Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Факторы успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Факторы успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Многие ведущие отечественные психологи (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев и др.) в разное время указывали, что разработка методологических основ психологии должна начинаться с психологического анализа практической трудовой деятельности человека, так как именно в этой сфере находятся главные закономерности его психической жизни.

Сложная интеллектуальная трудовая деятельность, отличающаяся целым рядом специфических особенностей и предъявляющая к личности деятеля комплекс разнообразных требований, исследована в настоящее время недостаточно, и это сказывается на решении практических вопросов в области повышения эффективности и качества труда в ряде областей.

Как известно, процесс труда включает в себя три аспекта: во-первых, целесообразную человеческую деятельность; во-вторых, предмет труда и, в-третьих, орудия производства, которыми человек воздействует на этот предмет.

При рассмотрении понятия «эффективность труда» нужно обратить внимание на следующие аспекты:

эффективность любого трудового процесса, и в особенности многоцелевого, интеллектуально-практического труда со сложной структурой, каким является труд следователя, прокурора, судьи, юрисконсульта и др., может быть исследована лишь с помощью комплексного, системного анализа;

для повышения эффективности труда основное значение имеет выявление возможностей его интенсификации, которые, как правило, познаются через психологические закономерности различных аспектов профессиональной деятельности;

при системном подходе к исследованию эффективности анализируются различные уровни (стороны) деятельности, а также личностные структуры, которые обеспечивают успешность (эффективность) деятельности на данном уровне;

психологическому анализу подлежат также внешние условия трудового процесса и их роль в повышении эффективности труда.

В различных профессиональных сферах успех и высокую эффективность имеют люди с разными индивидуально-психологическими особенностями. Выделяются пять основных профессиональных сфер: профессии типа «Человек - природа» («Ч - П»), «Человек - техника» («Ч - Т»), «Человек - человек» («Ч - Ч»), «Человек - знак» («Ч - З») и «Человек - художественный образ» («Ч - Х»). Разработанный Е.А. Климовым дифферинциально-диагностический опросник (ДДО) позволяет выявить к какой профессиональной сфере человек испытывает склонности и проявляет интересы.

Профессии типа «Человек - человек» - это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла. Профессиональную сферу «Человек - человек» составляют профессии: педагог, воспитатель, психолог, медицинский работник, юрист, руководитель, менеджер по персоналу, любые работники в сфере услуг. Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться, коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную, подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.

Профессии типа «Человек - техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся: профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист); профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик); профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры, профессий по ремонту, монтажу и сооружению зданий (сюда относятся все строительные профессии); профессии в транспорте; профессии по переработке сельскохозяйственной продукции. От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался и любил технику, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика деятельности - ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации, в ходе которой формируются психологические новообразования (знания, умения, способности, мотивы, установки и т.д.).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность - не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т.е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т.д. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т.п.).

Изучение личности профессионала на любом этапе работы связано с необходимостью разработки «модели специалиста», под которой исследователями (Н. Дулина, Р. Петрунева, В. Токарев) понимается своеобразный идеал, наиболее полно соответствующий профессиональным требованиям. Специалист оправдывает социальные ожидания только тогда, когда его личностная, общая и профессиональная культура развиваются опережающими по отношению к другим членам общества темпами. Совокупность финальных целей - перечень задач, которые должен уметь решать специалист по завершении обучения получила название «модели» (профиля) специалиста. В отличие от этой традиционной «модели специалиста», включающей профессиональные, познавательные и коммуникативные свойства и характеристики, личностно ориентированная модель творческого профессионала характеризуется целостностью профессиональных и личностных компонентов профессиональной компетентности. Структурная целостность понятия заключается в связи, объединяющей компоненты в сложные творческие комплексы, во влиянии частей профессиональной компетентности на личность и коммуникацию специалиста.

Рассмотрим подробнее понятие «компетентность». Термин употребляется в самых разных контекстах и понимается по-разному, как в отечественной (А. П. Журавлев, Н. Ф. Талоцина, Р. К. Шакуров, А. И. Щербаков), так и в зарубежной литературе ( Дж. Мериль, И. Стевик, Д. Юл). В толковых словарях термин «компетентность» (от лат. «competo»- совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) трактуется как обладание знанием, позволяющим судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, полноправность. Исследования, посвященные профессиональной компетентности представлены очень широко Б. С. Гершунским, Е. В. Бондаревской, И. А.Колесниковой, А. К. Марковой. В исследованиях специалистов ведущих зарубежных стран происходит смещение акцента к требованиям с формальных факторов его квалификации и образования к социальной ценности его личностных качеств. В исследованиях авторов Дж. Мериля, Д. Юла, И. Стевика предприняты попытки выделить индивидуально-психологические составляющие профессиональной компетентности специалиста, куда входят дисциплинированность, самостоятельность, коммуникативность, стремление к развитию.

Проанализировав результаты исследований, можно определить профессиональную компетентность как интегральную профессионально- личностную характеристику, определяющую способность и готовность выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно-исторический момент нормами, стандартами и требованиями.

Е. В. Бондаревская выделяtт следующие виды профессиональной компетентности:

· Коммуникативная - способность всесторонне и объективно воспринимать человека, вызывать у него доверие.

· Социально - психологическая как важнейшее направление педагогической отрасли акмеологии.

· аутопсихологическая в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

· Научная - знание науки, представителем которой является специалист. Когда в работе используется междисциплинарный подход, требуется знание различных научных сфер. Сюда же входят навыки и умения применять научные знания на практике.

Немного с другой стороны к этому вопросу подходит Н. В. Харитонова, которая рассматривает подструктуры профессиональной компетентности с точки зрения сформированности у специалиста определенного комплекса умений. В данном случае автор выделяет:

-проектировочную компетентность - умения для определения тактических и стратегических задач, через достижение которых реализуется профессиональный процесс;

· информационную и прогностическую компетентность - конструктивные умения композиционного упорядочения знаний;

· организаторскую компетентность - умения руководства деятельностью;

· коммуникативную компетентность - коммуникативные умения воздействия на субъектов профессионального процесса;

· аналитическую компетентность - умения адекватно оценивать уровень собственной деятельности.

Далее необходимо рассмотреть структуру понятия «профессиональная компетентность» в совокупности всех ее элементов, т.к. сущность профессиональной компетентности раскрывается именно в ее структуре. Философское понятие «структуры» определяет эту категорию как форму внутренней организации системы, выступающей как единство устойчивых закономерных взаимосвязей между ее элементами. В исследовании А. К. Марковой структура профессиональной компетентности включает ряд компонентов, в частности:

· профессиональные психологические и педагогические знания;

· профессиональные педагогические позиции, установки;

· личностные особенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

На основе анализа литературы можно выделены следующие компоненты:

.Эмоционально- волевой компонент отражает личностное отношение будущего специалиста к проблеме, его чувства, эмоции, личностные приоритеты. Проявление эмоционально- волевой активности включает эмоциональность как положительный эмоциональный фактор- реакцию на успех и неудачу и эмотивность - ценностный показатель осознанности субъектом необходимости профессиональной деятельности, положительное активное эмоционально окрашенное отношение к личностному и профессиональному самосовершенствованию.

Основные составляющие:

способность к адекватной самооценке;

саморегуляция поведения специалиста.

. Мотивационно - ценностный компонент служит важнейшей характеристикой мотивационной стороны деятельности. Он тесно связан с понятием «личностная свобода». Данное понятие определено готовностью специалиста к самостоятельному осуществлению профессиональной деятельности, которая не задана жестко извне (субъективная сторона) и наличием альтернатив решения конкретных ситуаций (объективная сторона). «Мотивация как движущая сила человеческого поведения пронизывает все основные структуры образования личности: ее направленность, характер, эмоции, способности, деятельности». Уровень мотивированной социальной активности будущего специалиста показывает, в какой мере общественные приоритеты активизировались, трансформировались вначале в субъективные мотивы профессиональной деятельности, а затем, с учетом возрастания социальной значимости личности как специалиста в данной сфере, объективизировались.

Концептуально профессиональная деятельность специалиста может основываться на модели мотивации профессиональной деятельности, предложенной В. Ф. Дружининым. Суть ее заключается в следующем: приступая к выполнению той или иной деятельности, специалист осознает и субъективно - эмоционально переживает ее цену с точки зрения социальной значимости. Это осознанное переживание накладывается на его установки, сформированные в процессе обучения, воспитания, профессиональной подготовки и формирует соответствующее психологическое состояние, в результате чего закрепляется мотив действия, внутренняя мотивация, обуславливающая в большей степени надежность результатов профессиональной деятельности. Соответственно должна строиться и модель мотивационного блока компетентности, направленная на поддержание допустимого уровня психологического состояния личности в процессе осуществления профессиональной деятельности. Структурный анализ мотивационного блока выявил следующие направления мотивированности специалиста:

-   мотивирование по ситуации- умения принимать оперативные решения, касающиеся персонала организаций и учреждений по социальной работе на основе постоянного анализа и наблюдений их деятельности;

-   мотивирование по результатам - коррективы в деятельность субъекта на очередной период вносятся в зависимости от достижения запланированных результатов на предыдущих этапах работы;

    мотивирование по целям ориентируется на достижение личных целей, сформулированных специалистами совместно с супервизорами с учетом своих индивидуальных способностей и возможностей;

мотивирование по отклонениям исходит из того, что запланированные мероприятия практически выполнены и не требуют корректировки со стороны супервизоров, их исправление возможно силами самих клиентов с помощью специалистов

Ценности представляют собой некие смысловые универсалии, образованные «в результате обобщения типичных ситуаций, фиксирующие наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня - от личности до общества в целом». Свобода личности, гражданское достоинство, личностный и профессиональный долг, ответственность, патриотизм, толерантное отношение к обществу - несомненные ценности, составляющие ядро профессиональной компетентности и структуры личности в целом.

Основные составляющие:    

система личностных и профессиональных ценностей;

мотивационная готовность к работе.

. Когнитивный компонент характеризует познавательные способности специалистов - способность восприятия и наличие определенного «багажа» знаний. Интеллектуальные качества развиваются в процессе реализации творческой активности. Интеллектуальная активность - свойство целостной личности, отражающее процесс взаимодействия познавательных и мотивационных факторов в их единстве. Развитие когнитивной сферы предполагает повышение уровня развития умственных действий, формирование приемов переработки и фиксации необходимой информации, развитие гибкости, мобильности, осознанности мышления, умение видеть проблемы и противоречия, находить способы решения задач.

Основные составляющие:

интеллектуальная вовлеченность, под которой И. А. Васильев подразумевает «интерес к науке, открытость для приобретения новых знаний»

наличие профессиональных знаний, умений и навыков.

Более широкий спектр способностей (умений), характеризующих специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, определяет В. А. Якунин. Это следующие качества:

· умение самостоятельно определять цели и задачи профессиональной деятельности;

· умение обеспечивать информационную основу деятельности;

· способность прогнозировать результаты профессиональной деятельности;

· умение реализовывать принятые решения, устанавливать с людьми целесообразные деловые отношения;

· способность оценивать достигаемые результаты;

· способность корректировать и перестраивать деятельность.

Основные составляющие:    

-способность построения диалога. Важно, чтобы участники диалога осознавали как неопределенность и противоречивость предмета исследования, так и возможность их преодоления;

- конструирование потенциальных социальных запросов на основе имеющегося банка данных ситуаций.      

4. Креативно-деятельностный ориентирует профессионала на применение творческого подхода в работе, тем самым формирует способность осознанного выбора комплекса методов и технологий работы. Наличие разнообразных способов практической деятельности, творческих способностей необходимо для самореализации личности в профессиональной деятельности.

Основные составляющие

- проектирование перспектив развития и результатов профессиональной деятельности;

· творческая самостоятельность в решении профессиональных задач;

· «правильная» постановка проблемы, способность предвидения возникновения проблемной ситуации и на основе этого построение системы превентивных мер.

Для развития мотивационно - ценностного и эмоционально- волевого компонентов актуализируются: осознанная мотивация достижения, личная ответственность за результаты деятельности, потребность самосовершенствования, нравственное отношение к процессу работы с данной категорией населения, способность к восприятию множественности истины у разных социальных субъектов. При этом выделяются две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные. Из системы потребностей по Х. Мюррею можно выделить « потребность достижения- стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что- то лучше, достичь высшего уровня в каком- либо деле, быть последовательным и целеустремленным». Основу мотивации достижения (например, эффективного решения профессиональной задачи) составляет, стремление к успеху и избежание неудачи. Появление познавательной мотивации делает актуальной проблему выявления психологических условий, в которых познавательная мотивация вначале порождается, а потом трансформируется в профессиональную мотивацию. Познавательная мотивация рождается всякий раз как первичная ситуативная потребность и является неотьемлимым элементом проблемной ситуации. Она выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности. «Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область…».

Эмоции очень важны в профессиональной деятельности, именно они выполняют следующие функции:

· побуждения (стремление пережить определенную эмоцию, например, радости, может стать особым мотивом профессиональной деятельности при подборе семьи ребенку);

· стимулирования (различные чувства могут подтолкнуть специалиста к нахождению нестандартного решения проблемной ситуации);

· активации (повышение уровня возбуждения нервной системы для мобилизации сил на решение задачи, особенно конфликтной ситуации).

В когнитивно-операциональный и коммуникативный компоненты включаются: знание истории становления замещающей семьи, владение культурой профессионального общения, творческая самореализация, самостоятельный выбор целей и рефлексия своих действий, оценка и самооценка реализованности личностно- творческого потенциала.

Профессиональная компетентность - это не только совокупность профессиональных и личностных характеристик. Она предполагает реализацию современных технологий работы, связанную с наличием у специалиста способности владения:

1. культурой коммуникации, включающей умение ориентироваться в определенной ситуации; верно определить личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;

2. информационной культурой- умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержание работы (И. А. Колесникова); умением передавать информацию клиентам, с которыми работает специалист.

3. аналитической культурой. Умение выбирать и анализировать выбранные:

· методы работы в контексте ситуативного подхода (стиль беседы, этапы консультирования, сочетание различных форм работы).

· способы общения с людьми в зависимости от их статуса, положения.

 


Список использованной литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. - Т.2.

2. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. - М.,1979.

.   Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. - М.; Сургут, 2000 г.

4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

5. Грошев И. Информационные технологии: гендерный аспект. Высшее образование в России. - М., 1999.

.   Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.: ЛГУ, 1985.

.   Иванова И. А. Основные направления исследования социального интеллекта в отечественной науке и за рубежом // сборник научных трудов СевКавГТУ серия «Гуманитарные науки» № 3. // http://www.ncstu.ru

.   Каган М.С. Системность и целостность // Вече.1996. - Вып.6.

9. Келвин Х., Линдсей Г. Теории личности <http://www.i-u.ru/biblio/archive/holl_teorii>. - М., 2005 г.

.   Козловская Н.В. Полоролевая идентификация и особенности интеллекта субъектов социального взаимодействия. - 2006 г. / <http://conf.stavsu.ru/>

.   Коноваленко И.В. Роль гендерного фактора в коммуникативном поведении женщин и мужчин: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Омск. гос. ун-т. - Омск, 2003.

.   Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.

.   Маркова О.Ю. Перспективы человека в глобализирующемся мире / Под ред. Парцвания В.В. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С.160-180

14. Михайлова Е. С. Социальный интеллект. Тернистый путь от понятия к методике // Психологическая газета № 1-12(15). - 1996 г.

. Михайлова Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей. Автореферат. - Л., 1991 г.

16. Моор С.М. Женщина как объект социальной защиты // Ученые записки. Моск. гос. Соц. Ун-т. 1999. Вып. 1.

.   Мюллер У. Пол и организация // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Т. 11. № 2.

.   Новак Е.С., Кузнецова М.А., Фалалеева Ю.В. Технологии социальной работы, - М., 1992 г.

.   Петрунева Р. Гуманитарная среда в инженерном вузе/ Р. Петрунева, Н. Дулина, В. Токарев // Высш. образование в России. - 1999. - № 5.

20. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта - М.: МПА, 1994.

. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. - М.:МПСИ, -2003 г.

22. Трофимова Е.Н. Терминологические вопросы в гендерных исследованиях. Общественные науки и современность (ОНС) М., 2002. № 6.

.   Тульчинский Г.Л. Гендер, гражданское общество и свобода // Женщина в гражданском обществе: Материалы VI конференции «Российские женщины и европейская культура». - СПб., 2002.

.   Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Гендерные тетради. Вып . I. Труды СанктПетербургского филиала Института социологии РАН . СПб ., 1997.

25. Филонов Л.Б. Социальная психология личности. - М., «Наука», 1979.

. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - Изд.: Питер. - 2004 г.

. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. - М., 1988 г.

. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / Проблемы оценивания в психологии. - Саратов, 1984

30. Якунин В.А. Педагогическая психология // учебное пособие. М. 2001 г.



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
Факторы успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Факторы успеха в профессиях «человек-человек» и «человек-техника»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)