Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ С ТОНОВОЙ ПРОРАБОТКОЙ ФОРМЫ



2020-03-17 244 Обсуждений (0)
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ С ТОНОВОЙ ПРОРАБОТКОЙ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Широко применяется и способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой формы тоном.

Рисующий, начиная построение формы с общего контура, сразу начинает моделировать отдельные объемные массы, расположенные в пространстве в определенной связи друг с другом и выявляющиеся светом и тенью. Линии в таких набросках прерывистые, штрих или тушевка подчеркивают и уточняют форму. В этом случае тоновая обработка формы идет параллельно с проведением первых линий, показывающих очертание объекта или отдельных его частей. Часто на начальной стадии набросок начинается тонкими, безнажимными линиями по общему очертанию объекта изображения, после чего ведется обработка рисунка тоном.

Данным способом выполнены многие наброски Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Великий итальянский художник, математик, механик и инженер Леонардо да Винчи считал набросок средством познания реальности во всем ее бесконечном многообразии, точнейшим инструментом для выражения множества наблюдений, опытов, творческих замыслов и исканий. В научных и технических изысканиях Леонардо рисунок редко остается простой иллюстрацией: очень часто это продолжение, развитие и обогащение мысли, переданной в образной форме.

Автор живописных полотен, равных которым нет, не только по качеству исполнения, но и по широте изображения явлений окружающего мира, Леонардо был и первоклассным мастером рисунка, одинаково виртуозно владеющим углем и сангиной, карандашом и кистью, пером и пастелью, что позволяло ему решать самые разнообразные творческие задачи.

Один из ранних набросков Леонардо помечен 1473 годом и изображает пейзаж окрестностей Флоренции. Никто еще до Леонардо пространство и структуру каменистой почвы, деревья с их трепетно дрожащей листвой, горы, даль не ставил самостоятельной целью изображения в рисунке. Художник с самого начала ищет и добивается общего результата восприятия мира как живой целостности.

Ярким примером рисунка с тоновой проработкой являются этюды голов воинов для росписи «Битва при Ангиари». Леонардо да Винчи решает сложную задачу изображения психологического состояния человека в момент наивысшего напряжения всех физических и душевных сил. Для художника главное - передать выражение лица, движения мускулов лица в соответствии с этим выражением. Голова изображается с резким наклоном вниз. Брови слегка нахмурены, четко выделяются складки на лбу, над переносицей, глаза прищурены так, что появилось множество морщин в крайних их углах, широко открыт рот в громком, воинственном крике. Начиная набросок еле заметной линией по общему контуру (линия затылка и лба), художник особое внимание уделяет рельефной линии лба, овала лица, подбородка, четко прорисовывая ее с подчеркиванием направлений отдельных ее участков в зависимости от степени напряжения того или иного мускула.

Одновременно прорабатывается форма и внутри изображения. Штриховка наносится в местах перелома и изгибов формы, в теневых местах складок, морщин и других более крупных форм. Здесь же с наибольшей силой проводятся линии, очерчивающие ту или иную форму и, как правило, сливающиеся со штрихами в сплошное тоновое пятно, определяющее положение формы по отношению к свету, а также направление форм на отдельных ее участках.

Контрастом этому рисунку служит набросок головы воина справа. Леонардо да Винчи противопоставляет две разные формы проявления одного и того же эмоционального состояния. На изображении строго в профиль: низкий лоб, крючковатый нос, огромный выступающий вперед подбородок, тонкие, судорожно сжатые от напряжения губы. Набросок намечен линиями, тоном не проработан.

Важно отметить, что в зависимости от поставленной задачи и сложности создаваемого образа мастер организует восприятие, причем в широком диапазоне: в одном случае, представляя себе в общих чертах конечный результат создаваемого образа, он подходит к натуре лишь как к средству, помогающему уточнить отдельные стороны этого образа; в другом - по натуре проверяется правильность строящихся элементов сложного образа, т.е. восприятие приобретает характер контрольного звена в создании образа, а иной раз непосредственно в ходе восприятия у художника создается полноценный образ.

В последнем случае, встретив где-нибудь в действительности человека или заметив какое-либо его движение, поворот, жест, выражение глаз и т.п., художник решает, что это то, что ему нужно для композиционной работы. Здесь элементы образов непосредственного восприятия натуры в ходе работы над набросками вступают в тесный контакт с процессами мышления, и в результате такого динамического взаимодействия формируется зрительный образ, более или менее идеальный для отображения его в картине.

В процессе такого рисования ведущая роль принадлежит элементам восприятия. Наброски такого плана чаще всего являются способом всестороннего изучения наиболее сложного в действительности, например, быстро изменяющейся позы, наклона туловища, головы, движения или выражения лица, ракурса и т.п. Недаром Леонардо да Винчи считает первой обязанностью художника делать постоянно наброски, которые помогут разобраться в трудных для запоминания «бесконечных формах и положениях вещей».

Отметим, что в этих набросках технические средства вполне отвечают выразительной задаче. Слабая и очень тонкая обработка отдельных участков помогает художнику передать нежные нюансы светотени, мягкие переходы форм, фактуру. Резкие, с сильным нажимом линии, наоборот, интенсивно подчеркивают тень и свет, направление формы, ее объем.

Подавляющее большинство набросков Рубенса (1577-1640) выполнено линиями с одновременной их тональной разработкой.

Наброски Рубенса, будь это пейзажный набросок или набросок с модели, отличаются своей непосредственностью и жизненностью.

Хотя художник на первом этапе решает, казалось бы, простую задачу - лишь наметить композиционное положение изображаемого объекта, но уже эти первые элементы рисунка наносятся со всей ответственностью, с полным вниманием к каждой линии, штриху, точке как изобразительным средствам. В наброске не должно быть ни одного лишнего штриха или линии. Дальше наброски прорабатываются штрихами и размывкой. Такая гибкая техника позволяет передать психологическое состояние изображаемых людей, выражение их лиц.

Любуясь пропорциями форм, выразительностью черт лица позирующих людей, игрой света и тени, воздухом, окутывающим фигуры, Рембрандт передает и нам свое удовольствие от всего этого с помощью линий и тона.

У художника во время выполнения наброска преобладают элементы непосредственного восприятия натуры. Рембрандт старается так изучить малейшее изменение формы при новом движении, ее повороте, чтобы при работе над картинами можно было обходиться без натуры.

Наброски Рембрандта очень свободны: сама задача - изучать позу, жест, выражение лица и т. п. - заставляет художника изображать бесконечные изменения объекта. Для каждого нового наброска мастер находит иную манеру и иную технику. Линия у него бывает то отрывистой и энергичной, то плавной и законченной, иногда он пользуется и градациями тонов различной насыщенности, но все подчинено главному - уловить образность.

Одновременно с рельефной передачей формы тон помогает художнику решить задачу освещения фигур. Контрастное освещение, в свою очередь, более резко выделяет конструкцию объемных форм. На этой стадии работы по-прежнему преобладающее влияние оказывают элементы восприятия натуры, затем начинают преобладать элементы воображения. Художник снова все свое внимание сосредоточивает на общем движении фигур, направлении рук, ног, припоминает зрительный образ, сложившийся в начале восприятия натуры.

В набросках Ватто прельщает их непосредственность, отсутствие какой-либо искусственной, нарочито поставленной позы, застывшей и неестественной. Техника Ватто сочетает черный штрих итальянского карандаша с сангиной.

Ватто рисует все, что его окружает. В его альбомах мы видим и портретные зарисовки людей, и этюды складок, предметов женского туалета, зарисовки деревьев; в других набросках он особенно внимательно изучает движение, позы, жесты окружающих. Биограф и близкий друг Ватто Кайлюс писал: «Каждую свободную минуту, которую он только мог схватить, каждый праздник, даже ночь употреблял он на то, чтобы рисовать с натуры».

Много набросков, выполненных линиями с одновременной проработкой тоном формы, оставил нам и прославленный русский художник К.П. Брюллов (1799-1852). Среди рисунков Брюллова мы встречаем наброски, выполненные в течение 2 - 3 минут, и наброски более детальные.

Постоянно занимался зарисовками с натуры И.Е. Репин (1844- 1930). Его руки и глаза были настолько привычны к наброскам с натуры, что, когда врачи запретили ему рисовать, он, по словам К.И. Чуковского, макал в чернильницу окурок папиросы и умудрялся таким способом сделать выразительный набросок.

В своих набросках И.Е. Репин исходил не из отвлеченного знания структуры человеческого тела и механики его движения, а из наблюдения живых людей во всем их своеобразии. Привычка в течение дня делать один или несколько набросков с годами становилась у него все более прочной. Репин в поисках типического всегда шел от наблюдения предельно индивидуального. Но это не исключало предварительной работы мысли, создания обобщенного образа в процессе поиска модели.

Как правило, линия в набросках Репина прерывистая и довольно короткая, однако она никогда до конца не уничтожает контура предмета, который всегда домысливается зрителем.

Сравнение набросков Н.П. Ульянова, одни из которых только начаты, другие имеют более или менее законченный вид, говорит о том, что Ульянов начинал наброски быстрыми, еле заметными линиями по важнейшему направлению формы (овал лица, изгиб спины, направление рук и т. п.). Второй этап работы заключался в усилении основных, наиболее ответственных линий и штрихов, после чего штрихи растирались с целью нанесения тона. При выполнении подобных набросков у художника важное значение имеет впечатление от натуры как качественного показателя первоначально воспринятого и находящегося в прямой зависимости от сложных взаимосвязей процессов восприятия, представления и мышления. И даже при дальнейшем внимательном изучении особенностей натуры, постоянном анализе ее, начальные элементы образа влияют на весь процесс его создания, не прекращающийся на протяжении всего периода построения изображения.

Кардовский в своей педагогической системе придавал наброску первостепенное значение. Один из его учеников, в будущем известный отечественный график Д.А. Шмаринов, пишет в воспоминаниях: «Дмитрий Николаевич задавал специальные задания на развитие зрительной памяти. Он считал, что без зрительной памяти нет художника. Мы делали много быстрых набросков и рисунков с натуры, по памяти, сопровождая ими систематическую работу над длительными рисунками».

Приемом линий с одновременной проработкой формы тоном выполнены многие рисунки пером.

Очень выразительными получаются наброски, выполненные на цветной бумаге (картоне) или цветными материалами - соусом, сепией, сангиной, цветными карандашами, пастелью, акварелью. В такой технике любили выполнять свои рисунки старые мастера: Рембрандт, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс и другие.

Примеры цветных набросков, выполненных способом одних линий (рисунки Рембрандта), мы уже видели. Способ же выполнения цветных набросков линиями с одновременной проработкой формы тоном предоставляет значительно большие возможности. Например, цветная бумага уже определяет собой тон. который позволяет с последующей затем пробелкой самых светлых мест передать три основных тональных отношения - свет, тень, полутень. А выбранный цвет бумаги (коричневатый, красноватый, серо-желтый и т. п.) обычно наиболее соответствует идейному замыслу, сюжету, содержанию изображаемого и создает впечатление живописности.

Аналогичным способом выполняет многие свои наброски известный художник Н.Н. Жуков. В портретном наброске «Аринка» художник с помощью простого графического карандаша и крупнозернистой желтой бумаги создает неповторимый своей реалистичностью и непосредственностью образ внимательной и задумчивой девочки. Изящные линии чрезвычайно выразительно передают головку девочки, ее пышные волосы, внимательно смотрящие на зрителя глаза. Мастер умело использует фактуру и цвет бумаги. Тонированная бумага способствует выразительности изображения, помогает передать психологию ребенка.

Еще более широкие возможности использования линий с одновременной проработкой формы тоном и цветом предоставляет цветной фон бумаги или картона и цветные рисовальные материалы. Достаточно посмотреть на портретный набросок сына, выполненный Рубенсом, чтобы оценить все достоинства рассматриваемой техники рисования. Рисунок выполнен черным мелом и сангиной, освещенные места нанесены белилами, кое-где набросок тронут тушью. Все это позволяет художнику с огромной жизненной правдивостью передать образ ребенка. Чем больше всматриваешься в рисунок, тем труднее оторваться от него, так и кажется, что сейчас голова мальчика повернется и глаза устремятся на зрителя. Набросок является примером мастерского использования штриха и тона в передаче образа изображаемого.

 



2020-03-17 244 Обсуждений (0)
ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ С ТОНОВОЙ ПРОРАБОТКОЙ ФОРМЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВЫПОЛНЕНИЕ НАБРОСКОВ ЛИНИЯМИ С ТОНОВОЙ ПРОРАБОТКОЙ ФОРМЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (244)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)