Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пространство в архитектуре



2020-03-19 219 Обсуждений (0)
Пространство в архитектуре 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Тенденции развития психологического, эстетического и архитектурно-теоретического знания, получившие начальный импульс в XIX в., усилились и усложнились в XX. Глобальные общественно-исторические процессы XX в.: развитие промышленности, бурный рост городов, социально-революционные потрясения, войны - оказали влияние на ход развития культуры, науки и искусства, вызвав к жизни новые их формы и направления.

В XX в. научное мышление в области психологии представлено рядом крупных научных школ. Поскольку все более возрастали возможности, и повышалось значение междисциплинарных контактов во всех областях жизни человеческого общества, постольку усложнилась и картина концепций в пределах каждого научного направления или школы. Эта же тенденция отмечается и в развитии философско-эстетической мысли, приобретшей в XX в. выраженную междисциплинарность, благодаря активному взаимодействию с психологией и другими науками как возникшими в XX в. (семиотикой, кибернетикой, теорией информации), так и с искусствознанием и художественной практикой.

В то же время актуальность психологической проблематики в архитектуре не вызывает сомнений и требует пристального внимания. Какой видит человек окружающую его среду? Как он ее переживает? Каким образом среда воздействует на его поведение? Как воспринимают архитектурные пространства разные люди - дети, старики, взрослые? Изменяется ли оценка среды в том случае, если она формируется в группе, толпе? Что нам должна среда «сказать», «пояснить»? Каким образом можно ввести знания о восприятии в учебный процесс и привить их будущим архитекторам? На эти вопросы нельзя ответить без обращения к психологии, которая от начала XX в. и до его конца прошла очень большой и сложный путь.

Именно в XX в., точнее в его начале, психология активно обращается к социальной природе человека, и к 20-м гг. формируется как экспериментальная и самостоятельная наука социальная психология, использующая в настоящее время количественные методы в исследованиях и обладающая возможностью получения достаточно точных данных в таких областях, как «структура и динамика малых социальных групп и коллективов, социальная перцепция, некоторые уровни изучения коммуникаций, установок личности и т.д.»


Пространство в архитектуре

 

Архитектура - это искусственно созданная человеком материально-пространственная среда, обладающая эстетическими качествами. Архитектурная среда состоит из компонентов - массы, пространства, состояния среды, освещенности, акустики, движения воздуха. Понятие "архитектурное пространство" состоит из пространственной формы, плоскостей ограждения и предметов оборудования. Архитектурное пространство визуально ограничено в виде конкретной пространственной формы.

Изучая природу, Платон вводит геометрию как науку о пространстве. Но лишь Аристотель развивает теорию "места", определив его как силовое поле с качественными характеристиками: речь идет о попытке систематизировать пространство.

Эта попытка не потеряла значения и по сей день. Позднее, основываясь на концепции Аристотеля, но в основном применяя евклидову геометрию, ученые приходят к пониманию пространства в его бесконечности, однородности и движении. Лукреций говорит: "Есть две вещи - тела и пустоты; в пустоте движутся тела".

По прошествии веков Кант сделал важный вклад в рассматриваемую нами теорию. Его мысли имеют для нас несомненный интерес с точки зрения восприятия, поскольку он рассматривает пространство как априорную категорию человеческого знания. Иными словами, он представляет пространство как нечто отличное и независимое от материи; оно интересует его лишь постольку, поскольку мы познаем в пространстве, организуем нашу жизнь в пространстве. Таким образом, он занимает идеалистическую позицию, которая хотя и несовершенна, но, тем не менее, не лишена ценности, так как если рассматривать ее как своего рода дополнительную теорию, то перед нами концепция пространства и использования его потребителем. А это для архитектора очень важно, особенно если иметь в виду другие теории - вспомним хотя бы Декарта и его теорию ортогональных координат.

На новый уровень поднимает изучение данной проблемы теория относительности; она связывает пространство со временем: пространство существует во времени. При этом наши прежние представления о пространстве присутствуют в его новой трактовке. Изолированный элемент пространства едва ли имеет смысл; превзойдены "перспективистские" взгляды Ренессанса. Следовательно, недостаточно воспринимать пространство как нечто преобладающее с изолированной точки зрения, а следует рассматривать его как ту среду, в которой мы движемся. При этом наши знания и наш опыт в этой области постоянно обогащаются.

Можно было бы проанализировать различные теории пространства неевклидовой геометрии, но в данном случае они не представляют специального интереса в отличие, например, от математики, где они находят широкое применение. Надо помимо этого иметь в виду замечание Эйнштейна о том, что геометрия - это скорее "человеческое построение", нежели нечто, имеющее естественное происхождение. Важно видеть пространство через призму тех событий, которые происходят в нем. Время постоянно присутствует в пространстве; физическая, математическая стороны пространства имеют лишь частичную ценность, не выражая всего его богатства.

Таким образом, современное представление о пространстве состоит в основном в следующем. Пространство представляет собой силовое поле, в котором существуют тела (массы и пустоты), в котором проявляются - что особенно важно - различные взаимодействия, обусловленные его энергией. Следовательно, нам нужно изучить пространство как взаимодействие организма (человека, который в нем движется) и его окружения. Любое противоречие между организацией воспринимаемой нами Вселенной и осуществляемой в ней деятельностью вполне объяснимо с точки зрения архитектурного анализа пространства.

Нет сомнения в том, что человек, массы, элементы и т.д. сохраняют свою индивидуальность и свои собственные характеристики, но при изучении пространства и его восприятия мы будем иметь в виду их общее взаимодействие. Восприятие пространства, таким образом, - это сложный процесс, на который влияет предшествовавший опыт (время, понимаемое как "непрерывность", по К. Зубири). Помимо всего этого восприятие зависит не только от положения индивидуума в пространстве, но и от его состояния.

Пространство, по Кристиану Норбергу-Шульцу, не может восприниматься архитектором исключительно как геометрическая абстракция (Эвклидово пространство) или как объект визуального восприятия. Как альтернативу частичности двух этих позиций он использует в своих работах понятие «экзистенциальное пространство» или «пространство жизненного опыта», которое формируется одновременно как совокупность сущностно разных аспектов: прагматического (удовлетворения потребностей), чувственно воспринимаемого, архетипического пространства универсальных образцов, культурного пространства, абстрактного пространства логики, экспрессивного пространства искусства и некоторых др. форм.

Пространство - это "соотношение между расположением тел". Л. Моголи-Надь настаивает на том, что необходимо проверить это положение с помощью всех пяти чувств, вместе взятых, и каждого из них в отдельности. Руки: сводя и разводя их и т.д. Зрение: балки, колонны, тела, поверхности, которые пересекаются или встречаются. Взаимопроникновение предметов. Перспективы, связь между массой, светом и тенью. Прозрачность, отражение. Слух: эхо, отраженные звуки и т.д.

Движение: различные пространственные направления, пересечения, скачки, непрерывность. Пример: развернутый куб. Таким образом, мы познаем "различимое пространство". Сравнительное изучение различных концепций (например, непрерывное пространство - барокко и прерывистое квантовое пространство - арабское искусство) поможет нам понять пространство. Признаком нашего времени является отсутствие глубокого взгляда на вещи, общего для архитекторов, которые ищут суть архитектуры в значении понятия "жилище". Так случается, что многие архитекторы-"модернисты" берут в революционной архитектуре только некоторые особенности стиля, как, например, предполагаемый "кубистский" экстерьер. Они исходят из ряда практических соображений, но это не есть подлинная архитектура, предполагающая ощущение отчетливых пространственных связей, которые должны быть выражены как таковые. Вся архитектура - и ее функциональные части, и ее пространственное выражение - должна восприниматься как единое целое.

Без выполнения этого условия архитектура превращается в простое соединение тел и пустот, которое может быть технически осуществимо, но никогда не создаст эмоционального восприятия отчетливо выраженного пространства. Только когда проявления различных функций - движение, визуальные факторы, акустика, свет, равновесие - воспринимаются в постоянной взаимосвязи с пространственными отношениями, тогда мы можем говорить об архитектуре как о пространственном творчестве.

Другими словами, архитектуру следует понимать не как некое соединение внутренних пространств, не просто как убежище от холода и опасностей, не как установленное замкнутое пространство или неизменное расположение помещений, но как элемент пространственного опыта. Индивидуум, являющийся частью разумной биологической совокупности, должен найти в своем жилище не только отдых и обновление, но и обострение и гармоническое развитие своих способностей.

"Ключ к архитектуре лежит в овладении проблемой пространства; ее практическое развитие зависит от технического прогресса". "Пространственное творчество - это сплетение частей пространства, выраженных в большинстве своем в ясно различимых связях, которые простираются во всех направлениях в колеблющейся игре сил".

Эти заключения позволяют исследователям применить тезисы гештальтпсихологии и "схемы" (выражение типичной реакции на данную ситуацию). Они изучают в связи с этим помимо геометрических характеристик пространства реакции человека (потребителя), его адаптацию к пространству, иными словами, связь между его аккомодацией и ассимиляцией.

Архитектор пытается вселить в создаваемое им пространство "духовное начало", с тем, чтобы в звучании массы, пространства и поверхности, объединенных в единое целое, был, различим "голос" пространства. Поэтому нам следует изучить два аспекта пространства: с одной стороны, все то, что относится к его строению, что мы определяем с помощью "геометрических схем"; с другой - то, что мы чувствуем и выражаем с помощью "жизненных схем".

Элементы пространства присутствуют там, где промежутки между границами масс приобретают характер той или иной фигуры. Эта фигура должна быть простой, легкоразличимой конфигурации. В первом приближении можно было бы рассмотреть элементы пространства как "негативы" элементов масс. Пространство в этом случае выступает как результат наполнения формы: элементы пространства могут быть выделены, если соблюдаются те же условия, что и при выделении элементов массы из архитектурного ансамбля. Тем не менее, следует произвести определенное разграничение между элементами пространства и элементами массы.

. Последние рассматриваются "снаружи", в то время как элементы пространства - "изнутри".

. Элементы пространства возникают при чередовании масс и пустот, когда пустота приобретает характер фигуры, т.е. они существуют при условии замкнутости и концентрации, если применять к этим понятиям все то, что говорилось по этому поводу об элементах массы.

. Однако помимо этого элементы пространства не только можно видеть, но и чувствовать. Эта характеристика возникает благодаря воздействию потолка, стен и пола на ограничиваемое ими пространство.

Жизнь проявляется в пространстве, которое постоянно обогащается колебаниями звука и света: впечатление, которое производит Собор Парижской Богоматери на туриста при простом осмотре здания, не имеет ничего общего с тем впечатлением, которое возникает при исполнении под его сводами старинной музыки. Возможно, этот пример отчасти пояснит разницу в восприятии пространства, которое воздействует на всего человека, и восприятии массы, которая действует в основном на зрение.

Но мы не можем ограничивать изучение элементов пространства только рассмотрением пространства внутри отдельного здания, поскольку в масштабе города оно приобретает другие характеристики. И в том и в другом случае нет смысла ограничиваться чисто геометрическим определением; важно также изучить различные типы организации пространства, чтобы понять, что его элементы разделяются, соединяются и интерпретируются в зависимости от воли автора. Пространство определяется по его осям, границам и связующим и ям, на него влияют свет, цвет и текстура окружающих его стен.

Становится ясно, что архитектурное пространство помимо своего экзистенциального характера имеет еще и преобладающий преднамеренный характер. Архитектор пытается заставить пространство отвечать различным запросам потребителя. Отсюда следует, что оно должно иметь и символический характер. Без этого пространство будет невыразительным, может превратиться просто в "место для проживания". Таким образом, архитектурное пространство представляет собой экзистенциальное общественное пространство, которое включает многие экзистенциальные частные пространства, организованные с помощью более или менее открытых геометрических схем, что позволяет удовлетворить запросы заказчика.

Человек определяет бытие как единство времени, пространства, и усилия. Будь у человека философское, художественное, научное или любое другое понимание бытия, он все же попытается определить его основополагающие слагаемые. Архитекторы в этом смысле не являются исключением. Во-первых, каждое здание, каждая улица или площадь есть пространственная оболочка, ограничивающая то или другое пространство. Во-вторых, в каждом из таких ограниченных оболочкой пространств, архитекторы именуют эти пространства функциональными пространствами, заключено время, ибо всякое время ограничено пространством и течение времени можно созерцать лишь путем определения изменений в пространстве. В-третьих, именно в пространстве с течением времени происходит нечто, способствующее сохранению (изменению) определенного состояния.

Однако переход из одного состояния в другое не всегда есть действие, как, впрочем, сохранение состояния не является бездействием. Изменение и сохранение определенного состояния всегда есть усилие. Усилие протекает во времени и конкретизирует пространство, делает его функциональным.

Представим себе, что психологические закономерности бытия аналогичны архитектурным, поскольку и те, и другие имеют отношение к человеку. Таким образом, мы определим бытие как триединство психологического пространства, психологического времени и психологического усилия или, может быть, психологической энергии. Но поскольку и архитектура не есть нечто такое, что не вписывается в общие закономерности бытия, то мы можем утверждать о наличии психологического пространства зданий, улиц и городов, хранящего потребляющего или образующего психологическую энергию времени.




2020-03-19 219 Обсуждений (0)
Пространство в архитектуре 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пространство в архитектуре

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)