Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сбор и анализ документальной научной информации



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Сбор и анализ документальной научной информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Сбор и анализ информации по теме научной работы - это важный процесс информационно-аналитического этапа исследования. Он предполагает осуществление поиска информации, проверку ее качественных характеристик, а также ее обработку с целью создания условий для правильной оценки исследуемых фактов, событий и явлений.

Термин «информация» имеет целый ряд определений. Приведем некоторые из них:

·         сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми;

·         уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений;

·         сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик;

·         передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы).

В ходе проведения научного исследования ученый оперирует различными видами информации, но превалировать среди них должна научная информация.

Научная информация - это получаемая в процессе познания логическая информация, которая адекватно отображает закономерности объективного мира и используется в общественно-исторической практике.Другое определение: научная информация - логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

Из приведенных определений вытекает, что научной можно считать только ту информацию, которая получается человеком в процессе познания, и, следовательно, неразрывно связана с его практической деятельностью, поскольку последняя является основой познания. Во-вторых, научная информация - это логическая информация, которая образуется путем обработки информации, поставляемой человеку органами чувств, при помощи абстрактно-логического мышления. В-третьих, она должна адекватно отображать объективную действительность.

В связи с бурным ростом информационных потоков и массивов, постоянным усложнением системы и средств поиска информации, знания и навыки в этой области становятся все более обязательными для любого специалиста. Необходимо формировать четкие представления об общей системе информационных ресурсов и отраслевых подсистем источников информации по своей специальности; вырабатывать умения и навыки по выбору наиболее рациональных схем информационного поиска в соответствии с его задачами и условиями.

Важнейшим источником научной информации является документ. Под документами понимаются любые материальные носители информации, на которых зафиксирована важная социальная, в том числе научная, информация. К документам относятся рукописные (неопубликованные) источники, книги, периодические и продолжающиеся издания, карты, изографические материалы, патенты, стандарты, аудиовизуальные материалы (фото, кино- и видеофильмы, грампластинки и т.д.), электронные ресурсы (локальные и сетевые) и многие другие.

Не умаляя значение прочих видов документов, подчеркнем особое значение книги. Научная книга - основное средство обобщения научной информации. В книгах публикуются теоретические исследования, освещается опыт, достигнутый в тех или иных областях практической деятельности, разрабатываются стратегические проблемы науки, хозяйства и культуры. Для научно-исследовательской работы наибольшую ценность представляют следующие виды книжных изданий: монографии; сборники научных трудов; материалы научных конференций; справочники, словари, энциклопедии; учебные и официальные издания.

В зависимости от характера обработки содержащихся в них данных документы принято разделять на первичные и вторичные.

Первичный документ - материальный носитель, непосредственно фиксирующий результат познания реального мира или духовной, творческой, информационной деятельности (в виде описания фактов, отношений между ними, выявленных закономерностей, концепций, гипотез и т.д.). Это документ, содержащий оригинальное произведение, материалы и результаты исследований и разработок: первичную статистику, фактографическую и нормативно-правовую информацию; учебные, инструктивно-методические, практические материалы и пособия и т.д.

К вторичным относятся документы, являющиеся результатом аналитико-синтетической, логической переработки одного или нескольких первичных документов. В их числе библиографические пособия, реферативные журналы, обзорные и информационно-аналитические сборники.Вторичные документы выполняют две основные функции:

·   оперативно оповещают о появлении первичных документов;

·   в сжатом виде излагают основное их содержание.

Специфика документальной информации состоит в том, что в ней отражается как объективная действительность, так и отношение к ней субъекта, создателя документа. Задача исследователя - суметь получить из нее максимально достоверные данные об объекте изучения.

Приступая к сбору информации из документов, исследователь должен определить количество требуемых документов и их качество.

Количество необходимых документов устанавливается с помощью приемов математической статистики. Качество документов контролируется следующими правилами: исключают информацию, взятую из документов сомнительной надежности, используют только документальные первоисточники или, в крайнем случае, перепроверенные данные; сопоставляют полученную информацию с апробированными научными данными.

Все методы изучения документации можно разделить на две большие группы: традиционные и формализованные.

Традиционные методы делятся, в свою очередь, на общие и специальные. Общие методы (понимание, осмысление, интерпретация и т.д.) являются общенаучными и определяются основными закономерностями процесса познания. Специальные методы (источниковедческие, библиотековедческие, библиографические, текстологические и др.) развиваются с учетом особенностей конкретных наук. Применение общих и специальных методов изучения документов требует от исследователя умения осуществлять оптимальный поиск необходимых документов, оценивать их по критерию надежности и, в случае необходимости, создавать на основе уже известных новые специальные методы.

Позволяя выявить самые глубокие, подчас скрытые стороны содержания документа, традиционные методы в большей или меньшей степени страдают субъективизмом. Поэтому исследователи должны использовать формализованные (количественные) методы изучения содержания документов. Одним из подобных методов является контент-анализ.

Как уже отмечалось, этот метод применяется для изучения более или менее значительных массивов документов. В процессе контент-анализа в текстах документов выделяются некоторые смысловые единицы (так называемые единицы наблюдения), которые затем подвергаются квантификации, то есть подсчету частоты употребления этих единиц текста в соотношении с общим объемом информации в изучаемой совокупности документов. Тщательный подсчет по каждой единице наблюдения с обязательным учетом оценок, которые даются им в текстах, позволяет познать закономерности, объективированные в документах и не улавливаемые при обычном ознакомлении с ними. Таким образом, контент-анализ обеспечивает исследователю восхождение от текста к внетекстовой реальности, то есть к социальной действительности.

Контент-аналитические исследования часто проводятся в библиотековедении, библиографоведении, книговедении, информатике, документоведении и смежных науках. С помощью контент-анализа, например, можно многоаспектно исследовать массивы документов, отражающих проблемы чтения и библиотечного обслуживания читателей, специфику восприятия различных видов документов, глубину мышления и информационную культуру читателей различных социальных групп, закономерности процессов создания определенных видов библиографической информации и т.д.

Методы изучения документов используются в той или иной степени на всех этапах исследования. На подготовительном этапе они помогают установить степень разработанности проблемы, построить гипотезы и т.д. При сборе научной информации помогают получить более широкие сведения об объекте, содержащиеся в первичных и вторичных документах. После обработки материалы анализа собранных документов становятся основой для теоретических и практических выводов, а также для проверки данных, полученных другими методами и т.д. Результаты работы исследователя с документальными источниками находят отражение также в процессе оформления многих видов научных исследований. Так, составление аналитического или историографического обзора литературы (раздела, который есть почти во всех дипломных и диссертационных работах, монографиях) - это концентрированное выражение итога такой работы.

 



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Сбор и анализ документальной научной информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сбор и анализ документальной научной информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)