряду с религией, искусством и наукой являются важными элементами духовной культуры человека и общества. Поскольку философию в качестве науки и мировоззрения мы уже рассмотрели, сейчас приступим к изучению религии, искусства и науки, а также тех картин мира, которые они создают как в индивидуальном, так и в общественном сознании.

Чтобы  изучить  сущность того или иного явления, необходимо узнать, от каких слов дали ему название, - учит наука о происхождении слов этимология. В философской науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Некоторые исследователи предполагают, что слово «религия» произошло от латинского глагола « religare », что в переводе означает связывать.

Что связывает религия? Можно предположить, что речь идет не о людях, поскольку религия не только связывает людей, но и разъединяет их. Здесь имеется в виду связь невидимая, метафизическая между Богом и людьми, между миром эмпирическим,  видимым (земным) и миром небесным (невидимым).

Другие исследователи считают, что слово «религия» произошло от латинского глагола « religere », что означает собирать.  Скорее всего, здесь имеется в виду духовное единение людей.

И, наконец, третья группа исследователей убеждены в том, что слово «религия» происходит от латинского слова « religio » - благочестие, святость.

Не смотря на разные этимологические толкования сущности религии, необходимо отметить их единство. Оно заключается в том, что религия толкуется как сила, духовно связывающая не только людей, но и миры вокруг понятия «святость».

Можно дать следующее определение религии. Религия - это вера в Бога или в высшую потустороннюю сверхъестественную силу.

Концепции происхождения религии:

1) Научные

Все эти концепции основываются на атеизме – отрицании факта существования Бога. С атеистических позиций, религия – это идеализируемый человеком мир, его фантазмы.

A)     социальная причина (бессилие человека перед
общественными и природными силами);

Б) гносеологическая причина (способность человека к познанию и возникновения абстрактного мышления, умение думать о том, что увидеть нельзя);

B)   психологическая (психологические потребности людей
осознать смысл жизни, тяга к духовным ценностям);

Г) психоаналитическая: религия - это результат бессознательного восхищения отцом;

Д) социологическая: религия - это способ удержания власти с помощью ее обожествления;

2) Ненаучные:

А) уфологическая: религия – это результат обожествления инопланетного разума;

Б) теологическая: религия – это результат институционализации практик общения Бога и человека.

Таким образом, нет однозначной трактовки религии в научной и учебной литературе. Однако, не смотря на различные подходы и отношения к религии, можно выделить нечто общее, что присуще этим подходам. Во-первых, религия – явление социальное, а не природное. В животном мире религии нет. Поэтому видный представитель русской религиозной философии С. Булгаков определял человека как религиозное существо.

Во – вторых, религия связана не с материальными, с духовными потребностями человека. Человеку свойственно выходить за рамки узкоэмпирического бытия. Он не может жить только в материальном мире и материальными потребностями. Иначе стирается разница между человеком и животным, между человеком и роботом.  Человеческая сущность зиждется на феномене духовности. Она выражается в поиске смыслообразующих ценностей.

Понятно, что религию нельзя трактовать примитивно, по-ленински, как опиум для народа. Религия - это непростое, а сложное явление (феномен). И в качестве сложного феномена,  имеющего структуру, состоящую из следующих элементов:

1) представления (о рае, об аде, загробной жизни в целом);

2) чувства (носит амбивалентный двойственный характер, поскольку человек не только любит Бога как воплощение Добра, но и испытывает страх перед ним по причине греховной своей сущности) ;

3) действия (крещение, молитва, пост);

4) символы (крест, распятие, полумесяц);

5) догматы (догмат о Святой Троице).

Рассматривая религию с точки зрения системного подхода, перейдем к раскрытию ее функций. Общее содержание функции заключается в том, что религия играет большую роль в жизни человека и общества, поскольку является важнейшим регулятором социальных отношений, способом контроля и ограничителя биологических начал в человеке. Если конкретизировать содержание функции, то можно классифицировать их следующим образом:

1) компенсаторская функция: если вера в вечную загробную жизнь способствует преодолению страха человека перед смертью, то вера в существование рая и ада компенсирует чувство социального неравенства, поскольку, как сказано в Библии, скорее верблюд пройдет через игольное ушко, недели богач попадет в Царство Небесное;

2) интегративная: религия сплачивает людей, то есть вера в И. Христа сплачивает христиан, вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его, объединяет всех мусульман;

3) дезынтегративная: религия разъединяет людей, так как существуют различные конфессии – например, христианство, ислам, а внутри них – различные течения (католичество, православие, старообрядчество, протестантизм, шииты, сунниты);

4) регулятивная: религиозные нормы регулируют
поведение людей, верующих в Бога;

5) коммуникативная: религия способствует общению людей, верующих в Бога друг с другом на основе религиозных норм, общению человека с Богом с помощью молитвы;

6) мировоззренческая: религия дает ответы на вопрос
как  появился мир, как он развивался и как он устроен мир, придает смысл жизни человека, то есть формирует его мировоззрение, или религиозную картину мира.

С религиозной точки зрения, мир делится на видимый (эмпирический) и невидимый (метафизический). Первый - временный,  а второй - вечный и истинный. Метафизический мир находится на небесах, вверху. Эмпирический – на земле. Если эмпирический мир является ареной борьбы добра и зла, то метафизический – пространством обитания Абсолютного Добра в лице Бога, ангелов и архангелов. Борьба между добром и злом также идет и в душе человека. Внешний, земной мир – результат проявления борьбы во внутреннем мире.

Существует еще третий мир – подземный. Подземный мир – пространство обитания Сатаны, сил зла. Он находится в самом низу.

Человек, телесно живя в земном мире, может, в зависимости от вектора его поступков, являться наглядным воплощением либо «града небесного», либо «града подземного». Высота человеческих помыслов, молитвы как способ общения человека с Богом, делают человека нравственно чище. Напротив, если человек не ограничивает свои низменные чувства и желания, применяет в общении нецензурную лексику как способ общения с низменными силами, то он неизбежно деградирует в качестве человеческой личности, которая является отображением личности абсолютной, то есть личности Бога.

Таким образом,  религиозная картина мира достаточно сложна. Она основывается на принципе креационизма, то есть идеи, в соответствии с которой Бог сотворил мир, а человека создал по своему образу и подобию. Следовательно, в качестве субстанции признается божественное бытие – вечное, неделимое, идеальное по своей сущности.

Религиозная картина мира иерархична: выделяются небесный, земной и подземный миры. Пространство, с точки зрения религии, трехмерно.

Время, как и пространство, тоже неоднородно. В земном мире можно выделить профанное и сакральное пространства. В профаном, мирском пространстве господствует линейное время: Сотворение мира – Рождество Христово – Страшный суд. В сакральном, святом пространстве, например, в пространстве Храма, доминирует время циклическое: каждый год христианская церковь празднует рождение И. Христа, его обрезание, крещение, распятие и воскресение.

В небесном мире – пространстве обитания Бога, времени как такового  нет. Там царит вечность.

Религиозная картина мира состоит не только из религиозной онтологии, но и религиозной гносеологии. С точки зрения религии, человек, как существо ограниченное во времени (смертен) и в пространстве (не может одновременно появляться в нескольких местах), обладает ограниченными познавательными возможностями. Расширить свои познавательные способности человек может лишь с помощью Бога. Именно Бог является абсолютным бытием и абсолютной истиной. Следовательно, точкой соприкосновения религиозной онтологии с гносеологией, является Бог, что является одним из выражением еще одного принципа, на котором основывается религиозная картина мира, - теоцентризма.

Религия – это не  только сложная система, имеющая несколько измерений: природное (охватывающее отношение человек – природа) социальное (межчеловеческое общение), метафизическое (человек – Бог). Религия – динамическая система, которая развивается вместе с обществом.  Поэтому неудивительно, что в философской литературе выделяют следующие исторические формы религии:

1) тотемизм - вера в то, что определенные животные
являются покровителями людей;

2) анимизм ~ вера в существование душ и духов,
одухотворение сил природы;

3) фетишизм — приписывание отдельным предметам, вещам
чудодейственной силы;

4) магия - ритуальные действия и обряды, связанные с верой в
возможность влиять на некоторые таинственные силы: а) черная -
вредоносная; б) белая — лечебная.

Помимо исторических форм религии, существуют разнообразные ее виды: монотеистические – вера в одного Бога (иудаизм, христианство, ислам), политеистические (язычество древних греков, римлян, восточных славян), национальные (иудаизм, поскольку иудаизм может исповедовать только иудей, то есть еврей, а национальность у евреев определяется только по материнской линии), мировые религии – буддизм, христианство, ислам (исповедовать эти религии может любой человек, вне зависимости от национальности, и именно этим обстоятельством объясняется их распространение по всему миру).

В форме таблицы дадим краткую характеристику мировым религиям. Заметим: буддизм является примером религии, которая основывается не на идее Бога, а на идеях его основателя. 

Мировые

Основатель,

Идеи
религии

дата, место

 
Буддизм

Сиддихарта

 
 

Гаутама (Будда)

Истины: 1) жизнь – страдание;    
 

VI в. до н.э.,

2)причина страдания –желания;   1)
 

Индия

2) Есть способ избавления 3) 4)
 

 

от страданий: правильно  
 

 

думать, говорить, поступать
 

 

 
 

 

 
Христианство И. Христос, I в. н.э., Ближний Восток (Палестина)

1. Существует единый Бог — творец всего сущего; 2. Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух; .3. И. Христос - сын Божий, совмещает в себе божественную и человеческую природу; 4. Бог создал человека по своему образу и подобию, но грехопадение Адама и Евы разрушило эту природу.    1054-1204 происходил процесс разделение христианства на православную и католическую ветви. В XVI веке зародился протестантизм.

Ислам      -предание себя Богу, покорность (мусульманство -муслим - верный) Мухаммед (Магомет), VI в. н.э.,   Ближний Восток

1. Бог един и Мухаммед — пророк его; 2. Выполнение цикла молитв; 3. Пост; 4. Уплата долгов и милостыни. 5. Хадж.

       

 

 

2

Слово «искусство» имеет несколько значений: 1) художественное творчество в целом, объединяемое в качестве художественно-образных форм освоения мира. Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью и оригинальностью; 2) изобразительное искусство; 3) высокая степень умения и мастерства (педагогическое искусство):

Таким образом, можно дать следующее определение понятию «искусство»: искусство – это  творчество,  в основе которого лежит художественный образ.  Художественный образ — это специфический для искусства способ освоения и постижения действительности. Художественный образ являет собой совокупность общего, типичного и индивидуального, особенного. Художественный образ - это наглядное воплощение идеи. Например, возьмем художественный образ Саши Белого («Бригада»). В этом образе есть типичные черты бандита: сленг, решение проблем с помощью силы, угроз и шантажа, пренебрежительное отношение к законам, внешний вид. Но этот образ содержит и индивидуальные черты, позволяющие отличить бандита Сашу Белого от другого бандита Космоса: если Белый обладает ярко выраженными лидерскими качествами, то Космос – человек зависимый, видомый, и зависимость эта проявляется, в частности, в его зависимости от наркотиков.

Часто искусство определяют через понятие «эстетическое». Например, искусство можно определить как вид творческой деятельности по созданию объектов, которые способны в экспертной среде вызывать эстетические чувства. Таким образом, объектом искусства является  эстетическое, которое может принимать различные формы: формы прекрасного, возвышенного, трагичного и комического.

Главная цель искусства - раскрыть прекрасное в человеке и в природе. Прекрасное можно раскрывать с помощью различных художественных форм. Более того, в искусстве прекрасное и безобразное могут смешиваться. В этом заключается его «карнавальность», смешение высокого и низменного, духовного и безнравственного. Еще древнегреческий философ Сократ говорил о том, что корзина с навозом тоже может быть прекрасной. На эстатизации безобразного зачастую основывается современное искусство. Например, другая литература (более подробно об этом – в моей лекции «Современная отечественная культура», дисциплина история).

Для реализации цели искусство решает следующие задачи: 1) описать внешний мир, окружающий человека, познать его красоту, восхититься его гармонией; 2) описать выражение человеческих эмоций и страстей, изобразить внутреннюю жизнь человека.

Искусство – явление многоликое и разнообразное. Разнообразность находит свое выражение в формах искусства:

1) архитектура (выражение прекрасного в камне: барокко, ампир);

2) музыка (выражение прекрасного в звуках: классическая музыка, рок-музыка, поп-музыка);

3) литература (выражение прекрасного в словах: поэзия, проза);

4) живопись (выражение прекрасного в красках: натюрмотры, потреты, пейзажы);

5) мимическое искусство (выражение прекрасного в телодвижениях: драматическое искусство, танец);

Искусство еще явление уникальное. По причине своей уникальности обладает следующими характерными чертами:

1) образность, то есть нацеленность на образное освоение действительности (образ незнакомки в
стихотворении Блока символизирует Россию);

2) синтетичность, то есть целостное постижения объектов (у Ф. М. Достоевского именно так изображен Родион Раскольников. Достоевский описывает его целостно: внешность, «жизненное пространство», одежду, мысли, поступки);

3) личностный характер познания (получается двойное субъективное преломление, так как художник создает интеллектуальный продукт, отражающий его видение реальность, а читатель пропускает мысли художника через содержание своего сознания; искусство – это пространство художественных форм, в котором встречаются два субъекта – художник и читатель)

Искусство играет большую роль в жизни человека и общества. Искусство можно рассматривать в качестве социального феномена, организующего жизнь личности. К основным функциям  искусства можно отнести:

1. Познавательную. Произведения искусства могут
служить  ценным  источником  информации  сложных общественных процессов. Познавательная функция искусства имеет свою специфику: а) главный объект познания - человек; б) человек берется в единстве социальной, психологической жизни.

2. Гедонистическую. Она связана с познавательной:
воспринимая художественное произведение, мы не просто
усваиваем его содержание, но и пропускаем это содержание
через свое сердце, то есть познаем эмоционально. Иначе говоря,
от хужожественного произведения мы получаем удовольствие.
Некоторые виды искусства нацелены на то, чтобы развлекать
человека. Если мы не испытывали чувство удовольствия, то мы бы не смотрели художественные фильмы, не слушали бы музыку, не восторгались бы полотнами художников.

3. Воспитательную. Посредством искусства, особенно
литературы, воспитывались многие поколения. Русская классическая литература очень богата на такие художественные образы, на которые стоит ориентироваться:  Маресьев (Мересьев), Шухов. И, наоборот, на которые «равняться» не стоит: Плюшкин, Обломов, Беликов. Воспитываться можно не только на примерах, но и на антипримерах.

4.           Пропагандистскую. Искусство всегда служило орудием пропаганды. В годы гражданской войны выпускались открытки, в которых содержался призыв не праздновать Рождество. Немцы тоже неслучайно забрасывали в советский тыл листовки, на которых были написаны стихотворения-пасквили на советскую власть. В. Маяковский пропагандировал советский образ жизни в стихотворении, посвященному советскому паспорту. Недаром В. Ленин говорил, что самым важнейшим из искусство для нас искусством является кино.

В философской литературе разгораются нешуточные дискуссии относительно того, что допустимо ли использовать искусство в пропагандистских целях, насколько совместимо искусство и политическая конъюнктура. Имеются многочисленные сторонники и противники у каждой точки зрения. Но факт остается фактом: искусство служило и служит орудием пропоганды.

5. Развивающую, или функцию самоактуализации.
Посредством искусством человек растет как творческая личность, раскрывает все свои творческие способности. Неслучайно в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» существует множество кружков, нацеленных на развитие этих качеств.

6. Образовательную. Посредством искусства человека
можно научить создавать прекрасное, учить его воспринимать.
Умение чувствовать красоту, находить ее в окружающем нас
мире и в себе самом - это должно стать уделом не только
профессиональных деятелей культуры, но и подавляющей части
человечества.

7. Мировоззренческую: приобщение к искусству формирует мировоззрение человека, создает художественную картину мира.

В основе художественной картины мира – его раздвоение на мир вымышленный (основывается на художественных образах, с помощью которых художник воплощает свою концепцию) и реальный (прототипы, жизненные ситуации, которые наблюдал художник или проживал их, послужившие в качестве «материала» для создания художественных образов). Между ними существует связь,  основанная на принципе правдоподобности. Сущность правдоподобности можно выразить словами Станиславского: «верю – не верю».

Заметим, что иногда фантастические художественные фильмы более правдоподобны, чем, например, фильмы, посвященные  реальным событиям. Следовательно, жанр фильма не связан с принципом правдоподобности.  

Отметим также, что в основе художественной картины мира лежит не истина. Истина характерна больше для научной картины мира. В основе художественной картины мира – правда, так как в искусстве ярко выражена морально-нравственная составляющая.

Между философией и искусством можно найти:

1)  субъективно-личностный элемент: а) и философия, и
искусство составляют дело вкуса; б) и в искусстве, и в философии есть
школы и направления, то есть наличествует плюрализм мнения; в)
философские системы, как и творения художников связаны с именем
своего творца;

2)            синтетичность (философия и искусство пытаются познать
мир в его целостности);

3)           они являются способами познания и формами мировоззрения.

Различия между искусством и философией:

1) способы познания: философия познает мир с помощью
абстрактных категорий, а философия с помощью образов;

2) философия ориентирована на логичность, рациональность,
а в искусстве важны чувства и эмоции;

3) философия основывается на научной методологии, а
искусство на воображении, творчестве.

3

Под наукой понимают сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Наука — это сложное явление, которое может быть рассмотрено с разных сторон:

1) Наука как способ познания. Особенности: а) систематизированность научных знаний; б) наличие специфических способов обоснования истинности научных
знаний; в) осознание методов познания; г) подготовка познающего субъекта. Наука – это средство познания внешнего и внутреннего миров. В связи с этим научные знания подразделяют на естественнонаучные (изучение природы – астрономия, физика, биология, химия), социальные (изучение общества – история, социология, политология, культурология, экономическая теория, правоведение), гуманитарные (изучение человека – антропология, психология, философия).

2) Наука как отрасль духовного производства включает следующие элементы:
а) проблемы — осознанность недостаточности имеющихся знаний для решения поставленных задач; б) гипотеза - предположение, истинность которого еще требуется доказать; в) концепция – совокупность взаимосвязанных между собой идей и взглядов, гибко связанных между собой, и несущих на себе печать авторской индивидуальности; г) теория - самая развитая форма организации научного знания, тоже, как и концепция, содержит совокупность взглядов и идей, но которые жестко связаны между собой в силу того, что они претендуют на объективное отражение объективной действительности, и в которых личность исследователя свидена к минимуму. Заметим, что все элементы духовного производства связаны между собой: гипотезы рождаюся в качестве предположений, как решить данную проблему. Если эти предположения потом доказываются, объективно отражают действительность, то гипотеза трансформируется в теорию. Если гипотезы не жестко согласовываются с действительностью, а представляют собой совокупность взаимосвязанных идей, то перед нами – концепция. Если теория может быть только научной, то конепция – не только научной, но и художественной, религиозной, философской.

3) Наука как социальный институт включает следующие ценности и нормы: а) познание рассматривается как долг; б) не укради; в) не лги; г) ответственность ученого. Для реализации этих социальных норм – институт сносок в научной литературе.

Наука играет большую роль в жизни человека и общества. Конкретизировать этот тезис помогает изучение ее функций:

1) Познавательная: с помощью научного познания человек узнает сущность вещей, явлений как материального, так и духовного миров, занимается познанием как внешнего мира, так и внутреннего;

2) Практическая: научные знания применяются на практике. Благодаря этому обеспечивается социальный прогресс – поступательное движение общества вперед.

Выделяют следующие типы отношений науки с практикой: а) наука отстает от практики (онкологические заболевания – одна из главных причин смертности); б)наука опережает практику (Леонардо да Винчи изобрел танк, парашют, но в эпоху Возрождения не знали, как применить эти изобретения);

3) мировоззренческая: наука формирует и развивает  мировоззрение человека, создает научную картину мира (мы ее уже рассматривали, когда изучали отологию и антропологическую философию).

В основе научной картины мира лежат принципы материализма, атеизма и эволюционизма. Согласно научной картине мира, Вселенная произошла примерно 14 миллиардов лет назад (13,5) в результате Большого взрыва, приведшего к выбросу большого количества газа и пыли, из которых возникли впоследствии различные небесные тела. До этого не существовало ни времени, ни пространство. Планета Земля относится к Солнечной планетарной системе наряду с Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, Ураном и Нептуном. До 2006 года в Солнечную планетарную систему включали Плутон. Но потом ученые посчитали, что его масса недостаточна для того, чтобы он назывался планетой. Солнечная планетная система – не единственная во Вселенной. На сегодняшний день ученые доказали существование 170 планетарных систем, похожих на Солнечную.

Солнце появилось примерно 5 миллиардов лет назад. До появления Солнца окружающих небесных тел не существовало: хаотично перемещались облака, состоящие из газа и пыли. Затем самое большое из этих облаков стало вращаться вокруг своей оси и постепенно сжиматься. И чем больше сжималось облако, тем быстрее оно вращалось. В течение миллионов лет облако нагревалось все больше и больше, пока не превратилось в Солнце.

Примерно 4,5 миллиардов лет назад появилась планета Земля. Весь процесс формирования планеты занял от 10 до 20 миллионов лет.

Солнце – источник жизни на планете Земля. Планета Земля – третья планета от Солнца, находящаяся в 150 миллионов километров от него. Планета Земля - единственная во Вселенной «живое» небесное тело. Планета Земля удачно расположена по отношению к Солнцу: ни слишком далеко, ни слишком близко. Для того чтобы зародилась жизнь, требуется не только соответствующая температура.  Нужна еще и воздушная атмосфера, защищающая планету от испепеляющего солнечного жара, не пропускающая лишних солнечных лучей, а также жидкая вода – важнейшее вещество в природе, из которого возникла жизнь на Земле и без которой не может существовать ни один биологический организм, включая человека, так как она составляет значительную часть каждого из них. Плюс еще необходима почва, которая обеспечивает растительной пищей все живое на планете.

Эволюция материи на планете Земля проходила большое количество лет. Вначале возникли условия для появления жизни, потом – примитивные живые организмы, а затем – биологические многоклеточные организмы. Согласно последним научным данным, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил примерно между 5 и 10 миллионов лет назад. В ходе раскопок на озере Чад был обнаружен череп человекообразного существа, который жил 7 миллионов лет назад. Это существо получило название сахелантроп. Наиболее близким к предковой форме человека считают австралопитека, жившего на территории Африки 4- 1 миллион лет назад. Австралопитек – первое существо на планете, которое встало на задние лапы. В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Человек современного вида появился в Африке около 130 тыс. лет назад. Как показывают результаты археологических раскопок, за короткое время он расселился по Азии и Европе. Этот человек получил название кроманьонец. Кроманьонец заселил всю Землю 15 – 10 тысяч лет назад.

Одновременно с развитием человека, то есть с антропогенезом происходил социогенез – развитие общества. Общество зародилось одновременно с появлением человека. Поэтому в научной литературе принято говорить об антропосоциогенезе – процессе одновременного развития человека и общества. До появления общества существовало стадо древнейших людей, занимающихся охотой и собирательством. По мере развития сознания человека появлялись нормы, регулирующие отношения между первобытными людьми. Первобытный человек сначала был частью общины, основанной на кровно-родственных связях, а затем на смену кровно-родственных связей пришли связи между соседями.

 Таким образом, научная картина мира рассматривает космогенез – происхождение Вселенной (космоса) в единстве с антропогенезом, то есть одновременным становлением и развития человека и общества.

В основе научной картины мира лежит представление о материи как многоуровневой системе, способной к самоорганизации и эволюции. Таким образом, в основе мира как целого находится одна субстанция – материя. Мир сознания, духовный мир – порождение мира материального.

Общее между философией и наукой состоит в следующем:

1) Построены на принципах объективности, системности, проблемности;

2) Имеют понятийно-категориальный аппарат;

3) Нацелены на открытие  объективных закономерностей;

4) Философия обобщает научные знания, интегрирует их, концептуально «разворачивает» мировоззренческую составляющую научных проблем.

Главное отличие философских знаний от научных – их мировоззренческая, концептуальная природа, несущая в себе ярко выраженную исследовательскую субъективность. Поэтому философские проблемы, в отличие от научных проблем, имеют «вечный характер».

Подведем итоги. В качестве элементов духовной культуры общества выступают религия, искусство, наука и философия. Философия является структурообразующим компонентом духовной культуры, потому что обеспечивает связь между этими элементами, образовывая системное целое под названием «духовная культура». Философия – квинтэссенция духовной культуры, ее «ядро». Философия, являясь особой наукой, занимающаяся изучением мира в качестве единого целого, интегрирует достижения различных наук. Но философия - это также самая развитая форма мировоззрения, связанная как с искусством, так и с религией.

В основе научной картины мира лежит философская концепция материализма, рассматривающая мир как результат длительной эволюции материи. В основу религиозной картины мира положена философская концепция объективного идеализма, рассматривающая мир с точки зрения креационизма, как итог творения сверхчеловеческого сознания, сознания Бога. Художественная картина мира, в отличие от научной и религиозной, не имеет жесткой привязанности к конкретной онтологической картине мира. Сущностно, эссенциально художественной картине мира близка концепция субъективного идеализма, рассматривающая сознание человека, в данном случае – сознание художника, в качестве субстанциальной основы бытия. Однако искусствоведению известны как и религиозные художники, рассматривающие себя в качестве своеобразных проводников божественного сознания, так и художники материалисты.

 Духовная культура - важнейший компонент личностного развития человека, необходимое условие для дальнейшего гуманизации общества. Будущее человечества, перспективы решения глобальных проблем, во многом зависят от степени развития духовной культуры.

 


Вопросы и задания

1. Что включает в себя духовная культура человека и общества? Дайте определения религии, искусству, науке, философии.

2. Почему философия является квинтэссенцией духовной культуры человека и общества?

3. Какие концепции происхождения религии вам известны? К какой концепции ее возникновения вы придерживаетесь?

4. Из каких элементов состоит религия? Какие ее виды вам известны?

5. Какую роль играет религия в жизни человека и общества? Нужна ли религия современному человеку и обществу? Свое мнение обоснуйте.

6. Что представляют собой религиозная картина мира и религиозный человек?

7. Каково ваше отношение к религии? Ответ дайте в развернутой форме.

8. Назовите и раскройте характерные черты искусства.

9. Какие формы искусства вам известны? Что представляет собой художественный образ и художественные средства его выражения?

10. Какую роль играет искусство в жизни человека и общества?

11. Что представляет собой художественная картина мира?

12. Каково ваше отношение к искусству? Считаете ли вы себя эстетом, насколько развиты ваши эстетические чувства?

13. Почему наука является сложным феноменом?

14.  Какую роль играет наука в жизни человека и общества?

15. Что представляет собой научная картина мира?

16. Как ваша жизнь связана с наукой? Дайте развернутый ответ.

17. Какая картина мира вам близка: религиозная, художественная, научная? Ответ аргументируйте.



2020-03-19 348 Обсуждений (0)
Тема 4.4. Духовная культура человека и  общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.4. Духовная культура человека и  общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)