Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 0.00 из 5.00 0 оценок




Возрастание роли услуг в российской экономике обусловило закрепление категории «услуги» в Конституции РФ, ГК РФ, федеральных законах и иных правовых актах гражданского законодательства РФ. В Конституции РФ гарантируется свободное перемещение услуг наряду с товарами и финансовыми средствами (ч. 1 ст. 8). Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74). Данные конституционные положения нашли отражение в п. 3 ст. 1 ГК РФ.

В ГК РФ регулированию отношений по оказанию услуг отводится значительное место. Принципиальное значение имеет признание услуги самостоятельным объектом гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). Получил закрепление в гл. 39 ГК РФ и новый тип договора - договор о возмездном оказании услуг.

Ввиду разнообразия оказываемых возмездных услуг их регулирование, даваемое в нормах гл. 39 ГК, является кратким и общим (всего 5 статей) и содержит нормативное предписание, согласно которому общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде ГК РФ применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Ввиду близости отношений подряда и услуг это правило позволяет устранять пробелы в правовом регулировании оказываемых на практике услуг.

Специальное правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг находит свое отражение в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Прежде всего, правовые основы регулирования отдельных видов деятельности по возмездному оказанию услуг определены на уровне федеральных законов, которые призваны регулировать осуществление деятельности по оказанию наиболее важных с правовой и экономической точек зрения услуг.

Таким образом, недостаточность норм гл. 39 ГК РФ восполняется нормами федеральных законов и иных правовых актов, посвященных отдельным видам деятельности по оказанию услуг, к которым согласно п. 2 ст. 779 ГК РФ относятся: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию. Данные правовые акты носят преимущественно комплексный характер.

Но приходится с сожалением отметить, что не все услуги получают законодательное оформление.

В тех случаях, когда одной из сторон договора возмездного оказания услуг является гражданин, использующий, заказывающий либо имеющий намерение заказать услуги для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами, предоставленными потребителю Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и изданным в соответствии с ним иными правовыми актами.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из различных договоров возмездного оказания услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности. Под действие Закона о защите прав потребителей подпадают, находящиеся в различных перечнях услуги, регулируемые различными договорами, такие, например, как медицинские, туристические, риэлторские.

Закон о защите прав потребителей является основополагающим нормативным правовым актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем, многие вопросы, связанные с применением данного Закона, регулируются ГК РФ, а также другими федеральными законами, которые устанавливают требования к качеству и безопасности услуг.

Определенным недостатком Закона о защите прав потребителей является отсутствие разграничения договоров на оказание работ и договоров на оказание услуг - всюду в соответствующих случаях указывается «работы (услуги». В целом Закон о защите прав потребителей направлен на усиление гарантий защиты прав потребителей и на урегулирование отношений между потребителями и предпринимателями в рыночных условиях. Особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих возмездное оказание услуг, занимают утвержденные в разное время Правительством РФ правила оказания отдельных видов услуг, в которых указывается порядок заключения соответствующих договоров, права потребителя услуг и исполнителя, обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение договора. Правила детализируют порядок приема и оформления заказов на услуги, сам процесс оказания услуг, а также порядок и форму их оплаты.

В частности, заслуживают внимания положения, относящиеся к обязательному объему информации, предоставляемой предпринимателем; выдаче документов, которые служат формой договора; набору обязательных условий договора; исчислению срока и последствий его нарушения; правам потребителя при обнаружении недостатков в исполненном заказе; порядку расчетов (оплаты) заказа.

При этом Правила отражают особенности оказания услуг в соответствии с положениями ГК РФ о публичном договоре. Нормы Правил обязательны для всех предпринимателей, кроме тех, которые носят диспозитивный характер и допускают в договоре иное.

Также важную роль в применении законодательства, регулирующего отношения по оказанию услуг потребителю, играет судебная практика.

В целом, как законы, так и правила оказания отдельных видов услуг не отступают от общих положений, сформулированных в главе 39 ГК РФ. Таким образом, специальная нормативная регламентация деятельности по оказанию услуг может осуществляться только путем закрепления определенных требований, как к процессу оказания услуги, так и к ее качеству.

Правовое регулирование отношений по оказанию услуг осуществляется и международными актами. В частности, принятое в рамках Всемирной торговой организации Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) от 15.04.1994.

Выделение возмездного оказания услуг в качестве предмета самостоятельного договорного типа позволило отграничить действие норм, регулирующих данные отношения, от соответствующих норм о подряде, отразив присущие услугам особенности.

Подводя итог вышеизложенному, можно выделить следующий ряд особенностей правового регулирования договоров возмездного оказания услуг.

.   Договоры возмездного оказания услуг на сегодняшний день урегулированы главой 39 ГК РФ (общее правовое регулирование), многочисленными федеральными законами и утверждаемыми Правительством РФ правилами оказания отдельных видов услуг, а также нормами международного права.

.   В условиях постоянного расширения сферы оказываемых потребителям услуг в ГК РФ договоры, опосредствующие более десятка разновидностей услуг, выделены в отдельные главы. В тоже время для регулирования всех других видов услуг создана одноименная глава 39 «Возмездное оказание услуг», включающая 5 статей, которые распространяют свое действие в равной мере на любой договор оказания услуг, отвечающих трем родовым признакам: 1) предмет договора составляют услуги; 2) услуги предоставляются за плату; 3) договор не вошел в особо выделенные в ГК РФ типы (виды) договоров.

.   Специальное правовое регулирование отдельных разновидностей не поименованных в ГК РФ договоров возмездного оказания услуг осуществляется иными нормативными актами (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и основанные на них иные нормативные акты).

.   В силу узкого набора норм, рассматриваемых в главе 39 ГК РФ и потребности в отражении широкого круга специфических договоров, следует ожидать, что круг специально урегулированных договоров возмездного оказания услуг актами, принятыми за пределами ГК РФ, а возможно и дополнительно включенными в сам Кодекс главами, будет расширяться.


 



2020-03-19 272 Обсуждений (0)
Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика правового регулирования договоров возмездного оказания услуг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (272)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)