Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности и черты современного досуга



2020-03-19 604 Обсуждений (0)
Особенности и черты современного досуга 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга.

Актуальность темы заключается в том, что досуг является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.

Актуализация вопросов досуга обусловлена и тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования досуговой сферы жизнедятельности молодежи. Таким образом, досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

 


 

Социология досуга как специальная социологическая наука

 

Особенности и черты современного досуга

 

Досуг и рекреация в самом широком смысле сопрягаются с обширными сферами жизнедеятельности общества - от социально-экономических отношений до сугубо личной жизни человека.

Изменения в теоретических, эмпирических исследованиях и реалиях в сфере свободного времени обусловлены рядом общецивилизационных факторов: деидеологизацией и гуманизацией межгосударственных отношений; признанием приоритетов общечеловеческих интересов; свободным общением молодежи различных стран; развитием форм политического и культурного сотрудничества, международного туризма, а также опосредованных форм через Интернет, аудиовизуальные и телерадиоканалы.

Современный досуг несет на себе печать постиндустриального общества и пронизывает всю повседневную жизнь.

Постиндустриализм размыл прежние социальные границы. Коммерциализация культуры, мегаполисы с модно одетыми людьми, фланирующими по улицам и бульварам, прогулки по магазинам и покупки утвердились как новые виды досуга.

Городская культура модерна оказалась неразрывно связанной с природой, стимулировала развитие таких видов отдыха на воде, как яхтинг, серфинг, водные лыжи круизы и катание на лодках; различных видов слалома и скоростной езды, конных и пеших прогулок. Став распространенными, они усложнились «дифференцировались и «отстранились» от культуры досуга трудящихся и мелких буржуа, превратились в формы элитарного досуга, требующего дорогостоящего оборудования и определенных навыков.

Все это заставляет переосмыслить новые реалии, концепции и выводы теоретиков досуга. Модные формы досуга стали синонимами буржуазности, престижа и предметом подражания для всех слоев населения. Новый стиль в культуре и досуге отразил переориентацию ценностного сознания и сдвинул ценности труда к самоценности досуга.

Введение новых способов художественного производства, доступность фото- и видеокамер расширили круг любителей изобразительного искусства, пополнило число профессиональных художников, мастеров светоцветомузыки. Всё это обогатило виды досуговой деятельности, создавало пространство и возможности для более близкого знакомства с законами разных жанров искусства и техники, развивало и, как итог, способствовало самореализации и самоутверждению субъектов.

Изменился и тип контакта с искусством. Зрителю теперь предлагаются развлечения в широком контексте публицистического, информационного, просветительного и документального материала, с введением элементов игры, с приглашением на улицу, что обеспечивает массовость, унификацию восприятия, потребление информации «на ходу», т.е. то, что социологи называют «фоновым восприятием».

В то же время Эрих Фромм указывает на другую тенденцию: «отчуждение в области потребления охватывает не только товары, которые мы покупаем и используем; оно гораздо шире и распространяется на наш досуг. А как же может быть иначе? Если в процессе работы человек отчуждается от дела рук своих, если он покупает и потребляет не только то и не только потому, что вещи эти ему действительно нужны и интересны, как может он деятельно и осмысленно использовать часы своего досуга? Он неизменно остается пассивным, отчужденным потребителем. С той же отстраненностью и безразличием, как купленные товары, «потребляет» он спортивные игры и кинофильмы, газеты, журналы, книги, лекции, картины природы, общество других людей. Он не деятельный участник бытия, он хочет лишь «ухватить» все, что только можно, присвоить побольше развлечений, культуры и всего прочего.

И мерилом оказывается вовсе не истинная ценность этих удовольствий для человека, но их реальная цена» [7, c. 11-14].

Становление нового опыта проведения досуга связано с появлением ростков постмодернизма: «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», независимого от ценности и адекватности социальных и культурологических теорий.

Появление постмодернистской структуры сознания Фаулер связывает со следующими взаимосвязанными факторами: - глобальной реструктуризацией капитала и новым международным разделением труда;

обострением борьбы за образовательный капитал;

обострением конкуренции во всех сферах жизни капиталистического общества, в том числе и в европейских культурных столицах;

разрушением анклавов докапиталистического образа жизни, до самого недавнего времени вкраплявшихся в структуру капиталистического общества;

становлением нового опыта досуга под влиянием идеологии «принудительного потребления»;

распространением туризма, привычки проводить отпуск за границей и многими другими [1, c. 20-28].

Мир превратился в однородное эклектичное пространство, где даже в некогда самых экзотических областях теперь смотрят по телевизору вестерн, едят хот-доги, дарят парижскую парфюмерию и носят одежду в стиле «ретро». Пространство и время сжались в новой глобальной культуре, в основе которой лежит обменная деятельность транснационального класса капиталистов.

Научно-техническая революция придала новую роль средствам массовой коммуникации, смягчила социально-культурные различия между людьми и типами поселений. Этому способствовало развитие системы непрерывного образования, ее демократизация и гуманизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, которая дала возможность осознать необходимость не только взаимосвязи и взаимозависимости современного мира, но и физического, духовно-нравственного выживания человечества. На наших глазах формируется международно-ориентированная личность, мыслящая в духе планетарного сознания и общечеловеческих ценностей.

Помимо указанного просматриваются следующие тенденции:

растет свободное время трудящихся, и при этом происходят его качественные изменения;

формируются социально-культурные функции местных органов самоуправления, предприятий и многочисленных движений;

появляются новые виды и формы социального творчества в куль-турно-досуговой деятельности.

Это социальные инициативы проявляются в экологических, мировоззренческих, феминистических движениях, конфессиональных миссиях. Под их влиянием все большую популярность завоевывают познавательные международные национальные радио- и телевизионные викторины.

социология досуг российский молодежь

1.2 Место социологии досуга среди социологических наук

 

Границы предмета социологии досуга широки, и отсюда вытекает его междисциплинарный характер взаимодействие с социологией труда медицины, геронтологии, молодежи, туризма, города и села, образа жизни, теорией игр, социологии девиантного поведения, с исследованиями бюджета времени. Эти смежные социологические дисциплинь при изучении досуга не имеют четких границ, что дает возможность использовать их эмпирические материалы и теоретические обобщения Но репрезентативными они станут на основе собственной теоретической базы.

Такой методологический плюрализм характерен для любого начального этапа становления дисциплины. Базис любой науки - теория, методология, понятийный аппарат - придает целостность теоретическом) каркасу науки, и тогда проявятся смысловые характеристики предмета и объекта изучения. Системный междисциплинарный подход позволит точно определить методы и задачи исследования.

Изучение специфики досуговой деятельности требует определения его структурных компонентов:

типов и форм деятельности, их моделей и функций;

деятельности руководителя (художника, технолога и т.д.) и потребителя, осваивающего содержание и формы досуговой деятельности;

качества деятельности - познавательной, репродуктивной, созидательно-творческой.

объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности;

синтетического характера досуговой деятельности, в которой органически слиты познавательный, ценностно-ориентационный, коммуникативный и созидательный характер;

ценностно-ориентационные оценки, которые в игровой, воспитательной и социально-преобразующей деятельности изменяют сознание и совершенствуют человека.

Разработка этих категорий должна учитывать максимальную возможность разнообразия новых форм досуга.

Т.И. Заславская обосновала принципы соизмеримости и формирования категориального аппарата специальных социологических дисциплин из блоков общенаучных и общесоциальных.

В социологии досуга и рекреации широко применяются следующие категории и термины:

. из общенаучных дисциплин: структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, развитие;

. из рбщесоциальных: труд, собственность, производство, распределение, обмен, потребление, доход, права, управление;

. из общей социологии: социальные организации, структура, социальная группа, организация, статус, роль, социальная стратификация;

из социальной психологии; коллектив, личность, мотивация, поведение, идентификация, адаптация, взаимодействие;

из социологии досуга: свободное время, избирательность, удовлетворенность, эффект.

 



2020-03-19 604 Обсуждений (0)
Особенности и черты современного досуга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности и черты современного досуга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (604)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)