Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовое регулирование маркетинга на предприятии



2020-03-19 153 Обсуждений (0)
Правовое регулирование маркетинга на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга весьма многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником в данной сфере является Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый «экономической конституцией». ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой, строительный, транспортный, банковский маркетинг и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другие федеральные законы, которые можно типологизировать в зависимости от области маркетинга:

1) отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 23.11.2009) и др.;

2) вопросы сбыта - Федеральными законами от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (ред. от 24 июля 2007 г.), от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О лизинге» (ред. от от 23.12.2003) и др.;

)   отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 30.12.2009), часть 4 Гражданского Кодекса и др.;

)   ценообразование - Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2008) и др.;

)   конкурентные отношения в сфере маркетинга - Законом РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 26.07.2006), Федеральными законами от 26.07.2006 №135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О защите конкуренции», от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 25.12.2008);

)   маркетинговые исследования, получение, использование и распространение маркетинговой информации - Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Законом РФ от 27 декабря 1991 г. №2124-I «О средствах массовой информации» (ред. от 09.02.2009), частью четвертой ГК, регулирующей авторские права и смежные правах, правовую охрану программ для ЭВМ и баз данных, Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. №3517-I и др.;

)   продвижение продукции - Федеральным законом от 3.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;

Естественно, нормы, регулирующие маркетинговую деятельность юридических лиц, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании маркетинговой деятельности.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих маркетинговую деятельность, в частности, находятся:

·   Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (ред. от 27.01.2009);

·   Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1025 (ред. от 01.02.2005);

·   Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. №1036 (ред. от 10.05.2007), регулирующие сферу сбыта;

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала.

К источникам, регулирующим маркетинг, помимо нормативных актов следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно статье 5 ГК РФ «Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников маркетинговой деятельности положениям законодательства или договору. Обычаи делового оборота, по существу, заполняют пробелы законодательства. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора.

 


Содержание и направления маркетинговых исследований на предприятии

 

Торговые сети объективно выигрывают в конкуренции с мелкой розницей. На примере Нарьян-Мара можно сказать структура сферы торговли за 2012 год существенно изменилась. Если в начале 2012 года крупным торговым сетям принадлежала треть рынка, еще по трети в равных долях делили традиционные магазины в микрорайонах и мелкая розница (ларьки, торговые зоны), то сейчас 50% рынка твердо заняли торговые сети. Наступление на рынок продолжают сети «Пятерочка», «Магнит».

Характеристика потребителя

Мы выделяем следующие группы потребителей продуктов питания:

·   массовый потребитель, приобретающий продукцию через розничную сеть.

·   посредники, приобретающие продукцию для перепродажи (в основном закупщиками являются торговые организации, предприниматели из округа);

·   различные организации (юридические лица), приобретающие продукцию для собственных нужд (например: отели, рестораны).

Представляется затруднительным оценить влияние третьей группы потребителей, вторая группа потребителей в конечном итоге сбывает продукцию потребителям первой и третьей групп. Таким образом, проанализируем первую группу потребителей - массового (или конечного) потребителя.

Прежде всего, фирма ориентирована на продажу продуктов питания населению со средним достатком. Большое количество поставщиков (более 50) обеспечивает гибкую ценовую политику, высокое качество продукции и ассортимент. Благодаря этим трем факторам, продукция является конкурентоспособной.

Продукты питания - это товар, подверженный сезонным колебаниям, то есть летом в большем объеме покупаются напитки, а зимой мясные продукты, консервы. Однако спрос на продукты питания будет всегда, не зависимо от финансового состояния населения. Платежеспособность населения влияет на потребляемые продукты. Ассортимент продуктов позволяет удовлетворить потребности населения со средним достатком.

Обычно потребитель, придя в магазин с намерением покупки, осуществляет свой выбор из имеющегося ассортимента и не склонен к длительному поиску (77% опрошенных). Хотя существуют приверженцы определенных марок и изготовителей (23%), осуществляющие целенаправленный поиск предпочитаемой продукции.

Эксперты прогнозируют улучшение качества продуктов питания отечественного производства. Уже сегодня потребители останавливают свой выбор на отечественной продукции высокого качества. Явно прослеживается тенденция перехода потребителей из дешевого и среднего сегментов рынка соответственно в средний и дорогой.

Критерий «доступная цена» превалирует среди низкодоходных групп населения, среди рабочих и пенсионеров, и людей, проживающих в городах с населением менее 100 тыс. человек, в сельской местности, но менее значим для живущих в городах-миллиониках.

 



2020-03-19 153 Обсуждений (0)
Правовое регулирование маркетинга на предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовое регулирование маркетинга на предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)