Подведение итогов научного исследования, представление результатов, обоснование заключительных выводов
Практическая апробация научного исследования позволяет окончательно подвести его итоги, представить совокупные результаты, обосновать заключительные выводы, предложения и рекомендации. Эта часть работы требует от исследователя высокой квалификации, поскольку необходимо четко, доказательно и убедительно выделить то новое и существенное, что является плодом научно-исследовательской работы, дать ему исчерпывающую и непредвзятую оценку. Результат научного исследования - это заключительный компонент структуры любого научного исследования. Он является осуществленной, реализованной (материально или идеально) целью научной деятельности. Поэтому характер и содержание результатов должны прямо соответствовать заявленной в программе цели научного исследования. В зависимости от вида научного исследования на первый план выдвигаются те или иные аспекты и формы результатов. Так, если основной характеристикой фундаментальных исследований является их теоретическая актуальность, новизна, концептуальность, доказательность, перспективность и возможность внедрения в практику, то при рассмотрении прикладных исследований следует оценивать в первую очередь их практическую значимость, способы практической реализации. В этой связи в качестве результатов фундаментального научного исследования могут быть представлены: ) описание и объяснение неизвестного обществу феномена; ) разработка новых научных концепций; построение новой теории; ) выявление научных законов и закономерностей развития изученного объекта исследования; ) постановка новых научных проблем; прогнозирование будущей научной ситуации; ) разработка классификации (или систематизации) изученных феноменов; ) дефиниции изученного феномена, то есть формирование определения нового понятия; ) опровержение ложной идеи или доказательство истинности идеи, подлинность которой была под вопросом. Результатами прикладных научных исследований могут быть: ) непосредственное решение конкретной практической задачи; ) разработка программ, проектов, алгоритмов, методик, процедур, нормативных документов, способствующих практической реализации нового фундаментального знания; ) разработка новых технологических процессов, технических средств, конструкций, материалов и т.д.; ) обоснование практических рекомендаций, направленных на существенное изменение или преобразование объекта изучения. В целом, каким бы ни было научное исследование - фундаментальным или прикладным, его результаты могут выполнять следующиефункции: · уточнять, конкретизировать отдельные теоретические и практические положения; · дополнять, расширять и углублять известные знания, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны; · преобразовывать профессиональную сферу деятельности, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, ранее отсутствовавшие или коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики. Результаты исследований должны быть соответствующим образом описаны (представлены). Можно выделить следующие основные требования к представлению результатов: 1. Результаты должны быть конкретными суждениями, выражающими установленные в процессе исследования утверждения, а не предположения. . Собственные результаты должны быть ясно выделены. . Указывается, чем собственные результаты отличаются от результатов других авторов. . Аргументировано доказывается новизна результата в сравнении с известными ранее решениями по всем аспектам. . Обосновывается истинность, достоверность результатов, исходя из определений понятий, введенных в работу на основе правил и законов формальной логики. . Указываются научно-практические задачи, которые решаются с помощью полученных результатов. На основании представленных результатов формулируются заключительные выводы научного исследования, содержащие ответы на решаемые в исследовании задачи. Как уже отмечалось, кформулированию выводов предъявляются определенные методические требования. (См. Тему 3, п. 4. настоящего учебного пособия). Перечислим основные из них: . Выводы должны быть краткими, конкретными и точными, и, вместе с тем, обобщающими все основные итоги исследования. . Выводы должны прямо соответствовать цели и задачам, поставленным в научном исследовании. . Выводы должны вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения. 4. Выводы не должны содержать ни одного общеизвестного утверждения, кроме тех, в которых данным исследованием подтверждается какая-либо недостаточно обоснованная ранее точка зрения (или гипотеза). В последнем случае необходимо сформулировать ее в форме подтверждения имеющихся предпосылок, теоретических данных и т.п. При формулировании заключительных выводов исследователю важно избежать двух нередко встречающихся ошибок: ) смысловой ограниченности интерпретации, когда на основе полноценного теоретического и эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частного порядка выводы; ) чрезмерно широкого обобщения полученных результатов, когда на основе незначительного материала формулируются неправомерно масштабные выводы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |