Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности восприятия архитектурного пространства



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Особенности восприятия архитектурного пространства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существует достаточно распространенное представление о восприятии архитектуры как о зрительном процессе. Не оспаривая значительной роли зрения, мы считаем, что психологический смысл архитектурного пространства принципиально нельзя сводить лишь к зрительным впечатлениям. Современная психология определяет восприятие как сложный процесс отражения предметов или явлений в сознании человека при непосредственном воздействии на органы чувств, в результате которого формируются целостные образы явлений действительности.

Другими словами, в отличие от ощущений, суть которых есть отражение отдельных свойств предметов и явлений, восприятие дает отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, иными словами, целостное отображение предмета. Это происходит за счет синтеза ощущений одной или нескольких модальностей, включения предыдущего опыта субъекта, процесса осмысления того, что воспринимается, т.е. в процессе восприятия задействованы память и мышление.

Восприятие обладает рядом особенностей, в числе которых предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность отмечаются как наиболее важные свойства - не врожденные, но формирующиеся в течение жизни человека в процессе его практической деятельности. Именно «целостность» восприятия является одним из главных его свойств. Другое важное свойство восприятия - это «предметность», способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Такое свойство восприятия как «осмысленность» заключается в том, что перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение.

Важнейшее свойство восприятия - константность является результатом активной работы перцептивного аппарата человека как сложнейшей саморегулирующейся системы и обеспечивает возможность адекватного отражения в изменяющихся условиях восприятия.

Мы встречаемся с ним на каждом шагу, это важнейший механизм, усовершенствованный тысячелетиями эволюции, поскольку он осуществляет функции защиты нашего организма. Например, лист белой бумаги, освещенный пламенем свечи, с точки зрения колориметрии имеет точно такой же цвет, как апельсиновая корка, лежащая на солнце, но тем не менее мы воспринимаем лист бумаги как белый, а корку как оранжевую. Если мы выходим из комнаты, освещенной полуваттным светом, на улицу в пасмурную погоду, то мы не замечаем, что цветовая температура освещения поменялась с 2900К на 6000К и что цвет нашего костюма изменился.

Механизм константности проявляется и в восприятии размера, расстояния и скорости. Эти три параметра сложным образом связаны друг с другом, так что ошибки в восприятии одного из них могут быть причиной неожиданных ошибок в восприятии других. Суть явления константности заключается в способности всей зрительной системы учитывать и компенсировать изменение сетчаточного, ретального изображения, происходящее вместе с изменением расстояния или цвета освещения.

Говоря об основных свойствах восприятия, нельзя не остановиться еще на одном существенном свойстве восприятия, таком как психический процесс - «активность» (или «избирательность»). Оно заключается в том, что в любой момент времени человек воспринимает только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании.

Восприятие таким образом «не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет динамический поиск наилучшего толкования, объяснения имеющихся данных, это целостная социальная деятельность, не сводимая к биологическим или эмоциональным процессам.

С древнейших времен было известно о влиянии архитектурной среды на эмоционально-интеллектуальное состояние человека, и с незапамятных времен великие зодчие и безызвестные строители стали учитывать в своих постройках возможности и закономерности натурного восприятия, накапливая опыт целенаправленного воздействия произведений архитектуры на зрителя.

Возможной причиной до конца, не распознанного механизма восприятия архитектуры является тот факт, что это очень сложный и полимодальный процесс. При восприятии архитектуры задействованы такие виды восприятия как: кинестетическое (изменения в наклоне пола), слуховое (звуки шагов, скрип половицы, качество акустики в целом), осязательное (дающее представление о качестве поверхностей: их гладкости, шероховатости и т.д.) и даже обонятельное (запах краски стен).

Однако все же ведущим видом восприятия архитектурной среды, безусловно, является зрительное восприятие. Потому научные исследования архитектуры, начавшиеся с XIX века, в подавляющем большинстве были связаны с изучением ее визуальных характеристик и специфики зрительного восприятия архитектуры. Тогда была предпринята одна из первых попыток объективизировать восприятие человеком различных элементарных форм. Воздействие отдельных форм на человека пытались доказать такие исследователи психологии как Г. Фехнер, В. Гельмгольц, В. Вундт.

В настоящее время наиболее интересные проводимые исследования связаны с рассмотрением архитектуры с точки зрения семиотики, когда одни авторы рассматривают выразительность художественного языка архитектуры на знаковом, символическом и образном уровнях художественного языка, а другие - говорят о визуальных кодах, от которых зависят динамическое переживание и осмысление субъектом пространства.

В области исследования архитектуры, на наш взгляд, уже проводились исследования, подходившие к архитектурному объекту именно как к некоторому осмысленному целому, относящемуся к определенным категориям. Таковыми являются исследования ментальных карт различных городов, проводимые К. Линчем, С. Милграмом и другими авторами. Данные исследования заключаются в выделении в сознании реципиентов (горожан) тех самых ведущих признаков, «опорных точек», в восприятии конкретного архитектурного объекта (в этих случаях определенного города), благодаря которым данный объект распознается и относится к определенным категориям: во-первых, к категории «город», а во-вторых, к категории «данный конкретный город».

Однако в среде, где отсутствуют четко заданные, общепринятые нормы и идеалы, каждый вырабатывает их для себя, соотнося с идеалами только своей референтной группы, и в итоге в обществе возникает множественность норм и идеалов. При этом нетрудно предположить, что вкусы людей одного возраста, пола и социального положения будут более близкими, чем людей разного возраста, пола и статуса. А потому, возможно, что данные категории «стили», отражая наиболее целостно воспринимаемый объект, являются нагруженными не только качествами и спецификой самого описываемого интерьера, но и информацией более широкого порядка; вероятно, о социально-возрастных и гендерных особенностях предполагаемого хозяина интерьера.

При этом, конечно, интересным является вопрос о ведущих факторах формирования вкусовых предпочтений разных потребителей. В основе могут лежать психофизиологические факторы: допустим, что люди старшего возраста предпочитают не раздражающие глаз спокойные пастельные тона и мягкость линий в своем окружении, а потому выбирают более «классический стиль». Но могут лежать в основе выбора и социально- психологические факторы, допустим, представление о классическом стиле как стиле для богатых людей среднего возраста. Определенное влияние может оказывать и мода, как некий временный эталон в определенном обществе или его слое, которому необходимо соответствовать индивиду для принятия его остальными членами общества или группы, а также и занимать определенную социальную ступень.

Вполне возможно, что специфика восприятия пространства заключается и в том, что его ведущие признаки, другими словами первичные элементы (основные цвета, основные формы, контурные линии, степень насыщенности элементами), могут рассматриваться на различных уровнях - знаковом, символическом и образном, обогащая и расширяя тем самым палитру значений категории «стиль».

При этом, если «алфавит» значений первичных элементов (линий, цветов, форм) уже достаточно хорошо изучен по отдельности на разных уровнях (например, красный цвет, горизонтальные линии, множественность элементов), то их сочетание, дающее единицу более высокого порядка, значение которой с трудом можно свести к простой сумме значений первичных элементов, еще нет. Стоит также учесть, что первичные элементы, воспринимаемые в сумме, могут сами менять свои значения.

Напомним, что наша система восприятия постоянно стремится к поиску упрощения, повторяемости, чистоты, понятности и упорядоченности. Исходя из этого, гештальт-теория предлагает признать в качестве объекта наиболее простые из формаций, которые могут быть обнаружены в данных обстоятельствах. Соотношение «фигура-фон» формирует образ, как бы примеряемый к обозреваемому пространству с целью отличить значимое от малозначимого. В случайной ситуации различные наблюдатели одного и того же объекта могут выбрать различные элементы в качестве фигуры и фона, это так называемые «обманки».

Отношение снаружи-внутри, являющееся исходным аспектом конкретного пространства, подразумевает, что пространства обладают разнообразной степенью протяжённости и укрытости. В то время как ландшафты отличаются разнообразной, но, в основном, большой протяжённостью, поселения - это закрытые объекты. Поэтому между поселениями и ландшафтом существует отношение типа фигура-фон.

В общем, всякое укрытие проявляется как «фигура» в отношении к протяжённому фону ландшафта. Поселение теряет свою идентичность, если это соотношение нарушается, точно так же, как ландшафт теряет свою идентичность как обширная протяжённость. В более широком контексте всякое укрытие становится центром, который может функционировать как «фокус» для своего окружения. От центра пространство распространяется с разной мерой непрерывности (ритмом) в разных направлениях.

Очевидно, главными являются горизонтальное и вертикальное направления, то есть направления земли и неба. Таким образом, централизация, направление и ритм - это дополнительно важные свойства конкретного пространства.

Хорошая узнаваемость зависит не только от контраста, но и от размеров контрастных полей. Имеется в виду не только тональный, но и цветовой контраст.

Например, очевидно, что значения просто описанного круга, круга красного и зеленого цвета различны. Нельзя не обратить внимания и на факт, что значение, как первичных элементов, так и единиц более высокого порядка, может сильно зависеть от социально-культурной ситуации, в которой они рассматриваются. Ведь архитектуру можно рассматривать как некий слепок идей мировой культуры, которые господствуют на определенном этапе развития человечества, отражая экономическую, политическую и социально- историческую ситуацию, а также уровень научно-технический прогресса.

 



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Особенности восприятия архитектурного пространства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности восприятия архитектурного пространства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)