Выделение существенных признаков»
Цель: исследование особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выявляемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления - конкретного или абстрактного (табл. 3). Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Инструкция: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словами перед скобками». Интерпретация: наличие в большей мере ошибочных суждений свидетельствует о преобладании конкретно-ситуационного стиля мышления над абстрактно-логическим. Если испытуемый дает вначале ошибочные ответы, но по том их исправляет, то это можно интерпретировать как по спешность и импульсивность(СерединаН.В.,ШкуренкоД.А.,2003) Оценка результатов осуществляется по форме, представленной в табл. Таблица. Шкала для оценки стиля мышления
Таблица
Таблица
Образование аналогий В методике простые аналогии представлены пары слов (образцы) между которыми существуют определённые смысловые отношения испытуемому следует выделить пару слов по аналогии. Лицам со средним и высшим образованием можно предложить методику « сложные аналогии»
Исследование быстроты мышления Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использовать как индивидуально, так и в группе. (Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. 2000) Ход выполнения задания Испытуемым предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу психолога в течение 3 мин они выписывают недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Образец бланка Д-ЛОП-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ К-ШАО-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК С-ДАК-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь В-ЗАЗ-Р-О К-Ы-А А-Е-Ь-ИН Н-ГАВ-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я М-НАС-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А Д-ЛЯВ-Т-А С-А-КА К-П-С-А К-НОП-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ Б-ДАП-Р-А С-А-А С-Е-О-А Ч-ДОБ-Л-ОН П-Е-А К-Н-О-А Обработка результатов подчитать количество правильно составленных слов в течение 3 мин. Менее 20 слов- низкая быстрота мышления и подвижность н.п. -30 слов- средняя мышления и подвижность н.п. слова и более- высокая быстрота мышления и подвижность н.п.
Сравнение и определение понятий Для определения понятий нужно проанализировать множество признаков предмета или явления и выделить наиболее точное определение, то, в котором отмечается родовое и видовое различие. При сравнении предметов испытуемый использует анализ и синтез для разделения существенных признаков на общие для нескольких объектов и на различающие их. В качестве стимульного материала используют однородные понятия (танк-трактор, человек-животное) и разнородные (телега - ложка, ботинок - карандаш). Последние используются для диагностики искажения процессов обобщения.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |