Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовой режим зон повышенного экологического риска



2020-03-19 481 Обсуждений (0)
Правовой режим зон повышенного экологического риска 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и норма­тивных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием (Порядин 1998). В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессируюшего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.

Экологический риск — это оценка на всех уровнях — от то­чечного до глобального — вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим рис­ком понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за опре­деленное время.

Вред природной среде при различных антропогенных и сти­хийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных, и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.

Оценке допустимого экологического риска в последнее вре­мя уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное про­изводство. При этом при антропогенном воздействии учитыва­ются следующие правила допустимого экологического риска (Петров, 1995): 1) неизбежность потерь в природной среде; 2) минимальность потерь в природной среде; 3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде; 4) отсут­ствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде: 5) соразмерность экологического вреда и эко­номического эффекта.

Различают три главные составляющие экологического риска:

— оценку состояния здоровья человека и возможного чис­ла жертв;

— оценку состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

— оценку воздействия загрязняющих факторов на человека и окружающую природную среду.

Так, например, оценка риска стихийных бедствий должна включать, по В. И. Осипову (1995), расчеты возможного числа погибших и пострадавших людей, а также экономических по­терь. Вначале собирают фактические данные о природных опас­ностях на изучаемой территории, далее определяют их самые опасные типы и частоту проявления, затем составляют карту (или серию карт), отражающих вероятность развития опасных процессов. Помимо оценки риска, необходимо организовывать и управление риском, которое предполагает принятие целого комплекса решений (политических, социальных, технических и экономических), направленных на снижение величины риска до приемлемого уровня. На основе анализа природных опасно­стей и уязвимости среды, выполненного совместно с проектировщиками, экономистами и социологами, оценивают риск и составляют карты риска. Эти карты, где указаны территории различной степени риска, помогают эффективно решать вопро­сы управления риском и планирования социально-экономиче­ского развития региона (области, района, города).

Любое превышение пределов допустимого экологического рис­ка на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность эко­логически опасных производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический риск оценивают с помощью государ­ственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.

Фактор экологического риска существует на любых произ­водствах, независимо от мест их расположения. Однако суще­ствуют регионы, где, в сравнении с более экологически благо­получными районами, во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также ве­роятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для чело­века. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска (Петров, 1995).

В пределах регионов повышенного экологического риска вы­деляют зоны; 1) хронического загрязнения окружающей сре­ды; 2) повышенной экологической опасности; 3) чрезвычайной экологической ситуации и 4) экологического бедствия.

К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят тер­ритории, на которых в результате воздействия негативных ан­тропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здо­ровью населения, состоянию естественных экосистем, генофон­дам растений и животных.

В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей, промзона Урала и др. Так, например, в районах Северного Прикаспия к старым прблемам: деградация пастбищ, низкое плодородие почв, дефицит пресной воды, интенсивная ветровая эрозия — добавились но­вые. В первую очередь это подтопление, прогрессирующее за­соление и заболачивание земель, вызванное нагонными явле­ниями на расширившейся акватории Каспийского моря. Затоп­ление и подтопление земель уже вызвало потерю 320 тыс. га сельскохозяйственных угодий (Романенко, 1996).

Зоной экологического бедствия, указами Президента или постановлениями Правительства России, на основе государ­ственной экологической экспертизы, объявляется часть тер­ритории Российской Федерации, на которой произошли необ­ратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение ес­тественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии па Чернобыльской АЭС, а так­же Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубе­жье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Правовой режим и финансирование затрат по оз­доровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.

Заключение

В настоящее время действует значительное число регламенти­рующих документов и рекомендаций, обеспечивающих экологические аспекты строительной деятельности. В частности, имеются требования к составу информации, экологически обосновывающей проектную документацию на разных этапах проектирования.

Современное состояние развития строительной науки показывает, что внутри нее выделилась вполне отчетливая тенденция к тому, чтобы при рассмотрении как теоретических, так и технических задач обяза­тельным было применение экологических граничных условий. Только при этом условии возможно снижение негативного пресса строитель­ства на окружающую среду. Это тем более важно при огромных масштабах этого средообразующего вида человеческой деятельности.

Как отмечает А.А. Горелов (1996), корни экологических трудностей связаны с разрывом между науками, неравномерностью их развития, что определяется как внутренней спецификой науки, так и влиянием общественных потребностей. Науке не хватает гибкости, которая свой­ственна биосфере. Неравномерное развитие науки на фоне громадного увеличения общего количества знаний и является одной из причин того, что противоречия между возможностью человека внести изменения в природную среду и пониманием последствий этого изменения не затухают, а наоборот, обостряются.

Современный этап взаимоотношений общества и природы характеризуется тем, что одно кардинальное открытие в какой-либо продвинувшейся области знаний и последующее практическое его использование способны оказать мощное воздействие на всю планету в целом, а не только на ее отдельные части. В этих условиях огромное значение приобретает тесный контакт между фундаментальными нау­ками физико-химического цикла, техническими (и строительными) науками и науками, исследующими как всю биосферу, так и отдельные ее элементы. Однако пока нет такой связи между науками о Земле, о живом веществе и науками, которые разрабатывают пути преобразо­вания природной среды в целях обеспечения потребностей человека. К началу XX в. технические науки, базируясь на физико-химические, развивались обособленно от наук о природной среде. В первой трети XX века человечество пережило активный строительный бум и при­ступило к осуществлению гигантских проектов преобразования природной среды и ему потребовалось огромное количество фактических естественно – научных данных для создания сложнейших строительных систем и их надежного функционирования. Это послужило причиной согласования данных физики, химии, геологии, биологии и прикладных наук, но при этом науки о природной среде все равно играли подчиненную «обслуживающую» роль, поскольку они обеспечивали данные для осуществления строительного (и любого масштабного технического) проекта.

В современной экологической ситуации необходимо не просто усиление связи между техническими и строительными науками, в частности, физикой, химией, а постепенный выход на первый план наук о природной среде, что немаловажно, в связи с социальными и экономическими науками. Представляется, что в условиях глобального экологического кризиса необходим не просто синтез наук, не какая-нибудь современная «натурфилософия», а коэволюционное развитие наук. Это диктуется необходимостью, чтобы все отрасли науки, вклю­чая общественные, выступали в деле определения перспектив преоб­разования нашей планеты в качестве равноправных партнеров.

 

Приложение 1

Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов.

1. Юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядер­ных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их пре­вышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, Принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.  

2. Юридические и физические лица, не обеспечивающие соблюде­ния правил обращения с радиоактивными веществами и ядерными ма­териалами, а также радиоактивными отходами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядер­ных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправка в целях захоронения в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных мате­риалов запрещаются, кроме случаев, установленных настоящим Феде­ральным законом.

4. Ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств облу­ченных тепповыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществле­ния временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и по­вышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

Ввоз в Российскую Федерацию облученных тепловыделяющих сбо­рок ядерных реакторов осуществляется на основе международных до­говоров Российской Федерации.

Порядок ввоза в Российскую Федерацию облученных тепловыде­ляющих сборок ядерных реакторов устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из основных принципов обеспечения нераспространения ядерного оружия, охраны окружающей среды и экономических интересов Российской Федерации, принимая во внима­ние приоритетность права возвратить образовавшиеся после перера­ботки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или обеспечить их возвращение.

 

Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы

Охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изме­нений обеспечивается посредством регулирования производства и ис­пользования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в со­ответствии с международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством Российской Федерации.

Приложение 2

Постановлением Правительства РФ от 17.02.2000 г. № 135 Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в целях защиты окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.

На территории запретной зоны при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из огнестрельного оружия, проведение иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного склада. На территории запретной зоны не допускается ликвидация имеющихся там дорог и переправ, осушение и отведение русла рек.

На территории запретного района запрещается строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военному складу и сохранности находящегося там имущества.

Список литературы

1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология Росто-на-Дону. 2003

2. Потапов А.Д. Экология. М. 2000

3. Экологическое право. Курс лекций и практикум. М. 2003

4. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. М. 1997

5. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М. 2002



2020-03-19 481 Обсуждений (0)
Правовой режим зон повышенного экологического риска 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовой режим зон повышенного экологического риска

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (481)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)