Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества.



2020-03-19 868 Обсуждений (0)
Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества. 0.00 из 5.00 0 оценок




План:

1. Философское осмысление глобальных проблем.

2. Философские сценарии будущего человека и общества.

1

Изучая общество как сложную социальную открытую динамичную систему, мы уже говорили о том, что общество находится в процессе постоянного развития. Одним из итогов этого развития являются глобальные проблемы.

Глобальные проблемы – это такие проблемы, от которых зависит выживание всего человечества, и этим они отличаются от локальных проблем.

К глобальным проблемам относятся:

1) предотвращение термоядерной войны, обеспечение
мирных условий для социального прогресса;

2) преодоление возрастающего разрыва между «мировым
городом» и «мировой деревней»;

3) обеспечение дальнейшего экономического развития
человечества необходимыми для него природными ресурсами, их
истощение;

4) преодоление экологического кризиса, загрязнение
окружающей среды;

5) демографическая: прекращение стремительного роста населения;

6) своевременное предвидение и предотвращение негативных
последствий научно-технической революции;

7) борьба с международным терроризмом;

8) меры, направленные против распространения алкоголизма,
наркомании, СПИДа

Причины появления глобальных проблем - деятельность человека, то есть глобальные проблемы  носят антропогенный характер.

Антропогенный характер глобальных проблем проявляется в следующем:

1) возрастает воздействие техники на природу, общество,
человека;

2)  характер человеческой деятельности приобретает масштабный характер;

3) в мировоззрении человека господствуют антропоцентрические установки, приводящие к реализации потребительского отношения
к природе. В итоге человек гоняется за прибылью
и текущими выгодами в ущерб долговременным
интересам всего общества. На мировоззреческий характер глобальных проблем указывал А.И. Солженицын, критикующий общество потребления и призывающий к самоограничению. Главная причина глобальных проблем, по А.И. Солженицыну, - господство антропоцентрического мировоззрения. Один из выходов – смена антрпоцентризма на теоцентрическую мировоззренческую установку. На необходимость мировоззренческой революции обращал внимание  М. Хайдеггер. Согласно немецкому философу, человек, провозгласивший себя господином бытия, потерял способность слышать потаенгный его голос, что может привести к катастрофе. Хайдеггер призывал к госпосдству следующей мировоззренческой установки: человек – не господин бытия, а его пастух. Как пастух заботится о стаде, так и человек должен заботиться о природе;

4) Общества, образующие человечество, развивается неравномерно: богатые страны становится более богатыми, а бедные – более бедными..

Характерная черта глобальных проблем – иерархичность (существует главная глобальная проблема – предотвращение термоядерной войны), взаимозависимость и обусловленность. Так, например, обеспечение дальнейшего экономического развития человечества природными ресурсами предполагает предотвращение нарастающего загрязнения окружающей среды. Иначе - экологическая катастрофа.

По своей сущности глобальные проблемы - это взаимообусловленный, системный комплекс противоречий. Главная проблема - это обеспечение мирного развития человечества. Потом - экологическая, демографическая и др. проблемы. Поэтому ненасильственный мир — это высшая социальная ценность, необходимое условие для решения всех остальных глобальных проблем.

 


 

 

2

Прошлое, настоящее и будущее человечества органические соединены между собой. Настоящее - это итог прошлого развития общества, а в настоящем уже заложены тенденции развития будущего. Будущее уже объективно содержится в настоящем. Будущее, которое ожидает человека, не должно превратиться в идеальный воздушный замок, в утопические концепции, а должно быть прочно возведено из кирпичей настоящего на прочном фундаменте прошлого.

В обозримой перспективе будущее человечества - это дальнейшее восхождение исторического процесса на новые ступени в развитии общества. Это поступательное движение, называемое социальным прогрессом, не может быть простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, хотя, конечно, и то, и другое, диалектически вплетется в его ткань.

Важная особенность социального прогресса - это возрастание его темпов, уплотнение исторического времени, «ускорение ритма истории» (Поршнев). По насыщенности политическими событиями, социальными преобразованиями, экономическими переменами и технологическими нововведениями, по интенсивности международной деятельности, каждый год 20 века может быть приравнен к десятилетию в 19 веке, к столетию в средневековье и античности, к тысячелетию в древности. Это обстоятельство необходимо учитывать в научных футурологических прогнозах.

 


В связи с этим возникает вопрос: как долго может продолжаться ускорение социального прогресса? Существуют ли физические пределы для роста населения и экономического развития?  Некоторые исследователи считали, что такие пределы роста есть, и они уже заявят о себе в начале 21 века. Предрекали даже глобальную экологическую катастрофу.

Всемирная история подтверждает, что наличие определенных пределов роста подстегивало развитие общества. Например, если бы не существовало пределов для ведения присваивающего хозяйства, то не было бы и неолитической революции. Нет веских оснований опасаться замедления социального прогресса вследствие «психической и умственной неспособности человека» освоить и выдержать стремительно нарастающий поток новых знаний. Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Специалисты считают, что человеческая память способна содержать примерно 10 млрд. бит информации, иначе говоря, вместить в себя 500 многотомных «Британских энциклопедий». Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядиться знаниями, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки и культуры в сочетании с аналогичной по объему профессиональной компетентностью в самой сложной специальности. Правда, существует опасность: а не подорвет ли это его физическое здоровье?

Методы прогнозирования:

1) Экстраполяция – метод переноса. Например: зная последствия применения ядерного оружия в отношении Японии США в 1946 году, трагедии в Чернобыле в 1986 году, легко себе представить, что случится с планетой Земля в случае применения ядерного оружия;

2) историческая аналогия: сравниваем однотипные события, происходившие в истории человечества, а полученные выводы экстраполируем, то есть переносим в будущее. Например, сравнивая Первую и Вторую мировые войны, приходим к выводу, что Вторая мировая война была по своему характеру, масштабу, последствиям разрушительней для человечества, чем Первая мировая война.


Следовательно, Третья мировая война будет по своим последствиям ужаснее, чем Вторая мировая война;

3) компьютерное моделирование: берем статистические данные, вводим их в мощный компьютер, и  с помощью машины получаем следующие выводы: население Земли к 2025 году составит 8 миллиардов человек, в 2100 году численность населения планеты возрастет до 11 миллиардов человек. Согласно также научным прогнозам, в 2100 году человечество потребит продовольствия на 80% больше, чем сейчас.

В результате применения этих методов моделируются сценарии будущего. Точность этих сценариев зависит от вида будущего, в отношении которого создаются футурологические прогнозы. Будущее, которое можно определить, как совокупность возможных событий, можно подразделить на непосредственное, обозримое, отдаленное. Критерий классификации – близость будущего к настоящему. Чем ближе будущее находится по отношению к настоящему, тем точнее прогноз. И наоборот: чем прогнозируемое будущее дальше от настоящего, тем прогноз менее точен.

Некоторые западные политологи (Бернхем) утверждают, что обозримое будущее человечества — репрессивные тоталитарные режимы, ведущие борьбу за мировое господство.

Будущее человека и общества  - это поприще реализации тех возможностей, которые уже существуют в современном мире, а также тех, которые со временем появятся.

 Футурологические концепции можно условно классифицировать по своему содержанию на пессимистические и оптимистические. Оптимистические прогнозы основываются на предположении, что человечеству, как это было уже в эпоху неолита, по силе решить глобальные проблемы и продолжить свое дальнейшее развитие. Пессимистические прогнозы исходят из того, что человечество не сможет решить глобальные проблемы.

Сторонники пессимистических концепций говорят о «климатических катастрофах», «конфликтах цивилизаций», «религиозных войн», «восстании машин», поднимают вопрос о цене научно-технического прогресса, констатируют образовашуюся дихотомию между научно-техническим прогрессом и духовно-нравственном регрессом. Вспомним слова из песни «Кризис» Ю. Шевчука: «цивилизация – мать технологий, а в мозгах тот же самый палеолит. Мы искали свободу, нашли ее в сексе, да и то его сожрал СПИД». С этих позиций главный враг человечества - сам человек, его агрессивная природа со слепыми инстинктами.

Другая группа футурологов – сторнники оптимитсических концепций полагает, что не стоит терять оптимизм, верят в научно-технический прогресс, в науку, в нравственное и интеллектуальное совершенствование человека. К таким представителям относился известный советский дисссидент А.Д. Сахаров.

Таким образом, характер и содержание философских сценарий будущего зависит от оценки перспективы разрешения глобальных проблем. Если футурологи убеждены в том, что глоабальные проблемы принципиально неразрешимы, то понятно, напрашивается вывод: человечество погибнет. Если, напротив, исследолватели уверены в разрешимости глобальных проблем, то у человечества появляется шанс на спасение. Обращение к истории позволяет смотреть на будущее оптимистично. В эпоху мезолита были изобретены лук со стрелами, в результете чего охота стала более эффективной, а количество дичи в лесу резко сократилось. Человечество было на грани голода: обострилась продовольственная проблема вкупе с демографической (увеличение пищевых ресурсов способствовало демографическому росту). Однако в эпоху неолита прозошел преход от присваивающего хозяйства к производящему. Неолитическая революция подняла человечество на более высокую ступень развития, способствовала разделению труда, а главное – эффективному разрешению продовольственной проблемы.

Подведем итоги. Мы изучили целый раздел, посвященный философскому анализу общества – социальную философию. Знания, которые мы получили в процессе изучения социальной философии, вполне могут быть актуализированы в контексте корпоративного образования ПАО «Газпром»:

1) общество в отношении ПАО «Газпром» представляет собой внешнюю социальную среду, с которой взаимодействует корпорация. Поэтому социальные процессы оказывают непосредственное воздействие на функционирование и развитие компании;

2) анализ воздействия техники на бытие человека, общества, выявление амбивалнтного характера этого воздействия, заставляет будущего работника ПАО «Газпром» задуматься о своем кульурном уровне, о необходимости получения философского образования. Философия обосновывает необходимость соблюдения техники безопасности, повышении культуры производства. Ведь то, что произошла авария на производстве, виновен не газопровод сам по себе, а конкретный человек, плохо следивший за его состоянием;

3) в связи с этим можно утверждать, что на современном рынке труда будет восстребован в первую очередь культурный человек, осозающий свою ответственность за эксплуатации техники, за применение технологий перед обществом, стремящийся соблюдать систему социальных норм, борющийся с природными инстинктами и их проявлениями.

 

Вопросы и задания

1. Что такое глобальные проблемы? Чем глобальные проблемы отличаются от локальных проблем?

2. Каковы характерные черты глобальных проблем?

3. В чем проявляется антропогенный характер глобальных проблем?

4. Как связано мировоззрение человека и глобальные проблемы?

5. Какая глобальная проблема считается главной? Почему?

6. Разрешимы ли глобальные проблемы? Свое мнение обоснуйте.

7. Что такое будущее? Как оно связано с настоящим и прошлым?

8. Какие виды будущего вам известны? Как ученые прогнозируют будущее?

9. Как футурологические прогнозы связаны с глобальными проблемами?

10. С какими футурологическими концепциями вы знакомы?

11.  Какое будущее ожидает человечество? Ответ дайте развернутым.

12. Дайте определение понятиям «глобальные проблемы», «будущее», «футурология», «экстраполяция».

 

 


[1] См.:  rabota – vaxta. ru / yandex / rabota _ v _ gazprome



2020-03-19 868 Обсуждений (0)
Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4.5. Глобальные проблемы и будущее человечества.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)