Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решение задачи симплекс-методом



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Решение задачи симплекс-методом 0.00 из 5.00 0 оценок




Решение задачи линейного программирования симплекс-методом

Постановка задачи

На предприятии выпускают n видов продукции . При ее изготовлении используются ресурсы P1, P2 и P3. Размеры допустимых затрат ресурсов ограничены соответственно величинами b 1 , b 2 и b 3 . Расход ресурса i-го (i = 1, 2, 3) вида на единицу продукции j-го вида составляет aij ден. ед. Цена единицы продукции j-го вида равна cj ден. ед.

Требуется:

составить экономико-математическую модель задачи, позволяющую найти сбалансированный план выпуска продукции, обеспечивающий предприятию максимальный доход;

найти оптимальный план выпуска продукции по видам (дать содержательный ответ, раскрыв экономический смысл всех переменных, приведенных в решении задачи);

n = 3; b = ; A = ; c = (9 10 16).

Обозначим через x1, x2, x3 количество единиц продукции соответственно П1, П2, П3, планируемой к выпуску, а через f - величину дохода от реализации этой продукции. Тогда, учитывая цену единицы продукции П1, равную 9 ден. ед., единицы П2 - 10 ден. ед., единицы П3 - 16 ден. ед., запишем суммарную величину дохода - целевую функцию - в следующем виде:

 

f = 9x1 + 10x2 + 16x3.                                                                        (1)

 

Переменные х1, х2, х3 должны удовлетворять ограничениям, накладываемым на расход имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Так, затраты ресурса Р1 на выполнение плана (х1, х2, х3) составят

18x1 + 15x2 + 13x3 единиц,

где 18х1 - затраты ресурса Р1 на выпуск x1 единицы продукции П1; 15х2 - на выпуск единицы продукции П2; 12х3 - на выпуск единицы продукции П3. Указанная сумма не может превышать имеющийся запас Р1 в 360 единиц, т.е.

 

x1 + 15x2 + 13x3 £ 360.                                                                     (2)

 

Аналогично получаем ограничения по расходу ресурсов Р2, Р3:

 

x1 + 4x2 + 8x3 £ 192.                                                                         (3)

x1 + 3x2 + 3x3 £ 180.                                                                         (4)

 

По смыслу задачи переменные х1, х2, х3 не могут выражаться отрицательными числами, т.е.

 

xj  0 (j = )  (5)

 

Соотношения (1) - (5) образуют экономико-математическую модель данной задачи. Итак, математически задача сводится к нахождению числовых значений х1*, х2*, х3* переменных х1, х2, х3, удовлетворяющих линейным неравенствам (2) - (5) и доставляющих максимум линейной функции (1).

Приведем модель задачи к канонической форме, преобразовать неравенства в эквивалентные уравнения. Для этого введем в левые части неравенств дополнительные (балансовые) неотрицательные переменные x5, x6, х7. В результате получим:

 

f = 9x1 + 10x2 + 16x3 → max                                                            (6)

x1 + 15x2 + 13x3 + x4 = 360.

6x1 + 4x2 + 8x3 + x5 = 192.                                                                (7)

x1 + 3x2 + 3x3 + x6 = 180.

xj ³ 0 (j = )   (8)

 

Экономический смысл переменных х4, х5, х6 - возможные остатки ресурсов Р1, Р2, Р3 соответственно (резервы).

Решение задачи симплекс-методом

В канонической модели (6) - (8) каждая из переменных х4, х5, х6 является базисной, а остальные переменные - свободными. В связи с этим, в первую симплексную таблицу системы ограничительных уравнений (1.7) можно записать в виде, разрешенном относительно базиса х4, х5, х6 (табл. 1).

 

Таблица 1

    x1 x2 x3 x4 x5 x6  
x4 360 18 15 13 1 0 0 27,7
x5 192 6 4 8 0 1 0 24
x6 180 5 3 3 0 0 1 60
f 0 -9 -10 -16 0 0 0  

задача математический модель программирование

Все элементы столбца свободных членов положительны, поэтому содержащийся в табл. 1 план (0; 0; 0; 360; 192; 180) является опорным. Однако этот план не является оптимальным: в f-строке имеются отрицательные элементы.

Чтобы получить новый опорный план более близкий к оптимальному, выполним симплексное преобразование (табл. 1). С этой целью выберем переменные, участвующие в преобразовании базиса х4, х5, х6 в новый базис. Наибольший по модулю отрицательный элемент (-16) f-строки указывает, что в новый базис следует ввести переменную х3, т.е. в качестве разрешающего в предстоящем симплексном преобразовании надо взять третий столбец. Чтобы определить переменную, выводимую из базиса, составляем симплексные отношения и выбираем наименьшее из них:

min (360/13; 192/8; 180/3) = min (27,7; 24; 60) = 24.

Итак, из базиса надо исключить переменную, стоящую во второй (разрешающей) строке, т.е. х5.На пересечении разрешающих столбца и строки находится разрешающий элемент 8, с которым и выполняем симплекс-преобразование. Получаем табл. 2.

 

Таблица 2

    x1 x2 x3 x4 x5 x6  
x4 48 8,25 8,5 0 1 -1,625 0 5,6
x3 24 0,75 0,5 1 0 0,125 0 48
x6 108 2,75 1,5 0 0 -0,375 1 72
f 384 3 -2 0 0 2 0  

 

Полученному плану X = (0; 0; 24; 48; 0; 108) соответствует значение целевой функции f(X1) = 384. В f-строке табл. 2 есть отрицательный элемент, равный -2, значит, полученный опорный план оптимальным не является.

Наибольший по модулю отрицательный элемент (-2) f-строки указывает, что в новый базис следует ввести переменную х2, т.е. в качестве разрешающего в предстоящем симплексном преобразовании надо взять второй столбец. Чтобы определить переменную, выводимую из базиса, составляем симплексные отношения и выбираем наименьшее:

min (48/8,5; 24/0,5; 108/1,5) = min (5,6; 48; 72) = 5,6.

Итак, из базиса надо исключить переменную, стоящую в первой (разрешающей) строке, т.е. х4.На пересечении разрешающих столбца и строки находится разрешающий элемент 8,5, с которым и выполняем следующее симплекс-преобразование.

В результате приходим к табл. 3.

Таблица 3

    x1 x2 x3 x4 x5 x6  
x2 5,647 0,971 1 0 0,118 -0,191 0  
x3 21,176 0,265 0 1 -0,059 0,221 0  
x6 99,529 1,294 0 0 -0,176 -0,088 1  
f 395,3 4,941 0 0 0,235 1,618 0  

 

Полученному плану X2 = (0; 5,647; 21,176; 0; 0; 99,529) соответствует значение целевой функции f(X2) = 395,3. В результате получаем табл. 3, в f-строке которой отрицательных элементов нет.

Значит, опорный план X* = Х2 = (0; 5,647; 21,176; 0; 0; 99,529) является оптимальным, а соответствующее ему значение 395,3 целевой функции будет максимальным.

Итак, по оптимальному плану следует изготовить 5,647 ед. продукции вида П2 и 21,176 ед. продукции П3, продукцию вида П1 производить не следует. При этом предприятие получит максимальную прибыль, которая составит 395,3 денежных единиц.

Останутся неиспользованными 99,529 ед. ресурса Р3, а ресурсы Р1 и Р2 будут израсходованы полностью.

Двойственная задача

Чтобы составить модель двойственной задачи, запишем матрицу исходной задачи (1) - (5) в следующем виде:

 

.   (9)

 

Транспонируем матрицу (9) и получим матрицу (10) двойственной задачи.

 

. (10)


По исходной матрице (10) запишем модель задачи, двойственной исходной задаче:

 

φ = 360y1 + 192y2 + 180y3 → min                                                  (11)

18y1 + 6y2 + 5y3  9;

15y1 + 4y2 + 3y3  10;

y1 + 8y2 + 3y3  16;

yi  0 (i = ). (13)

 

Из теорем двойственности следует, что если решена одна из пары двойственных задач, то одновременно найдено решение и другой задачи. Компоненты оптимального плана этой задачи находятся в строке целевой функции последней симплекс-таблицы решенной задачи,

В п. 2 найден оптимальный план исходной задачи, его компоненты находятся в табл. 3. В f-строке этой же таблицы содержатся и компоненты уi*оптимального плана двойственной задачи (11) - (13). Выписать компоненты уi* поможет соответствие между переменными двойственных задач

Чтобы установить это соответствие, преобразуем ограничения-неравенства (12) в эквивалентные уравнения, вычитая из левых частей дополнительные неотрицательные переменные у1*, у2*, у3*, равные разностям между левыми и правыми частями этих неравенств. Тогда модель (11) - (13) запишется в виде:

 

φ = 360y1 + 192y2 + 180y3 → min;

18y1 + 6y2 + 5y3 - y4 = 9;

y1 + 4y2 + 3y3 - y5 = 10;

3y1 + 8y2 + 3y3 - y6 = 16;

yi ³ 0 (i = ).


В этой записи переменные у4, у5, у6 являются базисными, а у1, у2, у3 - свободными. В исходной задаче (6) - (8) переменные x1, x2, x3 являются свободными, а x4, x5, x6 - базисными. Сопоставим базисным переменным одной задачи свободные переменные другой и наоборот, т.е.

 

СП        БП

x1 x2 x3 x4 x5 x6

у4 у5 у6 у1 у2 у3                                     (14)

БП        СП

 

Воспользуемся соответствием (14) для нахождения компонентов оптимального плана двойственной задачи. Находим их в табл. 3 в f-строке

 

. x1 x2 x3 x4 x5 х6
f 395,3 4,941 0 0 0,235 1,618 0
у4 у5 у6 у1 у2 у3

 

Получим оптимальный план двойственной задачи:

 

Y* = (0,235; 1,618; 0; 4,941; 0; 0).                                                 (15)

 

Как следует из теорем двойственности, экстремальные значения функций разрешимых двойственных задач совпадают:

fmax = φmin = 395,3.

Величины y1* = 0,235, y2* = 1,618 и y3* = 0 ден. ед. являются теневыми ценами на ресурсы S1, S2, S3 соответственно и в данном случае служат мерой их дефицитности.

Как следует из оптимального плана (15) двойственной задачи, избыточным является ресурс S3 (y3* = 0). Ресурс S2 является наиболее дефицитным (y2* = 1,618), ресурс S1 менее дефицитным (y1* = 0,235).




2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Решение задачи симплекс-методом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решение задачи симплекс-методом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)