Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологический педагог мышление



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Психологический педагог мышление 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие индивидуально-психологических особенностей

Наряду с понятием «личность» нередко говорят об индивидуальности человека. Что же это такое - «индивидуальность»? Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, то есть индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его уникальность, своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в разных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условия для развития. Поэтому индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений.

Несмотря на то, что индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека, описание личности в ее чертах часто встречается в обыденном плане. В психологии такой подход назван идеографическим. Чертами выступают устойчивые характеристики, которые выражаются в разных ситуациях и заметно выделяют человека [6].

В таком подходе всегда возникают сложности с уточнением критерия, по которому человек рассматривается как наделенный чертой личности. Универсальные критерии черт отсутствуют, потому что в каждой культуре или научной системе существуют разные способы оценки поступков, действий человека. Критерии оценки различно присущи и отдельным личностям. Так, один человек назовет поступок выражением упрямства, другой сочтет это принципиальностью. В этом подходе черт также не рассматривается вопрос о развитии личности - как черта возникает и как личность развивается и выходит из системы черт.

Иначе рассматривается индивидуальность в типологическом подходе. Здесь под индивидуальностью понимают устойчивый склад личностных характеристик. В индивидуально-своеобразном описании индивидуальность выступает как уникальная связь индивидуальных особенностей, которую подвести под тип нельзя.

Эксперименты И.П. Павлова позволили выявить физиологические основы темперамента, связанные с работой нервной системы. Впоследствии труды других физиологов и психофизиологов позволили уточнить те динамические характеристики нервной системы, которые определяют особенности появления психологических черт. В то же время исследования В.Н. Мясищева, Б.М. Теплова, В.Л. Небылицына, Г. Айзенка, Г. Олпорта, Р. Кеттела и других психологов достоверно показали невозможность отождествить физиологические основы темперамента с психологической индивидуальностью, со степенью активности, эмоциональности или быстроты реакции людей. Материалы этих многочисленных работ дали возможность выявить так называемые психодинамические качества, позволяющие соединить некоторые психофизиологические характеристики с психологическими чертами. В настоящее время описано шесть основных психодинамических качеств, хотя, возможно, в будущем это число может измениться. Это импульсивность - рефлексивность, пластичность - ригидность, экстравертность - интровертность, экстрапунитивность - интрапунитивность, эмотивность, способности. Каждое качество имеет как бы два полюса, характеризующие психологические проявления при крайних (верхнем и нижнем) уровнях развития данного параметра [81].

Импульсивность - рефлексивность характеризует соотношение ориентировочной и исполнительской частей деятельности. У импульсивных людей свернута ориентировка (иногда практически отсутствует), они сразу же приступают к исполнению, которое часто бывает ошибочно из-за недостаточно адекватного понимания условий и задач деятельности. Рефлексивные люди, наоборот, прежде чем начать что-либо делать, обязательно должны досконально разобраться, как и что им требуется выполнить, поэтому при развернутой ориентировке у них свернуто исполнение, которое часто уже с первого раза проходит безошибочно.

Важное значение имеет и такое качество, как пластичность, которое связано с быстротой переключения от одной деятельности к другой, от одного настроения к другому. Противоположное качество - ригидность характеризует невозможность такого быстрого переключения, фиксацию на каком-то настроении или действии. Ригидные люди часто просто не могут начать новое дело до того, как кончили старое. Точно так же отличаются у пластичных и ригидных людей стили общения: пластичные быстрее формируют определенное отношение, но быстрее и изменяют его, в то время как ригидные люди придерживаются своих стереотипов и ценностей, которые развиваются постепенно, в течение длительного времени, но зато и изменяются с трудом.

Экстравертность или интровертность характеризует степень открытости миру, доверия к окружающему, которое, развиваясь в течение жизни, обусловливает контакты человека с внешним миром. Экстраверты - это люди, изначально открытые миру и доверяющие ему, они легче сходятся с окружающими. Отсутствие барьера в общении помогает не только вступать в контакты с незнакомыми, но и преодолевать конфликты, легко входить в новые компании и для интровертных людей такая широкая связь с миром крайне затруднительна. Их закрытость, жесткие барьеры, препятствующие общению, приводят к тому, что новые ситуации, новый челе век воспринимаются первоначально настороженно и лишь посте пенно это недоверие проходит [82]. В то же время с близкими людьми могут налаживаться теплые, очень доверительные отношения, не всегда доступные экстравертированным людям. Однако наличие этого психодинамического качества не означает, что люди рождаются общительными или замкнутыми, эта черта формируется уже в процессе жизни в зависимости от окружения, прежде всего от стиля общения, доминирующего в семье. У холодных, отгороженных матерей даже ярко выраженные экстравертированные дети не всегда вырастают открытыми и общительными. В то же время умение создать для ребенка теплую атмосферу, привязанность к близким помогают преодолеть его закрытость. Хотя широкие контакты, oобщение с незнакомыми людьми способны вызывать у человека некоторый внутренний дискомфорт, тем не менее он может быть достаточно общительным, любить компании и интересоваться другими людьми.

Такое качество, как экстрапунитивность (или интрапунитивность), связано с оценкой сложных ситуаций, реакцией человека на фрустрацию, т.е. барьер, вставший на пути реализации потребнести. Экстрапунитивные люди в случаях затруднений решают поле житься на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства в случае неудач становятся их причиной. Интрапунитивные люди, наоборот, во всем полагаются только на себя и случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других. В процессе жизни, общения с окружающими, на основе этого качества, так же кап в случае с экстра-интровертностью, формируются уже собственно психологические, личностные качества, зависящие не только от особенностей психодинамики, но и от своеобразия той социальной ситуации, в которой живет человек. Так появляется агрессивность (связанная с экспрапунитивностью) или тревожность (с интарпунитивностью). Необходимо помнить о том, что эти черты безоценочные, так как с ними могут быть связаны и положительные, и отрицательные моменты в деятельности. Агрессивность помогает увлечь окружающих каким-то делом, идеей, организовать их, настоять на своем в сложной ситуации, принять ответственность на себя, не перекладывая ее на других [82]. В случае же неблагоприятных условий развития это же свойство может привести к агрессии, к стремлению силой добиться каких-то уступок, привилегий себе. Точно так же тревожность помогает лучше понять (хотя и не всегда отчетливо) состояние окружающих, интуитивно почувствовать их настроение, предугадать способ поведения в определенной ситуации. Однако она может стать и основой тревоги, неуверенности в себе, снижения самооценки и даже агрессии, которая часто связана не с силой, а со страхом.

Эмотивностъ - качество, которое характеризует эмоции человека. Оно проявляется в пороге эмоциональных реакций (высоких или низких) и форме их выражения (открытой или закрытой). Порог определяет величину стимула, вызывающего эмоциональную реакцию, что связано и с некоторыми личностными характеристиками человека. Бывают люди, которым достаточно пустяка для того, чтобы рассмеяться или расплакаться, в то время как других очень трудно рассмешить или расстроить. Если у человека низкий эмоциональный порог, то он будет чаще испытывать, например, чувство вины и высоко оценивать значение этой черты, в отличие от человека с высоким эмоциональным порогом. Форма эмоциональной реакции характеризует степень ее внешней выраженности. У некоторых людей их эмоции «написаны на лице», они ясны всем (открытая форма), а другие «закрыты», и никто не догадывается о том, как им тяжело или весело. Чем более низкий порог эмоциональной реакции и чем более скрытая форма этой реакции у человека, тем менее устойчив он к стрессам, тем труднее ему общаться с окружающими, так как любое, даже мелкое замечание вызывает у него сильные, но незаметные для других эмоции [57].

Особенность эмоционального отношения к людям называется эмпатией, и существуют люди эмпатийные, которые быстро понимают эмоциональное состояние окружающих, у них почти мгновенно возникает стойкое эмоциональное отношение к другим, как положительное, так и отрицательное. Неэмпатийные люди, наоборот, могут строить общение на основе разума, и эмоциональное отношение к другим у них возникает после продолжительного знакомства.

Некоторые психологи (например, известный американский Ученый Айзенк выделяют и такое индивидуальное, качество, как нейротизм. Это качество также связано с характеристикой эмоциональной сферы и проявляется в эмоциональной неустойчивости Человека. Люди с низким уровнем нейротизма устойчивы в своих симпатиях и антипатиях. Хотя они достаточно эмоциональны, но их эмоции более или менее постоянны, в отличие от эмоций людей с высоким уровнем нейротизма, для которых характерно постоянное их изменение, резкие переходы от веселого настроения к грустному, от симпатии - к враждебности. Отличием этих эмоциональных реакций является и их неадекватность, например плач, сильная обида на, казалось бы, незначительное замечание. В неблагоприятных обстоятельствах (например, при стрессах) у таких людей скорее развиваются невротические комплексы, чем у людей с низким уровнем нейротизма.

Способности были выделены в качестве одной из ведущих характеристик человека еще в античности, где они связывались с интеллектом и ораторским искусством, а также с быстротой усвоения материала. В XVII-XVIII вв. исследование способностей привело ученых к мысли о том, что возможен и другой подход к их определению. С точки зрения французских просветителей (Дидро и Гельвеция), именно среда (то обучение и воспитание, которые получает ребенок) является важнейшей,образующей его судьбы, определяет его умственное и личностное развитие, его социальный статус и успехи. Однако воздействие среды - это не прямой, но опосредованный когнитивный процесс, т.е. воздействие внешнего мира проявляется главным образом в том, что люди получают разную информацию, разное образование, у них формируются различные способности и, как следствие, различные стили жизни. При этом под способностями они понимали возможность хорошо или отлично выполнить определенную деятельность [57]. Таким образом, способности исследовались только в ходе выполнения определенного задания и имели качественную характеристику - уровень выполнения. При этом совершенно не учитывалась быстрота и легкость обучения, скорость переработки информации и другие параметры, которые являются важным свойством способностей в современной психологии. Естественно, что при таком понимании Гельвеции приходил к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения.

Такой подход подкреплял его концепцию о всеобщем равенстве людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Но он же приводил, как ни странно, к фатализму, поскольку человек воспринимался как игрушка судьбы, которая по своей прихоти, по воле случая может поместить его в ту или иную среду, определив его социальный статус и жизненный сценарий. Отсутствие каких-либо врожденных особенностей в концепции Гельвеция приводило в значительной степени и к отрицанию ответственности человека за свои способности, знания, наконец, за свою судьбу.

Уже работы Дидро показали односторонность такого понимания чисто социальной природы способностей, роль врожденных задатков в их становлении продемонстрировали и работы психологов и психофизиологов XIX-XX вв. В то же время и в современной психологии при определении способностей учитывается два параметра - уровень выполнения деятельности, тесно связанный с социальной ситуацией, обучением, и темп обучения, скорость переработки информации, которая является психодинамическим качеством, обусловленным врожденными задатками. Так как даже во время деятельности у детей, а тем более у взрослого человека проявляется и скорость усвоения, и уровень знаний, качество обучения, способности, как правило, диагностируются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько быстро и основательно осваивает человек способы ее организации и осуществления [76].

Психодинамические, природно-обусловленные способности получили название текучих. Этот термин, использованный первоначально Д. Гилфордом и Р. Кеттелом, получил на сегодняшний день широкое распространение в психологии. Текучие способности связаны, прежде всего, с общим уровнем интеллекта, с умением отыскивать связи, выявлять отношения и зависимости. На их развитие оказывает влияние генетический фактор, так как темп их становления выше в ранние годы, а возрастное снижение может начаться сравнительно рано (в третьем десятилетии жизни). Более высокий, чем у сверстников, темп развития текучих способностей, может обеспечить и большую продуктивность детей, диагностируемую как одаренность. Тем не менее такая гетерохронность психического развития не является одаренностью в полном смысле этого слова, так как количественное опережение возрастных норм по отдельным психическим процессам не сопровождается качественными изменениями в структуре интеллекта. Выравнивание с возрастом темпа интеллектуального развития приводит к снижению и постепенному исчезновению признаков одаренности, чем часто и объясняется феномен «детей-вундеркиндов», не оправдавших в зрелом возрасте надежд, которые они подавали в детстве.

На основании текучих способностей формируются кристаллизованные способности, развитие которых обусловлено культурой, к которой принадлежит человек, его активностью и интересами, а также уровнем его образования. Генетические факторы не оказывают на кристаллизованные способности непосредственного воздействия, а возрастное снижение может не проявляться до глубокой старости [76].

Выделение различных видов способностей связано и с той деятельностью, которую они организуют. Исходя из этого различают общие способности, отвечающие требованиям не одной, а многих видов деятельности и отождествляемые многими учеными с интеллектом, и специальные способности, отвечающие более узкому кругу требований конкретной деятельности. Среди специальных способностей лучше всего изучены музыкальные и математические, проявляющиеся очень рано, часто еще в дошкольном возрасте. Таланты в области литературы, живописи, естественных наук, физики и т.д. проявляются позже, иногда уже в подростковом возрасте. Уровень и степень развития как общих, так и специальных способностей отражаются в понятиях «талантливость» и «гениальность».

Система индивидуальных черт складывается в тип личности, т.е. в структуру, имеющую четкую иерархию черт, которая определяет предрасположенность к конкретному, «типичному» характеру взаимодействия со средой. Наиболее общим параметром для типологии является разделение по половому признаку, которое наблюдается уже у животных. Современные исследования показали, что для мускулинного типа характерен больший разброс выраженности признаков, чем для фемининного, а также более выраженная склонность к риску, предприимчивость и вариативность поведения.

Одной из наиболее распространенных типологий является концепция К. Юнга, которая базируется на двух основаниях - доминирование экстра-интровертности и развитие четырех основных психических процессов (мышления, чувствования, интуиции и ощущения). При этом понятия «экстравертность» и «интровертность» у Юнга существенно отличаются от содержания той психодинамической характеристики, о которой говорилось ранее. Исходя из своего понимания структуры души, Юнг доказывал, что интроверты в процессе индивидуализации обращают больше внимания на внутреннюю часть своей души, строят свое поведение, исходя из собственных идей, собственных норм и убеждений. Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, на внешнюю часть своей души. Они прекрасно ориентируются во внешнем мире, и в своей деятельности исходят главным образом из его норм и правил поведения. Если для интроверта опасностью является полный разрыв контактов с внешним миром, то для экстравертов не меньшей опасностью - потеря себя. В своих крайних проявлениях экстраверты являются догматиками, в то время как интроверты - фанатиками [82].

Однако стремление к сохранению целостности личности не дает возможности одной из ее сторон полностью подчинить другую. Поэтому эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как правило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетерпеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараясь настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интроверта, который исходит только из своих позиций и не может выстроить адекватную линию поведения, понять точку зрения собеседника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контакта. В то же время в общении в близкими он, наоборот, раскрывается, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона личности, и он является мягким, заботливым и теплым семьянином. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал и известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Достоевского - к интровертам [82].

Юнг считал также, что у каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией и индивидуализирует путь развития человека. Мышление и чувствование являются альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, то люди, относящиеся к мыслительному типу, превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпочитая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, способных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют скорее способы получения информации, и люди этого типа более созерцательны. При этом ощущение ориентируется на прямой, непосредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуитивные - на прошлую или будущую. Для них то, что возможно, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функции и присутствуют в каждом человеке, доминирует же одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем более осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательны остальные. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя отголоски типологии Юнга и прослеживаются в современных концепциях индивидуальности и личности, более совершенной и распространенной на сегодняшний день является структура индивидуальности, предложенная Г. Олпортом. Важнейшая заслуга Олпорта в том, что он одним из первых заговорил о специфичности каждого человека, о неразрывной связи индивидуальной типологии и уникальности личности. Он утверждал, что каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, которые Олпорт называл trite - черта. Эти черты личности он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные - оформляют поведение и формируются в процессе жизни человека, т.е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности, придает ей уникальность и неповторимость [76].

Хотя основные черты и являются врожденными, но они могут видоизменяться, развиваться в процессе жизни, в процессе общения человека с другими людьми. Общество стимулирует развитие одних черт и качеств личности и тормозит развитие других. Таким образом, постепенно и формируется тот уникальный набор черт, который лежит в основе Я человека. Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая также развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность потребностей человека, являясь важнейшей характеристикой сформированности его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность.

Иерархия черт, которая определяет тип личности, может быть не очень ярко выраженной, уровень разнообразных параметров может приближаться к среднему, оптимальному. Но возможны и случаи интенсивного развития той или иной черты (или группы черт), которые и определяют специфику данного типа - акцентуацию характера. Это понятие, введенное К. Леонгардом, предполагает чрезмерную выраженность отдельных черт характера. Крайние случаи акцентуации граничат с психопатиями, хотя и не выходят за пределы нормы. Акцентуация наглядно демонстрирует сильные и слабые стороны каждого типа, их преимущества в одних сферах деятельности и общения и уязвимость к определенным раздражителям. В случае постоянного и активного воздействия именно этих раздражителей возможен выход за пределы нормы и появление реактивных состояний и психопатий [57].

Индивидные свойства личности исследуются в дифференциальной психофизиологии, психогенетике и нейропсихологии, а также некоторых других дисциплинах.

Индивидные свойства включают возрастно-половые и индивидуально-типические свойства. Индивидуально-типические состоят из трех групп: конституциональные особенности, нейродинамические и особенности, связанные с функциональной асимметрией мозга. Конституциональные особенности как индивидуально-типические свойства включают особенности телосложения и биохимические свойства. Такие свойства рассматривал Э.Кречмер, выделяя три типа морфологической конституции, лептосоматический, или астенический, характеризующийся малым количеством жира в подкожной клетчатке, тонкими длинными частями тела, общим слабым (астеник) типом сложения; атлетический, характеризующийся сильным, мощным телосложением, широким торсом, узкими бедрами, развитой мускулатурой, крепкими конечностями; пикнический тип, характеризующийся большим количеством жира в подкожной клетчатке, округлыми формами. Эти конституциональные свойства связывают с психическими свойствами личности.

Нейродинамические свойства как индивидуально-типические выражены в особенностях нейродинамических процессов, состояний. Нейродинамические свойства выступают основой формирования типов высшей нервной деятельности - ВНД. Нейродинамические свойства изучаются в рамках антропоцентрической стратегии исследования человека и позволяют выделить психологические типы на основе нейрофизиологии. Нейродинамические свойства изучались в научной школе Б.М.Теплова, Н.Д.Небылицына и напрямую связаны с теорией И.П.Павлова. К.М.Гуревич, В.М.Русалов и др. рассматривают общие и частные свойства нервной системы и расширяют тем самым представления о природных предпосылках индивидуальных различий, общих и специальных способностях [57].

Особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией, выражены в специфике психических и психофизиологических особенностей у людей с разными особенностями функциональной асимметрии. Так, у людей с доминированием правого полушария (левши) выражены эмоциональность, образность, интуиция, беспорядочность. У людей с доминированием левого полушария (правши) выражены склонность к четкому, аналитическому анализу, последовательности в поведении, волевой упорядоченности действий. Кроме того, индивидные свойства включают возрастно-половые, выраженные в связи с индивидуальными свойствами.

Системно индивидные свойства представлены в работах А.Г.Асмолова. Индивидные свойства отличаются своеобразием, индивидуальной вариацией. Выражены они различно, но характеризуют в целом каждую личность. Индивидные свойства выступают формально-динамическими особенностями. Они обусловливают динамические характеристики поведения человека, энергетический уровень протекания психических процессов.

Конечно, содержательные стороны поведения не определяются такими особенностями, но форма поведенческих реакций зависит от динамических характеристик человека. Когда этот вопрос не рассматривается, то часто оказывается, что типологии формально-динамических характеристик выступают как типологии личности в целом, выражая также и содержательные стороны личности, даже ее позиции, мировоззрение, диспозиции.

Подстановка индивидных свойств на место целостной личности исходит из предположения, что стремление «быть личностью» выступает как естественное, почти врожденное свойство. Индивид не разделяется с личностью. Эту позицию А.Г. Асмолов назвал индивидно-природным фетишизмом. Приемы исследования естественных наук прямо переносят на исследования личности. Традиционная психометрика, представленная тестами, опросниками, опирается на объектную парадигму анализа, которая представлена как антропометрическая, нормографическая. Данные суммируются в виде таблицы, в которой индивид обладает рядом характеристик. Строчки в таблице - индивиды, колонки таблицы - свойства. Каждый характеризуется рядом параметров. Психометрика выступает как часть антропометрии [82].

В противоположность этого подхода существует субъектный, в котором человек представлен в своих смыслах, в особенностях видения объектов. Индивидные свойства обусловливают формальные стороны поведения, поэтому, воздействуя на них, гормональные стимулы влияют на интенсивность, но не содержание влечения. Индивидные свойства должны рассматриваться не в отрыве от личности, но в системе исторических связей личностных факторов. Индивидные свойства не влияют на личность, но включены в ход становления и развития личности, в развертывание исторических факторов.

Индивидные свойства обусловливают некоторый диапазон возможностей развития, выбора некоторой деятельности, определяют границы, которые оставляют возможность вариаций социально определенных свойств. Социальные условия, деятельность, активность личности ограничены индивидным диапазоном, но в его рамках развитие не предрешено и способно вести к значительным социальным достижениям. В психологии ставятся задачи изучения взаимодействия индивидных и личностных свойств.

В процессе социального взаимодействия возникает означивание индивидных свойств. Индивидные свойства становятся как бы знаками некоторого личностного фактора, свойства. В результате такого означивания, оценивания, категоризации индивидные свойства начинают особо определять развитие личности. У человека происходит становление образа его индивидных свойств, тем самым возникает и возможность управления. Так, например, йога обеспечивает возникновение стимулов-средств, знаков или психологических орудий, как о них говорил Л.С. Выготский, которые означивают индивидные особенности. В ходе формирования биологической обратной связи также происходит управление человеком этими свойствами.

В свое время Л.С. Выготский указывал на опосредствование высших психических функций, но оказалось, что возможно опосредствование также и индивидных сторон человека. Сознательная саморегуляция, построенная на опосредствовании, освоении знаков, обусловливает и развитие индивидных свойств [20]. Также З.Фрейд, говоря о психоанализе, его результате, отмечал, что там, где было Оно, должно стать Я, т.е. осознанная инстанция.

Управление индивидными особенностями и их коррекция лежат в основе формирования индивидуально-стилевых особенностей поведения личности. Индивидуальный стиль включает индивидные свойства и формируется в ходе деятельности. Возникают условия для компенсации, коррекции природных способов реагирования. Обучение профессии, психотерапия и психокоррекция реализуют возможности управления индивидными сторонами человека.

 



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Психологический педагог мышление 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологический педагог мышление

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)