Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы лидерства (психоаналитический подход)



2020-03-19 175 Обсуждений (0)
Типы лидерства (психоаналитический подход) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства:

"Соверен", или "патриархальный повелитель".

Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

"Вожак".

В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Его выдвигают на основе любви и почитают.

"Тиран".

Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.

"Организатор".

Он выступает для членов группы как сила для поддержания "Я-концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

"Соблазнитель".

Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли "магической силы", давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

"Герой".

Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

"Дурной пример".

Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

"Кумир".

Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

"Изгой".

"Козел отпущения".

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного.

"Эмоциональный" лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, "поплакаться в жилетку".

С "деловым лидером" (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

К "информационному" лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим лидером будет руководитель, сочетающий все три компонента.


Теории лидерства

 

Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека:

поведенческий,

ситуационный

подходы.

Поведенческий подход.

Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств.

Концепция физических качеств.

Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепция интеллигентности.

Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера:

интеллигентность в вербальном и символическом плане;

инициативность, способность направлять активность, желания в новом направлении;

уверенность в себе - благоприятная самооценка;

привязанность к сотрудникам;

решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин);

зрелость;

мотивационные способности, т.е. способность мотивировать людей на выполнение управленческого решения.

Ситуационный подход.

Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный, деловой лидер и т.п.

Доверие к лидеру - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками.

Стили управления.

Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным.

Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:

 

 

руководитель принимает решение сам и его объявляет;

руководитель предлагает решение сотрудникам;

руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения;

руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения;

руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение;

руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение;

руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках.

На основе континуума, где одна крайность - руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность - руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.

 

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Эксплуататорско-авторитарная Благосклонно-авторитарная Консультативно демократическая Основана на участии в управлении подчиненных

 

Выделяют следующие стили управления (Курт Левин):

авторитарный (директивный),

демократический (коллегиальный),

либерально-анархический (попустительский).

Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную:

непоследовательный стиль - непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому;

ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива);

"управленческая матрица" (Р. Блейк, Д. Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: "либерал", "организатор", "манипулятор", "пессимист", "диктатор";

в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) - 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический.

Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом.

Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора:

отношения между руководителем и подчиненными,

объем законной власти,

структура групповой задачи.

Теория Митчел-Хауса: "путь-цель" выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели.

Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений.

Психологические качества руководителя:

основные качества (Генри Минтцберг):

искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми,

искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью,

искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом,

искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать,

искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны,

искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов,

дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации,

искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Таким образом, для анализа и регулирования отношений руководства в коллективе необходимо четко представлять:

1. структуру коллектива, как совокупности групп, и одновременно группы, обладающей определенными чертами,

2. что одним из основных условий плодотворного существования коллектива, достижения его управляемости, является наличие в коллективе лидера,

3. лидер - центральная фигура достижения управляемости коллектива, и для полной управляемости необходимо знать психологические основы лидерства, стилей управления.

Управление общением в коллективе.

Общение в коллективе - коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения.

Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе:

информативная, передача сведений,

интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между членами коллектива,

перцептивная - восприятие членами коллектива друг друга и установление взаимопонимания,

экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Пути распространения информации в коллективе:

сверху вниз,

снизу вверх,

по горизонтали.

Руководитель от 50 до 90% времени тратит на общение, ведь он должен довести информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное воздействие с коллегами и вышестоящим руководством.80% зарубежных руководителей считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения управляемости и успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.

 



2020-03-19 175 Обсуждений (0)
Типы лидерства (психоаналитический подход) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы лидерства (психоаналитический подход)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)