Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации



2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В нашей стране в советский период не был законодательно определен прожиточный минимум. В качестве исключения из этого можно указать на ст. 58 Кодекса законов о труде (1918 г.), где говорилось: «Размер определяемого тарифным положением вознаграждения во всяком случае не может быть ниже прожиточного минимума, устанавливаемого Народным Комиссариатом труда для населения каждой местности Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

Однако в начале 1990-х гг. к этому вопросу вынуждено было обратиться ещё руководство СССР. Речь идет об Указе Президента СССР от 21.05.1991 «О Минимальном потребительском бюджете». В этом документе была отмечена необходимость «Государственным органам, занятым разработкой минимальных потребительских бюджетов, учитывать альтернативные расчеты профсоюзов, обществ защиты прав потребителей и других общественных организаций». Затем понятие потребительской корзины (в качестве обозначения минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые считаются необходимыми для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности) было введено Указом Президента РФ в 1992 г., которым предусматривалось введение в практическую социальную политику прожиточного (физиологического) минимума, характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги).

Считалось, что введение потребительской корзины - это временная мера на короткий срок кризиса. В первые годы рыночных отношений в России бедность воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования, как пережиток советских времен. Будущее же значительной массе населения виделось радужным. По истечении более 20-ти лет стало очевидным, что эти ожидания оправдались лишь у меньшей части россиян.

В 1992-1999 гг. расчет величины прожиточного минимума производился на основе Методических рекомендаций Минтруда России, разработанных в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 210.

Впоследствии были приняты:

Постановление Правительства РФ от 17.02.1999 № 192 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31.03.2006 № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» (до него действовал аналогичный закон 1999 г.; на основе законодательства о потребительской корзине и утверждалась величина прожиточного минимума в целом по РФ, приведенная в табл. 1 (приложение 1)).

Это - одни из базовых правовых актов, действовавших (с учетом многочисленных редакций) до недавнего времени. Но основным явился Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который со многими изменениями и дополнениями продолжает свое действие. прожиточный минимум россия мировой

В Методические рекомендации 1999 г. в 2007 г. были внесены изменения, касающиеся увеличения объемов предоставления отдельных услуг. Так, при формировании минимального объема транспортных услуг не стали учитываться льготы по оплате транспортных услуг, установленные для пенсионеров. Был увеличен срок износа предметов первой необходимости, санитарии и лекарств, входящих в минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования на одну среднестатистическую семью в целом по РФ, с 10% до 11,4% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц. Изменены были и отдельные показатели минимального набора услуг в целом по РФ. За счет учета транспортных услуг, предоставляемых пенсионерам, увеличена норма потребления транспортных услуг с 442 до 482 поездок в год. Ранее транспортные услуги для пенсионеров в минимальный набор услуг в целом по РФ не включались. Кроме того, минимальный набор услуг был дополнен услугами культуры, норма потребления которых составила 5% общей величины расходов на услуги. Увеличился и объем потребления предметов первой необходимости, предусмотренный в потребительской корзине для пенсионеров и детей, с 10% до 15% и 12% общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц соответственно. Также был увеличен объем потребления «других видов услуг», входящих в потребительскую корзину, до 15 % общей величины расходов на услуги в месяц для всех категорий населения.

Но с развитием экономики и культуры потребности растут, особенно за счет растущей социальной компоненты. Если раньше здравоохранение и образование были бесплатными, и соответствующие услуги не входили в состав потребительской корзины, то теперь их нельзя не включать в прожиточный минимум. То же самое касается оплаты услуг ЖКХ. Монетизация льгот ветеранам труда лишила их возможности бесплатного потребления некоторых существенно необходимых благ. Поэтому размер прожиточного минимума регулярно пересматривается.

За IV квартал 2012 г. в целом по Российской Федерации на душу населения установлен прожиточный минимум 6705 руб., для трудоспособного населения - 7263 руб., пенсионеров - 5281 руб., детей - 6432 руб.. По сравнению с III кварталом 2012 г. величина прожиточного минимума возросла для всего населения на 0,9%. Сведения о величине прожиточного минимума, ее соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по РФ в 2012 г. представлены в приложении 2 (по данным Федеральной службы государственной статистики).

Постановлением Правительства Волгоградской области от 29.01.2013 № 30-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Волгоградской области за IV квартал 2012 г.» установлена величина прожиточного минимума по Волгоградской области за IV квартал 2012 г. в расчете на душу населения - 6474 рублей; для трудоспособного населения - 6996 рублей; для пенсионеров - 5263 рублей; для детей - 6209 рублей (в приложении 3 представлены данные о прожиточном минимуме в Волгоградской области в 2008-2012 гг.). Такие суммы были установлены в соответствии с данными об уровне цен на продукты питания, расходы по обязательным платежам и сборам и на непродовольственные товары и услуги. Расчет был произведен на основании потребительской корзины, установленной Законом Волгоградской области от 13.11.2001 (с изм. и доп.) «О потребительской корзине Волгоградской области - минимальном наборе продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг». В целом позитивным следует признать тот факт, что на протяжении всего 2012 г. данный показатель увеличивался. Ведь «на основании величины прожиточного минимума разрабатываются и реализуются социальные целевые программы региона, а так же оказывается помощь малоимущим гражданам, формируется областной бюджет. Уменьшение данной величины неизменно повлечет за собой снижение дотаций для социально незащищенных слоев населения. По данным пресс-службы администрации Волгоградской области, таких нуждающихся в регионе более трехсот тысяч человек».

Вместе с тем, по поводу прожиточного минимума и в целом по РФ, и по Волгоградской области следует разделить мнение экспертов о том, что «он давно устарел и скорее отражает норму физического выживания человека». По имеющимся расчетам, прожиточный минимум должен быть увеличен как минимум в 2 раза, чтобы полнее отражать реальное положение вещей. Ведь в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее - Концепция-2020) основным целевым ориентиром социальной политики является, в том числе, снижение уровня абсолютной бедности с 13,4 % в 2007 г. до 6 - 7 % в 2020 г. и относительной бедности (или малообеспеченной части населения) с 22 % в 2007 г. до 15 % в 2020 г., увеличение среднего класса к 2020 г. до более половины населения.

Пока же экономисты (и не только они!) фактически признают социальную и экономическую политику Правительства РФ несостоятельной, поскольку она воспроизводит бедность. Россия - страна нищих и миллиардеров. Обе категории населения быстро растут, в то время как российский средний класс численно не увеличивается. Только 3% населения получает более $1000 в месяц, зато около 20 млн. трудоспособных россиян по различным причинам вообще не хотят работать. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизалась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2012 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума. 46 % людей в бюджетной сфере получают заработную плату ниже прожиточного минимума.

В развитых странах бедность трактуется скорее как относительное, чем абсолютное состояние. Черта бедности подвижна и определяется не статичными нормативами, устанавливаемыми государством, а динамикой среднего уровня жизни. В США, Великобритании, Германии это 40%, во Франции, Италии, Испании - 50% медианного дохода. В Америке официально уровнем бедности для семьи из четырёх человек считается заработок в 22350 долларов в год. Такой подход к выявлению границ бедности является более обоснованным. Он вводит в расчет бедности объективный критерий и тем самым уменьшает возможности субъективного манипулирования статистическими показателями. К такому способу определения прожиточного минимума следует переходить и в нашей стране.

Наряду с прожиточным минимумом, в статистике существует также такой показатель, как минимальный потребительский бюджет, который хотя и является, по сути, величиной чисто статистической, но в отличие от прожиточного минимума отражает реальную сумму, минимально необходимую для жизнедеятельности человека, и в России он более чем в два с половиной раза превышает прожиточный минимум. Минимальный потребительский бюджет экономисты предлагали формировать, исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности людей и использовать при формировании перспективной социально-экономической политики. Однако этот социальный норматив до сих пор законодательно не утвержден. Между тем он мог бы стать важным индикатором уровня относительной бедности на современном этапе развития нашей страны.

Для анализа причин малообеспеченности семей и оказания адресной социальной помощи важнейшим методологическим условием является разработка типологии малообеспеченных (бедных) семей. Бедность не распространяется равномерно или случайно. Имеются объективные условия, при которых отдельные группы населения имеют большую вероятность оказаться бедными по сравнению с другими.

Таким образом, с начала 1990-х гг. в нашей стране сложилась практика использования метода исчисления прожиточного минимума на основе потребительской корзины, т.е. перечня благ, минимально необходимых для жизнедеятельности человека. Однако последний включает субъективно определяемый и далеко не полный набор потребностей и крайне ограниченный объем их удовлетворения, особенно по непродовольственным расходам. Прожиточный минимум, исчисленный при помощи данного метода, в Российской Федерации используется в качестве критерия бедности. Представляется, что для решения проблем, обозначенных в Концепции-2020, необходимо дать более полное представление о масштабах и уровне бедности применительно к российской действительности, следует также определить порог бедности на уровне минимального потребительского бюджета.




2020-03-19 151 Обсуждений (0)
Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие методики определения прожиточного минимума в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (151)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)