Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ



2020-03-17 274 Обсуждений (0)
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

наброска зарисовка изображение

Наброски и зарисовки выполняются различными способами и приемами. Эти способы и приемы определяются прежде всего целями и задачами, которые ставятся при выполнении набросков, индивидуальными особенностями изображаемой формы, характером психических процессов (восприятия, воображения, мышления) у рисующего во время рисования, уровнем владения изобразительными средствами, особенностями художественных способностей у рисовальщика.

Необходимо, следовательно, в самом начале отдать предпочтение тому или иному способу или приему выполнения быстрого рисунка. Знание, ясное понимание цели и задачи наброска является одним из необходимых условий успешного его выполнения.

Основными задачами и целями, наиболее часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:

изучение и реалистическое изображение предметов быта, пейзажа, интерьера, архитектуры;

изучение и реалистическое изображение животного мира;

поиски наиболее правдивого и отвечающего общим целям произведения (если речь идет о композиции) положения фигур в пространстве, их движения, наклона, поворота;

изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени.

Для художников или более подготовленных студентов, школьников могут возникнуть и такие задачи, как:

поиски психологической характеристики (особенно раскрытия внутреннего мира героев, напряжения их душевных и физических сил) - эмоциональная выразительность;

выявление соответствующих замыслу рисующего черт лица, поиски позы, жеста и мимики.

Взаимоотношение психических процессов у рисующего - восприятия, воображения, мышления, памяти, участвующих в создании зрительного образа, связано со способом выполнения наброска самыми различными приемами.

В одном случае взаимоотношение элементов воображения и элементов восприятия во время работы рисующего обусловливается конкретным композиционным замыслом и определяет собой индивидуальные особенности творческого воображения. Здесь различаются три ярко выраженных вида индивидуальных особенностей творческого воображения.

Для первого вида типична слитность процессов восприятия натуры и воображения. Влияние элементов воображения на элементы непосредственного восприятия происходит у рисующего во время изображения натуры, т. е. в наброске видно стремление окончательно выяснить в натуре то, что особенно важно для рисующего - наклон головы, фигуры, жест рук, психологическую характеристику лица и т. п.

Отличительной чертой второго вида служит преобладание элементов восприятия, в результате чего происходит систематическое насыщение и развитие зрительного образа. В этом случае очень внимательно изучается буквально все, что необходимо для творческого замысла рисующего, чтобы потом, при непосредственной работе над композицией, можно было бы не прибегать к натуре.

Третий вид характеризуется доминирующим значением элементов воображения. Выбирая в натуре черты, которые необходимы для создаваемого зрительного образа, рисующий опирается преимущественно на ранее задуманное, т.е. на образы воображения.

В другом случае набросок сразу же фиксирует образ объекта изображения, полученный при начальном восприятии этого объекта, но одновременно первые же проведенные линии влияют на процесс дальнейшего восприятия. Эти линии, дающие, как правило, общее очертание, показывают пространственное положение модели, способствуют при более детальном восприятии натуры сохранению на бумаге общего в образе объекта, этого общего - в движении, в пропорциях. То есть процесс зрительного восприятия натуры и элементы непосредственного графического изображения влияют друг на друга и в течение всего периода изображения находятся в тесной взаимосвязи.

Рассмотрим различные способы выполнения набросков и зарисовок.

 


ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ

 

Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок - построение их непрерывными линиями, начинающимися с изображения общих очертаний предметов, безосновательной моделировки формы.

Как правило, набросок начинается с линий очерчивающих всю массу изображаемого. Рисующий с первого взгляда зафиксировал образ общего положения объекта в пространстве, в этот момент он как бы рисует по воображению, на основе своих первых впечатлений от натуры. Полученное на этом этапе работы изображение еще несовершенно, и только при последующем восприятии натуры первоначальный образ начинает проступать все ярче. Такое совершенствование образа в наброске выражается в исправлении имеющихся недостатков, в более уверенном проведении линий. Но если внимательно присмотреться к рисункам, созданным таким путем, то мы увидим, что, несмотря на ряд уточнений, общее очертание массы объекта, общая схема изображения композиционное расположение остаются первоначальными. Это говорит об огромном значении элементов образа, возникших при первом взгляде на натуру и играющих на первом этапе решающую роль. Эти элементы образа по мере дальнейшего восприятия объекта изображения отступают на второй план, сохраняясь, однако, в рисунке до конца и гарантируя тем самым правдивое изображение первого впечатления от натуры. Многие выдающиеся художники и педагоги подчеркивали важность первоначального впечатления от натуры. П.П. Чистяков писал: «Если будете брать умом рассудком - птица улетит и вы дадите промах»

В рисунках упор делается на выявление конструктивных особенностей предметов, их пропорций, линейного абриса объекта изображения, заключающего в себе пространственную конструкцию объекта.

В таком наброске главное выразительное средство - линия. Линии проводятся только по внешним очертаниям объемных форм без участия во внутренней моделировке объема (внутри контура). Проводятся они не короткими, а длинными, охватывающими всю фигуру сразу штрихами.

Видимо, в течение всего процесса выполнения рисунков у художников доминирующую роль играют элементы непосредственного восприятия натуры, что доказывается хотя бы неоднократным повторением рисунков аналогичных поз и тщательным изучением особенностей незначительных изменений каждой из них.

Ярким примером выполнения набросков линиями без тональной обработки формы служат многие наброски гениального художника XVII века X.Р. Рембрандта (1606- 1669). Техника рисования великого мастера отличалась исключительным разнообразием.

Наброски Рембрандта сделаны с максимальной быстротой. Об этом говорят свободно проведенные и оборванные штрихи и линии, непринужденная трактовка формы.

В «Набросках нищей с палкой» Рембрандт убедительно изображает старческий наклон головы, спины и всей пригибающейся к земле фигуры. Мастер не заостряет своего внимания на психологической характеристике лица старушки, он ищет выразительности в ее внешнем облике. В «Набросках нишей с палкой» пластичность линии доходит до какой-то, если так можно сказать, самодовлеющей гармоничности. Линия проведена свободно и стремится сразу охватить всю форму, все изображение. Но стоит достаточно внимательно присмотреться, как за живым, легким почерком увидишь отчетливо выступающую структуру изображаемой формы. Рисунки начаты легкими линиями по общему контуру.

Рембрандту удается с удивительной точностью передать состояние старости. Художник, изображая угловатые формы тела старого человека со специфическим наклоном головы и спины, показывая, как старческие дрожащие руки держат палку, с большой выразительностью и теплотой передает свое чувство любви к простому человеку, чувство уважения к нему.

Не менее яркие примеры наброска одними линиями мы находим в рисунках величайшего из рисовальщиков Франции XIX века - Ж. О. Д. Энгра (1780- 1867). Энгр выполнял свои наброски и зарисовки невероятно быстро. В каждом из его набросков чувствуется стремление художника с абсолютной точностью передать форму, конструктивное построение предметов, как можно вернее изобразить разнообразные движения модели. Он изучает наклон тела, поворот головы, динамику рук, ног. Придавая исключительное значение передаче движения, Энгр писал: «Делая набросок фигуры, постарайтесь прежде всего определить и хорошо охарактеризовать ее движение. Я буду постоянно вам повторять: движение - это жизнь».

Следует особо отметить, что в набросках и зарисовках Энгра линия как средство изображения на плоскости реальной действительности достигает предельной выразительности. Линия Энгра ложится с удивительной меткостью и остается неизменно привлекательной, гибкой - то тонкой, как волос, то со значительным нажимом; она передает движение, объем, фактуру, светотень.

Недаром Энгр считал, что линия может все, и поневоле веришь ему, когда он говорит, что даже дым может быть передан линией. Для мастерского владения линией художник советовал непрерывно наблюдать и постоянно зарисовывать хотя бы несколькими мгновенными штрихами самое характерное в натуре: «Имейте всегда при себе альбом и отмечайте хотя бы четырьмя ударами карандаша предметы, вас заинтересовавшие, если нет времени изобразить их полностью».

Обычно рисунки пером бывают четырех видов: контурно-линеарные (линейные), штриховые, смешанные (линеарно-штриховые), живописно-тональные.

Так как в основе первых трех видов перовых набросков всегда лежит линия, рассмотрим конкретные примеры.

Ярким примером контурно-линеарного рисунка является «Женский портрет» А. Матисса (1869- 1954). Для Матисса характерно то, что линейный рисунок в его творчестве выполняет не подсобную роль, а самостоятельную, являясь равноправной частью всего его творчества. Отсюда серьезное и ответственное отношение к наброскам, выработка своего индивидуального метода рисования. Выполнив с натуры тщательно проработанный реалистический рисунок, Матисс начинает делать с него другой, уже обобщенный рисунок, и так много раз. В итоге линия, очень точная и цельная, охватывает контур и обозначает основные, самые главные и характерные формы внутри очертания головы, фигуры (рис. 34).

Приведенный в книге рисунок Матисса характеризуется свободой движения линий, их легкостью и особой гибкостью, изяществом, «музыкальностью». Непринужденность и простота (за которой стоит огромная, трудоемкая работа) исполненного художником портрета красивой молодой женщины с вьющимися пышными волосами по-настоящему поражает и восхищает, оставляет неизгладимое впечатление.

Примером штрихового наброска может служить набросок собаки, выполненный А.М. Лаптевым (1905- 1965). Короткие штрихи, то сливаясь, то резко обрываясь, выявляют форму, ее движение, очертание собаки, фактуру лохматой шерсти, создавая в целом привлекательный образ любимого домашнего животного.

Образцом мастерского сочетания линий и штрихов в наброске можно считать многие рисунки Ван Гога (1853 - 1890). Как правило, в его рисунках мы видим четко выраженные штрихи, подчеркивающие направление и пластику формы, фактуру изображаемых объектов, их тональные контрасты в сочетании с гибкими, иногда охватывающими весь абрис объекта линиями.

Выдающийся русский художник П.А. Федотов (1815 - 1852) также очень много своих набросков и зарисовок выполнял одними линиями. В быстрых рисунках основное внимание он уделял характеру людей, выражению их лица, манере держать себя в зависимости от обстановки. Одновременно с этим в набросках он решал задачу экспрессии, выражения позы изображаемого человека, ракурса, перспективы и т. п.

Многие наброски П.А. Федотова носят ярко выраженный социальный характер. В них художник беспощадно вскрывает уродливые порядки современной ему жизни. Сознание того, что за кажущимся приличием и благопристойностью скрывается аморальное и пустое содержание, пронизывает насквозь творчество художника-психолога. Показывая мужчин, покупающих красоту бедных девушек, богатых барынь, помешавшихся на любви к собакам, карточных шулеров и множество других типов тогдашней России, художник смеется сквозь слезы. В его душе живет ненависть к всеразъедающей пошлости, тоска по иному, подлинно человеческому бытию.

Интересно отметить, что, придавая наброску огромное значение как важнейшему средству познания натуры в изобразительном искусстве, П. А. Федотов призывал художников везде: на улице, дома, в общественных местах, на рынке - внимательно наблюдать за всем и делать бесчисленные зарисовки. Он считал, что только при этом условии художник может познать окружающую действительность. Сам художник пользовался каждым удобным случаем, чтобы сделать хотя бы минутный набросок того, что привлекло его внимание, заинтересовало, что он старался изучить и познать. Лично зная П.А.Федотова, А.В.Дружинин пишет в своих воспоминаниях: «...все лица, знакомые Павлу Андреевичу, были перерисованы по несколько раз, во всех видах, и он набил свою руку до того, что мог шутя, одною чертою изображать того или другого из своих приятелей, товарищей и начальников».

Особый интерес представляет изучение набросков и зарисовок выдающегося рисовальщика В.А. Серова (1865- 1911).

В.А. Серов не довольствовался удачно найденным, раз и навсегда выработанным графическим способом, как это часто наблюдается у многих художников, а каждый раз искал нового, еще не использованного им подхода. Разнообразие подходов к выполнению набросков сказывается прежде всего в использовании различных материалов для рисования, которыми художник одинаково хорошо владел: это свинцовый и графитный карандаши, мел, пастель, уголь, соус, цветные карандаши, перо с тушью, акварель, темпера. И всегда выбранный материал помогает выразить наиболее полно содержание наброска, эстетическое отношение художника к изображаемому.

Об исключительной выразительности «серовской» линии, проведенной с помощью графитного карандаша, свидетельствует набросок «Портрет скрипача Изаи».

Художник начинает набросок слабыми, дрожащими, как звук скрипки, линиями, едва касаясь карандашом плоскости листа бумаги. Эти первоначальные, почти незаметные линии хорошо видны на рисунке - левая и правая кисти рук, нос, губы, подбородок. Такое начало в данном случае, очевидно, объясняется подвижностью модели и трудностью сразу же более уверенно наметить на рисунке пространственное расположение объемных масс, а также тем, что у художника в этот момент преобладают элементы воображения над элементами непосредственного восприятия. Он буквально с первого взгляда запечатлел образ объекта изображения и стремится перенести его на бумагу.

Следующий этап работы характеризуется более конкретной прорисовкой всего наброска. Образ играющего на скрипке Изаи, запечатленный в зрительной памяти художника при первом взгляде на музыканта и перенесенный на плоскость листа бумаги при доминирующем значении элементов воображения, оказывается уже недостаточным. И дальнейшая конкретизация образа протекает под решающим влиянием элементов восприятия. В наброске каждый штрих становится более уверенным и точным. В сущности, это линия, иногда еле видимая и прерывистая, иногда широкая, с сильным нажимом на карандаш и очень напряженная.

Линии сами по себе плавные, гибкие. Набросок выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом.

Описанная выше техника позволяет художнику в течение нескольких минут и секунд наметить общее движение фигуры человека или животного, направление отдельных частей тела, ракурс, выявить объем, обозначить тень и свет, уловить позу, передать внутреннее состояние объекта изображения. В таких набросках В.А. Серов передает только главное, наиболее характерное, опуская все, на его взгляд, ненужное.

Хотя мы и указываем на отдельные этапы построения набросков и зарисовок, надо иметь в виду, что, в отличие от аналогичных этапов построения длительного рисунка, этапы выполнения набросков протекают гораздо быстрее, смены одного этапа другим значительно менее заметны внешне: ведь наброски и зарисовки выполняются сразу, без перерыва во времени.

Работая над иллюстрациями к басням, В.А. Серов изучал соответствующую обстановку и делал наброски с натуры в тех случаях, когда другой художник рисовал бы по памяти. Для того чтобы получить впечатление от непосредственного соприкосновения с живой правдой и непосредственного личного переживания ее, В.А. Серов подчас проделывал невероятные вещи. В своих воспоминаниях дочь художника О. Серова пишет: «Для басни "Ворона и Лисица" он приставил лестницу к громадной ели на краю парка и, забравшись на один из верхних суков, на котором, по его представлению, должна была сидеть ворона, делал оттуда зарисовки». Вот почему изображение в этих набросках отличается такой живостью и реальностью.

Следует заметить, что художник вообще любил изображать животных, поэтому иллюстрации к басням Крылова увлекли его надолго. К иллюстрациям Серов сделал бесчисленное множество натурных зарисовок. Здесь и любимые им вороны, лошади, львы, волки, лисицы, обезьянки, и зарисовки деревьев и листьев капустных грядок, и многое другое. Мастер наброска - В.А. Серов не удовлетворялся передачей общего характера и движения животных, а добивался такой выразительности и раскрытия внутреннего мира своих героев, что каждый набросок с натуры превращался в психологический образ животного, наделенный и типичностью, и индивидуальностью.

О широких возможностях линейного наброска в изучении и передаче быстрого движения, мгновенных, почти неуловимых прыжков, поворотов свидетельствуют многочисленные наброски замечательного художника А.А. Дейнеки (1899- 1969). Как правило, наброски А.А. Дейнеки линейные, очень выразительные, энергично намеченные простым карандашом. Силуэтный абрис фигуры помогает восприятию пропорциональности целого, гармонии общего и относительной плавности строения фигуры.

Особенно превосходны быстрые наброски художника, где буквально одной-двумя линиями обрисовывается вся фигура человека или животного в движении. Дейнека считает, что для познания пространственного положения человека во время работы, ходьбы, плавания, прыжка с парашютом и т.п. совершенно необходимо делать такие мгновенные, «секундные» зарисовки. В книге «Из моей рабочей практики» Дейнека пишет: «Я часами покрываю листки альбома такими безграмотными, школярскими и такими убедительными своей динамической правдой «снайперскими» набросками с динамовских прыгунов. Через каждую минуту в воздухе летит человек. Мгновение - на сетчатке глаза фиксируется силуэт летящего. Мгновение - и пока голова прыгуна выскакивает из воды рывком, врисовываю в лист впечатление».

«Наброски прыгунов» со всей убедительностью раскрывают нам один из способов построения художником быстрого рисунка. Рисунки Дейнека выполняет линией, очерчивающей всю фигуру. Показывая движение, выражающееся в характерном для прыжка в воду положении туловища, направлении рук, ног, он одновременно заботится о правильной передаче основных пропорций человеческого тела. Стремясь схватить общее, основное, мастер из-за быстроты выполнения набросков не успевает прорисовать ступни ног, кисти рук. В общем, рисунки представляют схематическое изображение, но с четко выраженными пропорциями форм, направленностью частей тела. Схематичность построения набросков способствует решению поставленных художником задач.

«Наброски борцов» выполнены более динамично. Дейнеке важно было передать экспрессивность движений борющихся людей в самый решающий момент схватки - когда один из них бросает на ковер другого. Линии очерчивают объемную массу по ее внешнему касанию с пространством. Сама по себе линия, то почти незаметная, то проведенная с силой, акцентирует внимание зрителя на напряжении мышц, общем расположении форм в пространстве.

Способы выполнения художником набросков и характер изображения говорят о том, что у Дейнеки в процессе быстрого рисования решающими в создании образа, необходимого для полноценного целенаправленного рисования, являются элементы воображения. То есть образ, полученный в самом начале восприятия, на протяжении всего времени остается доминирующим. Момент начального восприятия может протекать буквально десятые и сотые доли секунды ввиду быстрого изменения положения объекта изображения в пространстве. Но целенаправленность восприятия художника создает условия, обеспечивающие даже в такой короткий срок восприятия образование на сетчатке глаза образа, предрешающего успешное выполнение выразительного наброска.

Рассматривая способ построения набросков и зарисовок одними линиями, как правило, идущими по внешнему очертанию контура предмета, необходимо заметить, что многие видные психологи и физиологи подтверждают большое значение контура для узнавания объектов, для познания их строения и формы. И.М. Сеченов писал: «Контур предмета, как линия его раздела от окружающей среды, принадлежит к самым резким чертам всякого видимого образа».

В другой его статье мы читаем: «В некоторых случаях запоминание контура бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для отличения его от других схожих».

Контур - не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, он тесно связан с конструктивными закономерностями индивидуальной формы, с особенностями перспективных сокращений плоской поверхности, распределением света и тени. Поэтому уже одним контуром можно передать пространственные отношения объекта, его пропорции, величину, движение, объемность.

 



2020-03-17 274 Обсуждений (0)
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (274)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)