Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Озоновый слой (озоносфера) охватывает весь земной шар и располагается на высотах от 10 до 50 км с максимальной кон­центрацией озона на высоте 20—25 км. Насыщенность атмо­сферы озоном постоянно меняется в любой части планеты, дос­тигая максимума весной в приполярной области.

Впервые истощение озонового слоя привлекло внимание широкой общественности в 1985 г., когда над Антарктидой бы­ло обнаружено пространство с пониженным (до 50%) содержа­нием озона, получившее название «озоновой дыры». С тех пор результаты измерений подтверждают повсеместное уменьше­ние озонового слоя практически на всей планете. Так, напри­мер, в России за последние 10 лет концентрация озонового слоя снизилась на 4—6% в зимнее время и на 3% — в летнее.

В настоящее время истощение озонового слоя признано все­ми как серьезная угроза глобальной экологической безопасно­сти. Снижение концентрации озона ослабляет способность ат­мосферы защищать все живое на Земле от жесткого ультра­фиолетового излучения (УФ-радиация). Живые организмы весь­ма уязвимы для ультрафиолетового излучения, ибо энергий да­же одного фотона из этих лучей достаточно, чтобы разрушить химические связи в большинстве органических молекул. Не слу­чайно поэтому в районах с пониженным содержанием озона многочисленны солнечные ожоги, наблюдается рост заболе­ваемости люден раком кожи и др. Так, например, по мнению ряда ученых-экологов, к 2030 г. в России при сохранении ны­нешних темпов истощения озонового слоя заболеют раком ко­жи дополнительно 6 млн человек. Кроме кожных заболеваний возможно развитие глазных болезней (катаракта и др.), подав­ление иммунной системы и т. д.

Установлено также, что растения под влиянием сильного ультрафиолетового излучения постепенно теряют свою способ­ность к фотосинтезу, а нарушение жизнедеятельности планк­тона приводит к разрыву трофических цепей биоты водных эко­систем, и т. д.

Наука еще до конца не установила, каковы же основные процессы, нарушающие озоновый слой. Предполагается как ес­тественное, так и антропогенное происхождение «озоновых дыр». Последнее, по мнению большинства ученых, более веро­ятно и связано с повышенным содержанием хлорфторуглеродов (фреонов). Фреоны широко применяются в промышленном производстве и в быту (хладоагрегаты, растворители, распы­лители, аэрозольные упаковки и др.). Поднимаясь в атмосфе­ру, фреоны разлагаются с выделением оксида хлора, губитель­но действующего на молекулы озона.

По данным международной экологической организации «Гринпис», основными поставщиками хлорфтсруглеродов (фре­онов) являются США — 30,85%, Япония — 12,42; Великобри­тания — 8,62 и Россия — 8,0%. США пробили в озоновом слое «дыру» площадью 7 млн км², Япония — 3 млн км², что в семь раз больше, чем площадь самой Японии. В последнее время в США и в ряде западных стран построены заводы по производ­ству новых видов хладореагентов (гидрохлорфторуглеродов) с низким потенциалом разрушения озонового слоя.

Согласно протоколу Монреальской конференции (1987 г.), пересмотренному затем в Лондоне (1991 г.) и Копенгагене (1992 г.), предусматривалось снижение выбросов хлорфторуглеродов к 1998 г. на 50%. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002) охрана озонового слоя ат­мосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования производства и использования ве­ществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, на основе международных договоров Российской Федерации и ее законодательства. В будущем необходимо продолжать решать проблему защиты людей от УФ-радиации, поскольку многие из хлорфторуглеродов могут сохраняться в атмосфере сотни лет.

 Ряд ученых продолжают настаивать на естественном происхождении «озоновой дыры». Причины ее возникновения одни видят в естественной изменчивости озоносферы, циклической активности Солнца, другие связывают эти процессы с рифтогенезом и дегазацией Земли.

 

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

 

Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), государственный контроль за охраной атмосферного воздуха обес­печивает соблюдение:

— условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— стандартов, нормативов, правил и иных требований охраны атмосферного воздуха, в том числе проведение производственно­го контроля за охраной атмосферного воздуха;

— режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих ста­ционарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— выполнения федеральных целевых программ охраны атмос­ферного воздуха, программ субъектов РФ охраны атмосферного воздуха и выполнение мероприятий по его охране;

— иных требований законодательства РФ в области охраны ат­мосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальные органы в порядке, определенном правитель­ством РФ.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вред­ных химических и биологических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих и биологических воздействий на атмосферный воздух, дол­жны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством РФ в области охраны атмосферного воздуха.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производствен­ного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организа­ции экологических служб, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в территориальные органы специально уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти в области охраны атмосфер­ного воздуха.

Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воз­духа. Должностные лица специально уполномоченного федераль­ного органа исполнительной власти в области охраны атмосфер­ного воздуха, его территориальных органов являются государствен­ными инспекторами по охране природы, осуществляющими контроль за охраной атмосферною воздуха на основании положе­ния, утвержденного правительством РФ.

Государственные инспекторы по охране природы, осуществ­ляющие контроль за охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном порядке:

— беспрепятственно посещать объекты хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного значения, на ко­торых имеются источники выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух;

— проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и работу очистных сооружений, средства контроля за такими выбросами;

— определять размеры вреда, причиненного окружающей при­родной среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

— направлять в правоохранительные органы материалы о нару­шениях законодательства РФ, законодательства субъектов РФ в об­ласти охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о при­влечении к ответственности виновных в указанных нарушениях;

— аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия та­ких разрешений на соблюдаются;

— вносить предложение о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

— проводить измерение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;

— давать предписания, обязательные для физических и юри­дических лиц, об устранении нарушений законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе об ограниче­нии, приостановлении или прекращении выбросов вредных (заг­рязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законо­дательства РФ в области охраны атмосферного воздуха;

— предъявлять иски физическим и юридическим лицам за на­рушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воз­духа;

— осуществлять иные, не противоречащие законодательству РФ, действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.

Государственные инспектора по охране природы, осуществля­ющие контроль за охраной атмосферного воздуха, обязаны:

— иметь соответствующий уровень подготовки в области охра­ны атмосферного воздуха;

— осуществлять свою деятельность в соответствии с законода­тельством РФ в области охраны атмосферного воздуха, законода­тельством РФ о государственной службе и административным за­конодательством РФ;

— осуществлять контроль за соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов выбросов вредных (загряз­няющих) веществ в атмосферный воздух, а также других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух;

— обеспечить контроль за выполнением заключений государ­ственной экологической экспертизы;

— взаимодействовать с общественными природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной атмос­ферного воздуха;

— обосновывать размеры возмещения вреда, причиненного ок­ружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха;

— информировать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях законодательства в области охраны атмосферно­го воздуха в пределах своей компетенции;

— подготавливать и направлять материалы о нарушении зако­нодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха в право­охранительные органы.

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осу­ществляется в порядке, определенном законодательством РФ, субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством РФ и законодательством субъектов РФ об об­щественных объединениях.

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. Согласно закону «Об охране атмос­ферного воздуха» (1999 г.), лица, виновные в нарушении законо­дательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уго­ловную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан и юриди­ческих лиц, окружающей природной среде загрязнением атмос­ферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в со­ответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в пол­ном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восста­новление здоровья, имущества граждан и окружающей природ­ной среды за счет физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

— информацию о состоянии атмосферного воздуха, его заг­рязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воз­духа;

— участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансировании;

— участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздей­ствие на качество атмосферного воздуха;

— обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и вне­сение в них своих предложений об улучшении его качества.

Граждане и общественные объединения имеют право предъяв­лять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением ат­мосферного воздуха.

Представители общественных объединений имеют право дос­тупа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха, в поряд­ке и на условиях, которые установлены законодательством РФ.

Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух. Юридические лица, имеющие стационарные ис­точники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосфер­ный воздух обязаны:

— обеспечить проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку ПДВ;

— согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат­мосферный воздух, с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и территориальными орга­нами других федеральных органов исполнительной власти;

— внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

— планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению та­ких выбросов;

— осуществлять мероприятия по предупреждению и устране­нию аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в ат­мосферный воздух, а также по ликвидации последствий его заг­рязнения;

— осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) ве­ществ в атмосферный воздух и их источников, проводить произ­водственный контроль за соблюдением установленных нормати­вов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудова­ния, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

— обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вред­ное воздействие на атмосферный воздух;

— обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосфер­ный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяй­ственной и иной деятельности на специализированные места скла­дирования или захоронения таких отходов, а также на другие объек­ты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

— выполнять предписания должностных лиц специально упол­номоченного федерального органа исполнительной власти в обла­сти охраны атмосферного воздуха и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их террито­риальных органов об устранении нарушений требований законо­дательства РФ, законодательства субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха;

— немедленно передавать информацию об аварийных выбро­сах, вызывающих загрязнение атмосферного воздуха, которое мо­жет угрожать жизни и здоровью людей и окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля;

— предоставлять в установленном порядке органам, осуществ­ляющим государственное управление в области охраны атмосфер­ного воздуха и надзора за соблюдением законодательства РФ, пол­ную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосфер­ного воздуха;

— соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Мониторинг атмосферного воздуха — это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за про­исходящими в нем природными явлениями, а также оценка и про­гноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Согласно закону «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.), в целях на­блюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, орга­низаций и населения текущей и экстренной информацией о заг­рязнении атмосферного воздуха правительство РФ, органы госу­дарственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправле­ния организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха, обеспечивают его осуществление на соответствующих тер­риториях РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидроме­теорологии и смежных с ней областях, его территориальными орга­нами, специально уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти в области охраны атмосферного воздуха, его тер­риториальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, его территориальными органами, специально уполномоченным федеральным органом исполнитель­ной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора, его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном правительством РФ.

Территориальные органы специально уполномоченного феде­рального органа исполнительной власти в области охраны атмос­ферного воздуха совместно с территориальными органами специ­ально уполномоченного федерального органа исполнительной вла­сти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

Наблюдения за состоянием атмосферы проводятся в городах и населенных пунктах России 710 стационарными постами Росгид­ромета — в 280 городах и поселках. В большинстве городов измеря­ются концентрации от 5 до 30 веществ. В системе Росгидромета имеется 107 химических лабораторий, в 53 кустовых лабораториях анализируются пробы воздуха для 89 городов. На территории РФ действуют 5 централизованных лабораторий (например, в Обнин­ске — для определения концентраций бензапирена и металлов, в Екатеринбурге — для определения концентраций металлов), а также 12 газохроматограф ических лабораторий для определения концен­траций ароматических углеводородов.

Контролируют качество атмосферы и с помощью стационар­ных комплексных лабораторий, оснащенных сложной аппарату­рой для измерения количества загрязняющих веществ.

Стационарная комплексная лаборатория «Пост-1» позволяет производить одновременный отбор 8—10 проб воздуха по задан­ной программе. Содержание сернистого ангидрида и окиси угле­рода при этом определяется автоматически с выводом данных на самописец. Для анализа содержания вредных примесей в связи с метеорологическими условиями вместе с отбором проб определя­ют направление ветра в азимуте от 0 до 360°, измеряют скорость ветра, температуру воздуха, относительную влажность, атмосфер­ное давление.

При маршрутных наблюдениях и дополнительных обследова­ниях загрязнения атмосферного воздуха используются передвиж­ные лаборатории типа «Атмосфера». Измерительные приборы и оборудование лаборатории, смонтированные в кузове автофурго­на типа УАЗ-452А, позволяют одновременно отбирать пробы воз­духа на оксиды азота, окись углерода, сернистый ангидрид, пыль, сажу, проводить метеорологические наблюдения. Лаборатории типа «Атмосфера» могут проводить ежегодно анализ до 5000 проб.

Данные об уровне загрязнения атмосферы используются при составлении кратковременных прогнозов, предупреждений о воз­можном повышении загрязненности в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, для выработки мер, направлен­ных на понижение концентрации вредных веществ.

В Москве действуют 36 стационарных постов, на которых воз­дух оценивается по 30 стандартным показателям. При необходимо­сти число показателей может быть увеличено.

В России разработаны высокоэффективные дистанционные и автоматические средства контроля за качеством атмосферного воз­духа. В Центральной аэрологической обсерватории разработаны автоматические спектроскопические приборы. Подобные техничес­кие средства позволяют на расстоянии изучать загрязненные учас­тки атмосферы. Исследуемую область «прошивают* лучом. По сни­жению интенсивности возвратившегося потока света судят о чис­тоте воздуха. Преимущества этого способа контроля перед обычным взятием проб воздуха неоспоримы: практически мгновенно полу­чается результат, обследование можно проводить на больших пло­щадях, к тому же непрерывно.

Оптический измеритель мощности выбросов диоксида азота в атмосферу многочисленными ТЭЦ и предприятиями химической промышленности внешне напоминает фиксатор скорости, широ­ко используемый работниками госавтоинспекции. Объектив наво­дится на интересующий участок, и на экране сразу же появляются цифры, говорящие о степени загрязненности.

И в Институте космического приборостроения для контроля за загрязнением атмосферного воздуха разработаны мобильные ла­зерные комплексы. Одна такая лазерная система, установленная на крыше высотного дама, уже действует в Москве. Мощности стационарного лазера недостаточно для обнаружения небольших очагов экологического загрязнения, поэтому экологические служ­бы заказали мобильные комплексы. Лазерные пушки монтируются на грузовиках ЗИЛ-130, которые будут работать в разных районах столицы. Мобильная лаборатория поможет установить точные ко­ординаты источника загрязнения и провести анализ выброшен­ных в атмосферу вредных веществ.

Сеть станций наблюдения трансграничного переноса веществ установлена на западных границах России. В настоящее время ра­ботают три станции — в Янискоси, Пушкинских горах и на Пине-ге. На станциях наблюдения производится отбор проб атмосфер­ных аэрозолей, газов (диоксидов азота и серы) и атмосферных осадков.

Глобальный атмосферный фоновый мониторинг ведут станции трех типов — базовые, региональные и региональные с расширен­ной программой. На территории России работают шесть станций региональных: они удалены от промышленных центров и обеспе­чивают сбор репрезентативной информации, позволяющей опре­делить тенденцию в изменениях химического состава осадков, выпадающих в регионе.

Для оценки и прогноза влияния антропогенных факторов на состояние природной среды РФ функционирует система фонового мониторинга. Шесть станций комплексного фонового мониторин­га расположены в биосферных заповедниках: Варгузинском, Цен­трально-Лесном, Воронежском, Приокско-Террасном, Астрахан­ском и Кавказском. Информация собирается о важнейших компо­нентах атмосферы — озоне и углекислом газе, об оптической плотности аэрозоля, химическом составе осадков, атмосферно-электрических характеристиках. Системой фонового мониторинга России проводятся регулярные измерения на сетях станций по сле­дующим параметрам:

— общее содержание озона — на 30 станциях;

— общее содержание углекислого газа — на 3 станциях;

— химический состав осадков — на 11 станциях;

— атмосферное электричество — на 4 станциях.

Наблюдения за этими компонентами входят в обязательную программу исследований в рамках глобальной службы атмосферы и сети глобального фонового мониторинга. Российские станции являются частью глобальных международных наблюдательных се­тей.

Единый государственный фонд данных о состоянии окружаю­щей природной среды, ее загрязнений. В декабре 1999 г. правитель­ство РФ приняло постановление «О создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей при­родной среды, ее загрязнений». Основная задача Единого государ­ственного фонда — накопление и сохранение информации о со­стоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в целях обеспечения такой информацией отрасли экономики, Вооружен­ные силы РФ и население страны.

Единый государственный фонд данных представляет собой упо­рядоченную, постоянно пополняемую совокупность документи­рованной информации о состоянии окружающей природной сре­ды, ее загрязнении, получаемой в результате деятельности Феде­ральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других заинтересованных органов исполни­тельной власти, их территориальных органов, органов исполни­тельной власти субъектов РФ, физических и юридических лиц не­зависимо от их организационно-правовой формы в области гидро­метеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения.

Информация Единого государственного фонда является откры­той и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории информации ограниченного доступа.

 



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)