Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и функции прикладной социологии досуга



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Принципы и функции прикладной социологии досуга 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Социология досуга является специальной социологической наукой, органически сочетающей теоретическую и эмпирическую части. Она тесно взаимодействует с социологией образования, средств массовой информации (журналистики) и опирается на методологию социологии культуры, искусства, досуга, быта, молодежи, малых групп, семьи.

Социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертикали", начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики. [

Системно-структурный, комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателеймотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации "обратной" связи.

Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет:

уточнить закономерности и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;

совершенствовать ее технологию, уточнить понятия, критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.

В качестве структурных элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:

содержательная направленность рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта и объекта);

свойства участников и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);

видов и форм досуговой деятельности, характера и уровня руководства ею;

материально-технической базы;

система критериев, показателей и индикаторов эффективности социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов.

По другому основанию культурно-досуговая деятельность сама может рассматриваться как система и тогда ее структурными элементами станут:

сеть и типы культурно-досуговых учреждений, их сравнительная характеристика и размещение;

руководство сетью, подготовка кадров и их технологический уровень и материально-техническое обеспечение;

специфика средств воздействия каждого вида деятельности на отдельные общности людей. Тут, в частности, нелишне будет подчеркнуть отличия процесса восприятия и функционирования информации в системе образования и культурно-просветительных учреждениях. В первом случае психологи и педагоги выделяют три взаимосвязанных момента: первичное ознакомление с материалом, видом деятельности, его восприятие, осмысление, закрепление и овладение материалом на уровне его применения, использования. В КПУ благодаря инсценированию документа, игровых методов, средств искусства и собственного участия основная часть информации воспринимается непроизвольно, а навыки во многих формах деятельности достигают автоматизма.

Исходный принцип изучения воспитательной деятельности культуры досуга требует рассмотрения в тесной взаимосвязи с условиями, в которых он осуществляется. Жизненный уклад, особенно в первые годы, формирует направленность сознания людей, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Этот принцип требует учитывать в управлении культурно-досуговой деятельностью уровень образования. Знание специфики быта, труда, характера среды, определяющих закономерности формирования духовной жизни, культурного облика, ценностей референтных групп становятся необходимыми. То есть социальный объект должен рассматриваться по принципу "целостного реагирования".

Кроме того, комплексный подход способствует налаживанию тесных взаимоотношений между существующими компонентами и выявляет недостающие звенья, как в организации деятельности всей системы, так и по отдельным содержательным технологическим и организационным аспектам, т.е. дает возможность получить не только количественные, но и качественные характеристики.

Теоретическим объектом социологии досуга являются природа, механизмы, организационные и творческие противоречия, возникающие в процессе досуговой деятельности, создающие проблемную ситуацию. Наряду с теоретическим описанием и анализом проблемной исследовательской ситуации, эмпирическим объектом являются те реальные члены досуговых коллективов и общностей, участвующие в разнообразной рекреационно-досуговой деятельности. Такое понимание объекта отражает сложные взаимоотношения понятий "теоретический" объект и "эмпирический" объект как следствие определенного отбора единиц исследования, своеобразной модели объекта. В таком понимании объект шире предмета исследования и как бы "вбирает" его в себя.

Предметом социологии культурно-просветительной работы являются характеристики, свойства объекта, отражающие главное звено (основу, ядро) противоречия. Предметом социологии досуга выступают процессы (формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации) изменения в сознании и деятельности аудитории и членов объединений под влиянием клубных форм деятельности. Исследование определит наиболее действенные либо менее эффективные формы и методы организации деятельности и выработает на этой основе соответствующие рекомендации.

Методы социологии культурно-просветительной работы аналогичны существующим в отраслевой теории изучения общественного сознания и коммуникативного поведения и подразделяются на:

) методы, применяемые на этапе обнаружения проблемы и формулировки задач исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция);

) методы сбора первичной социологической информации (опросы респондентов, экспертов, наблюдение, эксперимент, изучение документов и т.д.);

) методы обработки первичной социологической информации (группировка, ранжирование, корреляция, факторный анализ);

) методы интерпретации полученных данных (обобщение, построение моделей, типологизация).

Сегодня, исходя из требований жизни, перед социологией досуга встают вопросы разработки и методики исследования следующих проблем:

Методология и методика анализа социально-культурной ситуации в районе и участие клуба в организации непрерывного образования трудящихся.

Самоуправление и демократизация работы клуба как фактор повышения эффективности воспитательного процесса.

Типология клубной аудитории как условие научно-обоснованного программирования досуговой деятельности.

Клубная (досуговая) самодеятельность как средство реализации потребностей личности, адресованных социальной среде.

Приобщение масс через организацию самодеятельности к лучшим образцам культуры мирового и национального искусства.

Привлечение различных групп населения к участию в культурно-творческих процессах в масштабах локальной культуры и на уровне субкультур разных национальных и социальных слоев (молодежной в частности).

Мобилизация потенциала культурных традиций в патриотическом, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании.

Не менее важным является проведение повторных исследований. "Удельный вес" характеристик, выявленных при изучении клубной аудитории и любительских объединений не является постоянной величиной. В условиях перехода динамичность развития политического, исторического и нравственного самосознания, интересов и потребностей людей возрастают многократно, но и дифференцирующий признак не утрачивает своего значения.

 


 

Заключение

 

В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи. Основной признак, отличающий время досуга от свободного времени - это возможность выбора видов деятельности исходя из своих социокультурных интересов и духовно-нравственных предпочтений. Человек волен распоряжаться временем досуга по своему собственному усмотрению в соответствии со своими ценностными ориентациями. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий. Между ними существует тесное взаимопроникновение, что позволяет реализоваться основным социальным функциям досуга: компенсаторной, социализирующей, гедонистической, функции общения, творческой самореализации, развития личностных качеств. Выполнение этих функций имеет первостепенное значение в процессе создания условий, необходимых для развития и саморазвития личности. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения. В молодежной среде происходит быстрая смена главных жизненных ценностных ориентации: раньше это были ценности труда, в рамках которого досуг -лишь компенсационный отдых и подготовка к новому труду; сегодня - это ценности досуга, при котором труд выступает средством обеспечения досуга. В этих условиях сама идентификация личности молодого человека складывается под влиянием досуговых предпочтений. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. Основные виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле- и кинопристрастия), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека.

 


 



2020-03-19 248 Обсуждений (0)
Принципы и функции прикладной социологии досуга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и функции прикладной социологии досуга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)