Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика Гудинаф-Харрис



2020-03-19 646 Обсуждений (0)
Методика Гудинаф-Харрис 0.00 из 5.00 0 оценок




Известные в начале века тесты, подобные тесту Бине, а зачастую просто с него скопированные, приобрели широкую популярность во многих странах. Практика их широкомасштабного использования, наряду с бытовавшими поначалу восторженными отзывами, позволила со временем вы явить и ряд существенных недостатков тестирования, о которых, в частности, шла речь в главе 1. Были предприняты попытки создания иных методик, использование которых позволило бы обойти ставшие очевидными ограничения. Одна из таких наиболее продуктивных попыток - со здание рисуночного теста.

Надо отметить, что продукты изобразительной деятельности рассматривались как диагностический материал до вольно давно. Еще в начале века задание нарисовать чело века использовалось многими специалистами - психологами и психиатрами - при обследовании детей. Однако в то время не существовало четкой системы анализа детских рисунков; каждый исследователь опирался на собственную систему признаков, обусловленную, в частности, его представлениями о природе интеллекта и других изучавшихся свойств. Ни о какой стандартизации обследования не было и речи.

С целью преодоления неизбежной при этом субъективности Ф. Гудинаф предприняла попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения, человека (Степанов С.С., 2005).

Гудинаф - яркая фигурав мировой психологии.

Флоренс Лаура Гудинаф родилась в 1886 г. в небольшом американском городке Хонсдейл. Получив среднее педагогическое образование, она несколько лет учительствовала в сельских школах штата Пенсильвания. В 1919 - 1921 гг. она вела преподавательскую и исследовательскую работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд, штат Нью-Джерси. Эти занятия положили начало ее научным исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 г. Гудинаф окончила Колумбийский университет. Получив степень доктора философии (1924), возглавила Консультативную детскую клинику в Миннеаполисе. В 1925 г. она поступила на работу в организованный при Миннесотском университете Институт здоровья ребенка.

В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Гудинаф впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне раз вития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.

Широкомасштабные исследования с-помощью метода тестов привели Гудинаф к переоценке основополагающего в американской текстологии принципа неизменности коэффициента интеллекта. Она наглядно продемонстрировала, что ряд социальных факторов (например, благоприятные условия дошкольного воспитания) могут значительно повысить этот показатель, т.е. умственная одаренность не является врожденным и стабильным свойством. Не ограничиваясь анализом тестов, Гудинаф в работе «Экспериментальные исследования ребенка» (1931) подвергла всестороннему рассмотрению различные исследовательские методики детской психологии, продемонстрировала их сильные и слабые стороны.

Специальное исследование было посвящено ею проблеме аффективного поведения. На основе наблюдений за проявлениями гнева и раздражения у детей Гудинаф разработала рекомендации по формированию навыков игровой деятельности, общения, лидерства.

В книге «Исключительные дети» (1956) Гудинаф обобщила опыт изучения детей, страдающих дефектами развития. Руководство «Психология развития» (1934) явилось одним из первых фундаментальных трудов в этой области, заложивших основы изучения жизненного пути человека на его основных этапах.

Наибольшую известность Ф. Гудинаф принес тест «На рисуй человека». Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность. (По данным А. Анастази, в настоящее время в мировой психодиагностической практике тест «Нарисуй человека» по частоте использования является вторым после известного метода чернильных пятен Г. Роршаха.) С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провел новую стандартизацию метода, результаты которой опубликовал в 1963 г. С этого времени тест «Нарисуй человека» известен как тест Гуди наф-Харриса (Гриншпун И.В., 1998).

Как и в первоначальном тесте Гудинаф, так и в обновленном варианте основное внимание уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения вы ступает основным показателем уровня умственного развития ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребенка о предмете. Наблюдения по мере взросления ребенка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления.

Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребенка.

В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные те ста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми задания ми, выявляющими уровень развития операционального интеллекта.

Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка. Важно под черкнуть, что несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиваться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать лишь как часть обследования, предпочтительно - начальная часть. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребенка.

В силу того что большинство дошкольников и младших школьников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребенком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик. Тест весьма целесообразно применять во всех случаях, когда у детей наблюдается речевая заторможенность, или при обследовании детей с нарушениями слуха (Степанов С.С., 2005).

Инструкция и процедура проведения теста

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного фор мата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно - плотная, специально предназначенная для рисования. Карандаш - лучше твердо-мягкий, марки ТМ,

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать но вый рисунок.

По завершении рисования проводитсядополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятные дета ли и особенности изображения.

Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников - исключительно индивидуальное.

Оценка результатов. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется один балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.


Заключение

Анализ изученной литературы предполагает следующие выводы дипломного исследования.

Мышление - познавательный психический процесс, позволяющий индивиду понимать окружающий мир, самого себя, понимать связи между событиями, явлениями и выстраивать на этой основе свое поведение.

- В онтогенетическом плане принято различать три вида мышления: наглядно-образное,наглядно-действенное и понятийное мышление. Мыслительные операции.

Выделяют следующие основные мыслительные операции:

· анализ,

· синтез

· обобщение

· абстрагирование

· классификация

· систематизации

- В отечественной психодиагностике, диагностика мышления, строится на основе стандартизированных и нестандартизированных методик.

Стандартизированные методики - это методики соответствующие всем психометрическим стандартам и прошедшие проверку на валидность, надёжность, репрезентативность

К нестандартизированным методикам относятся эксперементально- психологические методики, разработанные в отечественной патопсихологии.

К широко используемым эксперементально- психологическим методикам относятся следующие методики : классификация- словесный и предметный вариант, «исключение четвёртого лишнего» - словесный и предметный вариант, образование аналогий( простые и сложные), пиктограммы, сравнение и определение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор и др.

К наиболее известным эксперементально- психологическим методикам направленным на диагностику наглядно- образного мышления относятся методики - классификации и исключения четвертого лишнего, предметный вариант.

Интеллект, по мнению исследователей- это описательный конструкт, введенный психологами для обозначения способности человека эффективно и рационально функционировать в определенной культуре

-Выделяют следующие основные компоненты интеллекта:

· способность понимать идеи и выражать это понимание в словах;

·   богатство словарного запаса;

·   способность предвидеть и благодаря этому планировать свои действия;

·   способность извлекать уроки из прошлого опыта;

·   память;

·   способность быстро и правильно производить счетные операции;

·   способность воспринимать пространственные отношения и связи;

·   способность усматривать сходство и различие в предметах и явлениях.

Традиционно интеллект исследуется в рамках двух основных направлений - тестологического и экспериментально-психологического.

Тестологический подход заключается в том, что под интеллектом понимается то, что измеряют тесты интеллекта, а именно совокупность познавательных процессов.

Экспериментально-психологическое направление, как реакция на не конструктивность тестологических теорий, представлено теориями Ж.Пиаже (генетический подход) и Л.С. Выготского (влияние социально-культурных факторов на развитие интеллекта).

Под интеллектом как объектом измерения в психодиагностике понимается структура познавательных процессов человека, возникающая на основе наследственно закрепленных задатков и формирующихся во взаимодействии с ними.

Интеллект, ни есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Данным термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения успеха в определенной культуре (А. Анастази).

Вопрос о существовании интеллекта как целостной психологической реальности остается дискуссионным и в настоящее время. Исследователями проделана сложная работа, по выявлению сути и структуры интеллекта и достигнуты в этом, значительные успехи.

Структурный подход к исследованию интеллекта представлен исследованиями зарубежных и отечественных авторов.

Вопрос о структуре интеллекта, его одно- или много- факторности, является принципиально важным для измерения интеллекта

Двухфакторная теория интеллекта Спирмена выделяет генеральный фактор интеллекта G и фактор S, показатель специфических способностей. Фактор G им интерпретировался как показатель умственной энергии. Теория Спирмена способствовала созданию таких тестов, как «Прогрессивные матрицы» Равена, тест «Домино» и др.

Айзенк интерпретировал генеральный фактор G как скорость переработки информации центральной нервной системы (умственный темп).

Составляющие интеллекта представлены разнообразными структурами: у Гилфорда интеллект представлен как кубическая модель; у Бине и Векслера: интеллект - это одноуровневая модель с двумя блоками показателей вербального и невербального характера.

Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 различных интеллектуальных процессов - частных способностей. Они и свою очередь сводятся к 15 факторам: 5 операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности.

К наиболее известным в современной психологии относят модель иерархической структуры интеллекта, американского исследователя Раймонда Кэттела. Им выделено 2 вида интеллекта:

- Один, названный кристаллизованным интеллектом, связан с теми знаниями и навыками, что приобретаются человеком - «кристаллизованы» в процессе обучения. Второй, широкий фактор - флюидный интеллект - меньше связанный с обучением и больше - со способностью адаптироваться к незнакомым ситуациям.

По Терстоуну - интеллект не однороден и включает в себя семь следующих первичных факторов: понимание слов, беглость речи, легкость оперирования игровым материалом, пространственная ориентация, ассоциативная память, скорость восприятия, индуктивное мышление. Он считал, что интеллект следует представлять не просто в виде одного показателя IQ, а в виде профиля оценок по первичным факторам.

В тесте структуры интеллекта Амтхауэра интеллект рассматривается как подструктура в целостной структуре личности. Им выделены четыре ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический

Началом становления тестов интеллекта считаются работы Альфреда Бине, направленные на исследование умственной полноценности детей - во Франции, в начале ХХ века.

Полученные с помощью тестов интеллекта результаты выражаются количественно в виде коэффициента интеллекта (IQ).

IQ или любой другой показатель следует всегда приводить вместе с названием теста, в котором они получены. Тестовые показатели нельзя интерпретировать в отрыве от конкретного теста.

IQ не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.

В мировой практике психодиагностики обозначены следующие известные методики исследования интеллекта: тест структуры интеллекта Амтхауэра, тест интеллекта Векслера, тест прогрессивных матриц Равена, тест Стэндфорд-Бине-Симона.

Вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, в то время как с помощью невербальных тестов оценивается наглядно- образное и наглядно- действенное логическое мышления.

Тест Д. Векслера и тест Дж. Равена, используется также для диагностики умственного развития учащихся младших классов и дошкольников.

Первая форма шкал Дэвида Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера - Беллевью включала две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия). Предусматривалось вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривал возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью.

В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов. В шкалу для взрослых(WAIS), вошло 11 субтестов, детский вариант теста Векслера включает 12 субтестов.

Одним из самых существенных недостатков теста Векслера является неотчетливость его содержательного наполнения, поэтому по результатам тестирования трудно строить коррекционно-развивающую работу с испытуемыми.

Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубки, части объектов и пр.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно, делаются простыми и по возможности короткими.

Методика теста Равена предназначена для исследования невербального интеллекта. Авторами первой редакции теста были Л.Пенроуз и Дж. Равен. Окончательный вариант теста был представлен Дж. Равеном и с тех пор данный тест прогрессивных матриц именуется тестом Равена.

Во многие известные тесты интеллекта включены субтесты невербальной направленности, но прицельную направленность на исследование невербального интеллекта - имеет тест прогрессивных матриц Равена.

Для выполнения заданий теста Равена от обследуемого требуется умение концентрировать внимание, умение мысленно оперировать образами в пространстве, хорошо развитая перцепция и логическое мышление.

Результаты тестирования с помощью теста Равена высоко коррелируют с результатами по тестам Векслера и Стэнфорд - Бине; доказана высокая надежность показателей данного теста.

Гудинаф, первый исследователь, предпринявший попытку создания стандартной шкалы признаков для оценки изображения человека в практике тестирования интеллектуального развития ребенка.

Для диагностики умственного развития используются в отечественной психодиагностики тесты:

школьный тест умственного развития (ШТУР);

специальный тест умственного развития (АСТУР).

ШТУР и АСТУР разработаны отечественными исследователями и имеют высокую надежность

 

 


Список использованной литературы

 

1. Айзенк М. Психология для начинающих. СПб., - 2004., 384 с.

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание - от древности и до наших дней. М., 1995, 608 с.

.   Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Издательство «Наука», М., 1977. - 380 с.

.   Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2001. - 668 с.

.   Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз - М., 2006

.   Аткинсон Р. Л. и др. Введение в психологию. Под общ. ред. В. П. Зинченко, А. И. Назарова и др. - СПб., 2003, с. 672

.   Блейхер В.М. Курк И.В. Боков С.Н. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов. 1996. - 448 с.

.   Бардинер Г. Почему психолог похож на Кота? Тонкости психологической помощи детям. М, 2005. 112 с.

.   Бурлачук Л.Ф., МорозовС.М. Словарь- справочник по психодиагностике. - СПб, 2001 - 528с.

.   Брунер Дж. Психология познания. М., 1977-411с.

.   Брушлинский А.. В. Субъект: мышление, учение, воображение., Воронеж,1996, 393 с.

.   Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике: - СПб. 2001. - 528 с.

.   Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 2000-658с.

.   Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. - 160 с.

.   Верч Дж. Голос разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М., 1996-176с.

.   Вертгеймер М. Продуктивное мышление . М., 1987-335с.

.   Выготский Л С. Педагогическая психология. М. 1991-480с.

.   Выготский Л.С. СС., в 6-ти т. Т. 4. Детская психология.- М., 1984 .- 432с.

.   Гамезо М. В., Герасимова В.С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М., 1998. - 256с.

.   Годфруа Ж. Что такое психология. - В 2-х т. Т. 1. - М., 2004.-496с.

.   Годфруа Ж. Что такое психология.- В 2-х т. Т. 2. - М., 2004.-376с.

.   Государев В. А. Клиническая психология. М, 2007.144 с.

.   Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике.- М., 2003, 192 с.

24. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской.-М., 2007.

. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. - 2007. - 368 с.

26. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М., 1997. - 328 с.

.   Зейгарник Б.В. Патопсихология.- М., 1986, 268 с.

.   Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М., 1994., 304с.

.   Иванец И.И. Ингерлейб М.Б. Трудный ребенок: если он не такой как все., Ростов на-Дону ,2004-320с.

30. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении.-М.,2009.

. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет /О.Н. Истратова Ростов н/Д. 2008. - 317с.

32. Истратова О.Н. Психодиагностика: Коллекция лучших тестов./О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д. 2009 - 375с.

.   Кашапов М.М. Психология педагогического мышления., СПб, 2000-463с.

.   Когнитивная психология. под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова .- М., 2002-480с.

.   Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.,1988-304с.

.   Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977-260с.

.   Кузнецова В.В. Психология взаимопонимания. Неправда, лож, обман. СПб, 2008,278с.

.   Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика М., 2004. - 232 с.

.   Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.. 2008-400с.

.   Лоскутов В.В. Влияние деструктивных факторов на функциональную структуру интеллекта // Вестник Санкт-Петербургского университета, Выпуск 4, декабрь, 1997. стр. 96-104.

.   Лукацкий М.Д., Остренкова М. Е., Психология. М., 2007-416с.

.   Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб. 2001. 592 с.

.   Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2007, 544с.

.   Медицинская психология. Новейший справочник практического психолога. М., 2006-575с.

.   Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М., 2002-592с.

.   Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. Пер. с нем. М., 1989. - 160 с.

.   Нагавкина Л.С. Татарникова Л.Г. Валеологические основы педагогической деятельности. СПб-2205-272с.

.   Найссер У. Познание и реальность. М., 1981-229с.

.   Надлер Дж., Хибино Ш., Фаррел Дж. Мышление полного спектр., Мн.,2001-464с.

.   Настольная книга практического психолога/Сост. С.Т. Погохова, С.Л.Соловьева.- М., Спб.,2008 - 671с.

.   Никандров В.В. Психология. М., 2008-912с.

.   Общая психология. Тесты: в 3т. Т.2. Субъект деятельности. /под ред. В.В. Петухова., М., 2004, 607с.

.   Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева. В.В. Столина. Издательство Московского университета., 1987. - 303 с.

.   Общая психология. / Под ред. Тугушева Р.Х. и Гарбера Е.И. М., 2006. - 560 с.

.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. - 360 с.

56. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.,- М., 2001, 448 с.

57. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М., 2004-192с.

58. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991-287с.

.   Орлова Е.А.,Н.Т. Нолесник Клиническая психология/Е.А., Н.Т. Колесник/ отв. ред. Г.И.. -М., 2011-363с.

60. Основы психодиагностики /Под ред. А.Г. Шмелева.-Р-на-Д., 2005.

. Островская И.В. Психология. М., 2008-400с.

62. Панов В.И., Сараева Н.М., Суханова А.А. Влияние экологически неблагоприятной ситуации на интеллектуальное развитие детей. М., 2007. - 216 с.

.   Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников. М.. 2007-528с.

.   Психология / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова «и др), Отв. Ред. А.А. Крылов. - М., 2009. - 752 с.

.   Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы / Под ред. Г.У. Солдатовой, - М., 2001. - 279 с.

.   Психология: биографический библиографический словарь. / Пер. с англ. - СПб, 1999. - 832 с.

.   Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича, СПб - 2005. - 625 с.

.   Психология мышления. Под ред.Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В.В. Петухов, М., 2008-672с.

.   Поддьяков. Мышление дошкольника. М.. 1977-272с.

.   Психология XXI века. / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003. - 863 с.

.   Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2001. - 440 с.

.   Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - СПб: 2003. - 352 с.

.   Психология / Под общ. ред. В.Н. Дружинина СПб. 2000. - 672 с.

.   Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб. 2005. - 560 с.

75. Практикум по психодиагностики развития. /Под общ. ред. М.А.Дыгуна.-Минск, 2010.

. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М., 2004. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с.

77. Романова Е.С. Психодиагностика, СПб, 2009. - 400 с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2т. Т.II - М., 1989. - 328 с.

.   Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). - М., 2004. - 224 с.

.   Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения в клинике, М., 2004, 224 с.

.   Руденко А.М. Психология для медицинских специалистов/А.М. Руденко, С.И. Самины. Ростов н/Д.,2009-634с.

.   Саймон Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. Под ред. Н.К. Гончарова и А.Р. Лурия. М., 1958. - 252 с.

.   Середина Н.В. Шкуренко Д. А. Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология. Ростов на- Дону, 2003-512с

.   Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. М., 2002-864с.

.   Словарь психолога - практика. / Сост. С.Ю. Головин., Мн., - 2005. - 976 с.

.   Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2005. - 88 с.

.   Тарас А.Е. Системная концепция личности // Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. М., 2002. - 896 с.

.   Тихомиров О.К. Психология мышления., Издательство Московского университета, 1984. - 270 с.

.   Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 315 с.

.   Штерн В. Умственная одаренность. Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. СПб. - 1997. - 128 с.

.   Фрейс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология М., 1966, 427с.

.   Хон Р. Л. Педагогическая психология: принципы обучения. М., 2005, 736с.

.   Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. - 560 с..



2020-03-19 646 Обсуждений (0)
Методика Гудинаф-Харрис 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика Гудинаф-Харрис

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (646)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)