Типы лидерства (психоаналитический подход)
Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют 10 типов лидерства: "Соверен", или "патриархальный повелитель". Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают. "Вожак". В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака - носитель этих стандартов. Его выдвигают на основе любви и почитают. "Тиран". Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему. "Организатор". Он выступает для членов группы как сила для поддержания "Я-концепции" и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают. "Соблазнитель". Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли "магической силы", давая выход во вне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков. "Герой". Жертвует собой ради других; такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста - благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей. "Дурной пример". Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других. "Кумир". Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют. "Изгой". "Козел отпущения". Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул. Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного. "Эмоциональный" лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, "поплакаться в жилетку". С "деловым лидером" (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К "информационному" лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим лидером будет руководитель, сочетающий все три компонента. Теории лидерства
Теории лидерства разнообразны, среди них можно выделить подход с опорой на личные качества человека: поведенческий, ситуационный подходы. Поведенческий подход. Обосновывает лидерство с позиции поведения человека в зависимости от его личностных качеств. Концепция физических качеств. Объяснение лидерских качеств обладанием высокого роста, веса, физической силы и т.д. не подтвердилось. Наоборот, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы. Концепция интеллигентности. Гизели предполагает, что лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности, и делает вывод, что наличие определенных качеств предсказывает управленческий успех. Личностные качества лидера: интеллигентность в вербальном и символическом плане; инициативность, способность направлять активность, желания в новом направлении; уверенность в себе - благоприятная самооценка; привязанность к сотрудникам; решительность: мужественность (у мужчин) и женственность (у женщин); зрелость; мотивационные способности, т.е. способность мотивировать людей на выполнение управленческого решения. Ситуационный подход. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный, деловой лидер и т.п. Доверие к лидеру - это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутренне согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Стили управления. Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию стилей руководства. Стиль руководства - это манера поведения руководителя по отношению к своим подчиненным. Выделяют автократично-либеральный континуум стиля руководства:
руководитель принимает решение сам и его объявляет; руководитель предлагает решение сотрудникам; руководитель представляет идеи, вызывает, порождает вопросы, отвечает, объясняет свои идеи и решения; руководитель представляет пробное решение, которое можно и изменить после обсуждения; руководитель представляет проблему, слушает и учитывает предложения сотрудников, находит взаимоприемлемое решение; руководитель ставит определенные границы и предлагает группе найти решение; руководитель позволяет сотрудникам действовать свободно в существующих рамках. На основе континуума, где одна крайность - руководитель, ориентированный на задачу, работу, и другая крайность - руководитель, ориентированный на сотрудников, Ренсис Лайкерт предлагает 4 базовые системы лидерства.
Выделяют следующие стили управления (Курт Левин): авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный), либерально-анархический (попустительский). Есть еще несколько классификаций стилей руководства, они развивают или модернизируют предложенную: непоследовательный стиль - непредсказуемый переход руководителя от одного стиля к другому; ситуативный стиль управления (П. Херси) гибко учитывает уровень развития подчиненных и коллектива (ставит в соответствие управленческое воздействие в зависимости от уровня развития сотрудника, коллектива); "управленческая матрица" (Р. Блейк, Д. Мутон), в соответствии с ней выделяется 5 типов руководителей: "либерал", "организатор", "манипулятор", "пессимист", "диктатор"; в зависимости от особенностей мыслительно-интеллектуальной деятельности (японский автор Т. Коно) - 4 типа: консервативно-интуитивный, консервативно-аналитический, новаторско-интуитивный, новаторско-аналитический. Теории, основанные на ситуационном подходе, считают, что не существует никакого оптимального стиля руководства: успешное поведение определяется не одним фактором, а ситуацией в целом. Ситуационная модель Фидлера учитывает три фактора: отношения между руководителем и подчиненными, объем законной власти, структура групповой задачи. Теория Митчел-Хауса: "путь-цель" выделяет 4 основных стиля: директивный, поддерживающий, поощряющий участие, ориентирующий на достижение цели. Теория Врум-Йетон предполагает, что для принятия решения можно использовать дерево решений. Психологические качества руководителя: основные качества (Генри Минтцберг): искусство быть равным, т.е. установить и поддерживать систему отношений с равными себе людьми, искусство быть лидером - способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью, искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом, искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать, искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны, искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов, дар предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации, искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию. Таким образом, для анализа и регулирования отношений руководства в коллективе необходимо четко представлять: 1. структуру коллектива, как совокупности групп, и одновременно группы, обладающей определенными чертами, 2. что одним из основных условий плодотворного существования коллектива, достижения его управляемости, является наличие в коллективе лидера, 3. лидер - центральная фигура достижения управляемости коллектива, и для полной управляемости необходимо знать психологические основы лидерства, стилей управления. Управление общением в коллективе. Общение в коллективе - коммуникативные процессы, очень важны для успешного выполнения целей, стоящих перед коллективом, для достижения управляемости подразделения. Основными функциями коммуникативных процессов в коллективе: информативная, передача сведений, интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между членами коллектива, перцептивная - восприятие членами коллектива друг друга и установление взаимопонимания, экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. Пути распространения информации в коллективе: сверху вниз, снизу вверх, по горизонтали. Руководитель от 50 до 90% времени тратит на общение, ведь он должен довести информацию до подчиненных и получить от них требуемую реакцию, а также осуществлять информационное воздействие с коллегами и вышестоящим руководством.80% зарубежных руководителей считают, что обмен информацией - одна из самых сложных проблем в организациях, а неэффективные коммуникации - это главное препятствие на пути достижения управляемости и успешной деятельности фирмы, ведь если люди не могут эффективно обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |