Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психическое развитие в раннем детстве. Интеллект и действие



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Психическое развитие в раннем детстве. Интеллект и действие 0.00 из 5.00 0 оценок




психический интеллектуальный когнитивный детство

В раннем детстве с года до трех основная ведущая деятельность предметно-орудийная. Осуществляя эту деятельность, ребенок большее время посвящает себя воспроизведению общественно выработанных способов действий с предметами, он нуждается в содействии и помощи взрослого для более полной реализации этой деятельности. У него возникает речь, смысловое обозначение вещей, более полное восприятие предметного мира и наглядно-действенное мышление. Центральное новообразование ребенка - появление сознания, которое выступает для других в виде собственного детского «Я».

Начало раннего детства сопровождается кризисом одного года. Поведение ребенка уже не управляется со стороны внешних воздействий, дети начинают действовать под воздействием сплывающих в их памяти образов и представлений. Можно заметить капризы, упрямство со стороны ребенка. Появляется ходьба, которая тоже влияет на психическое развитие. Ребенок начинает быть более самостоятельным, многое исследует, выполняет элементарные операции с предметами. Если на пути ребенка встречаются неудачи выполнении тех или иных действий с предметом, впервые начинают вызываться аффективные реакции. Типичными причинами аффективных вспышек являются непонимание взрослыми желаний ребенка, невыполнение или противодействие взрослых действиям ребенка. Эти противоречия разрешаются, когда ребенок начинает использовать речь. Ребенок становится более автономен по отношению ко взрослым, он удовлетворяет многие свои потребности. Его познавательная активность направляется на себя, он ассоциирует себя с внешним миром, смотрит на окружающие действия и начинает осознавать пространство вокруг себя. Эмоции в этом возрасте носят кратковременный, ситуативный характер. Если мама отвлекает ребенка от какого-то дела, то она может встретиться с капризностью и протестным поведением. Ребенок импульсивен, действует под влиянием сиюминутно возникших переживаний.

Развитие речи

Капитальным образованием является речь. В раннем детстве речь связана с практической деятельностью или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Появление первых слов это центральное звено в переходе от младенческого возраста к раннему детству. Ребенок начинает понимать взрослые объяснения, где-то во второй половине первого года и сам активно использовать слова, почерпанные из предметной деятельности. По данным многочисленных исследований, первые активно употребляемые ребенком слова характеризуются двумя особенностями.

Первая особенность этих слов состоит в том, что между ними и словами окружающих ребенка взрослых существуют резкие фонетические различия.

Вторая особенность заключается, что первые слова ребенка состоят в их многозначности. При начальных этапах развития детская речь спонтанна, независима. Для возникновения первых активно употребляемых слов решающее значение имеет именно потребность ребенка в общении. Он должен хотеть и тянуться к общению со взрослыми, подражать им. Количество слов употребляемых ребенком невелико к году, это 18-20 слов.

Рост количества понимаемых и активно употребляемых слов идет с помощью взрослого. Взрослый должен сопровождать игры, прогулки словами, то есть во всех совместных действиях объяснять многое ребенку. Обобщая, можно сказать, что на начальной стадии развития речи слова не имеют четкого употребления, они ситуативные и не несут определенного значения.

Но, несмотря на эти недостатки, начальную стадию можно считать прогрессом в речевой деятельности ребенка. Эти слова служат для общения и содержат в себе элементарное обобщение тех ситуаций, в которых были усвоены. Происходит переход от бессловного к собственно речевому общению, развивается звуковая форма слов. Переход к новой звуковой форме обусловлен выделением предмета по какому-либо признаку.

Например, слова «ма», было заменено «сина», в конечном результате масина (машина). Решающим считается, что слова начинают быть не эмоциональные, ситуативные, а более конкретные, объективные, замечаются устойчивые признаки предметов и явлений, становятся носителями обобщения объективных предметов. Эти преобразования возникают в начале второй половины второго года жизни. Необходимо сказать еще про увеличение словарного запаса, образования двухсловных предложений, появление вопросов относительно названий предмета. Накопление названий предметов происходят постепенно. Сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имен взрослых и названий игрушек, изображение предметов одежды и частей тела и лица.

Начинается возможным руководить поведением ребенка с помощью речи. Делать какие-то замечания, давать поручения. Понимание инструкций является одним из важнейших условий формирования отношений ребенка и взрослого, обнаруживающихся в их совместной деятельности. К третьему году понимание речи возрастает, ребенок начинает слушать сказки, рассказы, стихи. Более внимательно относится к объяснениям и разъяснениям взрослых. Речь выступает в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка.

Будет неправильным не сказать про грамматическое оформление высказываний, которые исследовал Ф.А. Сохин экспериментально. Он ставил целью узнать, как у детей от года до трех лет формируется понимание предлога - грамматической формы, выражающей отношения между предметами. Сохин предлагал детям выполнять всегда одинаковую инструкцию: Положи «название предмета» на «название другого предмета», он изменял конкретные отношения между предметами, с которыми должен был действовать ребенок. Предметами служили кружок и кубик, соотношение величин которых все время изменялись. Дети не выполняли инструкции. Поэтому эксперименту установили, что на ранних этапах речевого развития понимание грамматически оформленных высказываний определяется в основном неграмматическими моментами. Грамматические элементы выделяются и становятся носителями объективных отношений. Позже заметили, что грамматические элементы отвлекаются от конкретно предметных отношений и становятся особой грамматической формой.

Развитие рече-двигательной сферы ребенка имеет важнейшее значение для усвоения артикуляции звуков языка. На основе взаимодействия фонематического восприятия звуков речи и рече-двигательной сферы, ребенок начинает правильно произносить отдельные слова и звуки. При правильных условиях воспитания к концу раннего детства ребенок усваивает все основные звуки языка. От взрослых требуется больше разговаривать с ребенком, сопровождать речью показывая, как обращаться с тем или иным предметом. В течение этих трех лет ребенок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, использования грамматических конструкций, пробует на звучание слова, буквы. Овладение языком, формирование активной речи в раннем детстве служит основой для всего психического развития ребенка в этот период.



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Психическое развитие в раннем детстве. Интеллект и действие 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психическое развитие в раннем детстве. Интеллект и действие

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)