Объект и предмет социологии досуга
Человеческая деятельность является методологической основой исследования досуговых, рекреационных процессов и их характеристик и видов активности. Основное внимание уделяется объективным и субъективным основам деятельности. Поэтому специфическими, раскрывающими суть и особенности предмета будут следующие понятия: субъект досуговой или рекреационной деятельности; объект и предмет досуговой или рекреационной деятельности; досуговая или рекреационная активность; досуговый или рекреационный эффект; Специфика социологии рекреации и досуга обусловливается ее взаимосвязью с социально-политической и экономической структурой общества и социальными взаимоотношениями в нем. Именно они определяют те внутренние противоречия: финансово-экономические, психологические, организационные как в теории, так и на практике. Система, содержание и функции досуга, его учреждений и организаций определяются политической системой, общей и политической культурой, общественной моралью. Культура общества в целом формирует духовно-нравственные представления о добре и ценностные ориентации людей, их соответствие общественным потребностям. Все это определяет междисциплинарный характер науки и ее методологическую базу. Наряду с социологией культуры, искусства, образования, средств массовой информации она опирается на методологию социологии спорта, медицины, быта, образа жизни, молодежи и других социально-демографических и малых групп. Таким образом, социология досуга и рекреации - отрасль социологии, изучающая: поведение индивидов и групп в свободное время; способы удовлетворения потребности в отдыхе (рекреации); формы развлечения, общения; развитие личности и творчества в процессе деятельности в любительских объединениях; функционирование учреждений досуговых услуг, «индустрию досуга»: издательства, кино, радио, TV, экскурсионные, туристические бюро и спортивные базы. В содержательном плане изучаются: эволюция и особенности современного досуга (историческая дифференциация досуговой деятельности и её воплощения, в основе которой лежит закон возвышения потребностей и возникновения все новых видов и форм деятельности), соотношения досуга с трудом, социальной структурой, семьей, стадиями жизненного цикла, способами проживания (городской и сельской жизни), а также роли досуга в формировании образа жизни. Современный досуг, несмотря на его различное проявление в разных социальных группах, рассматривается как досуг нового типа, как продукт индустриализма и урбанизации, испытывающий влияние массовой культуры (НТП обусловил рост производительности труда, увеличил объем свободного времени, повысил жизненный уровень населения). Произошла концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей не дели, во время отпусков, что вызвало новое явление - досуговую ми грацию (её в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина4 Социология досуга - отрасль социологии, изучающая систему дсуговых учреждений и досуговой деятельности как социального института; социальные проблемы взаимодействия и отношений с систем институтов культуры, искусства, спорта, СМИ, образования и социальными службами. Как отрасль социологии социология досуга является одновременно фундаментальной и прикладной, теоретической и эмпирической наукой. Социология культурно-досуговой деятельности - специальная отрасль социологии, изучающая социальные факторы, механизмы, и закономерности функционирования и развития духовного общения и досуговой деятельности в рамках микросреды. Это одна из специальных социологических теорий, находящаяся в сложных причинно-следственных связях и опосредованиях по вертикали и горизонтали со всеми уровнями и структурными компонентами социологического знания. Объектом социологии досуга является природа, функции, педагогические, образовательные, социально-экономические и творческие противоречия, создающие проблемную ситуацию - избирательность ценностных ориентиров и предпочтений форм досуговой деятельности у различных групп, с одной стороны, и возможности их реализации - с другой. Предмет социологии досуга - характеристики, свойства объекта, отражающие основу противоречия: характера формирования мировоззренческих знаний, ценностных ориентации в сознании и поведении людей и реальным процессом досуговой деятельности; специфика процесса социализации. Структурными элементами социологии досуга являются: ) направленность процесса, его цели: объект - аудитория, социальная группа, индивид; субъект - кадры педагогов, лидеров и руководителей объединений; ) содержание и уровень культурно-досуговой деятельности; ) средства воздействия (технологии) на общественную жизнь объединений и социокультурной среды и обратное влияние общественности на деятельность досуговых учреждений; ) состояние материально-технической базы; ) разработка моделей досуга и критериев оценки качеств личности и общности как результатов их социодосуговой деятельности. Объектом исследования становятся также: специфика процессов культурно-досуговой, рекреационной и туристической деятельности: художественная, реставрационная, поисково-краеведческая, развлекательно-оздоровительная, экскурсионная, спортивная и др. На уровне конкретно-социологических, эмпирических исследований дисциплина изучает указанные выше проблемы в конкретных социальных условиях города, района, села, предприятия: -изменение аудитории, различных социально-демографических групп под влиянием рекреационно-досуговой деятельности; -специфику воздействия применяемых технологий, уровень подготовки кадров: менеджеров, руководителей, организаторов. Место и роль особых видов культурно-досуговой деятельности: поисково-краеведческой, реставрационной, художественной, развлека-тельно-досуговой, а также антисоциальных ее проявлений в конкретном регионе, городе, микрорайоне, селе. Прикладные исследования призваны: обеспечить диагностику состояния социально-культурной сферы; выяснить характер зависимости рекреационно-досуговой деятельности от тех или иных факторов и условий; определить условия и характер управления досуговой деятельностью (развитие демократических начал, самоуправления и др.); выявить закономерности процесса социального воспитания, развитие инициативы, самодеятельности и социальной активности в духовном творчестве; совершенствовать теоретические основы управления социально-культурной сферы; определяя сущность и место того или иного элемента в системе досуговой деятельности, его назначение, функции и связь с другими элементами. Социологический подход исследует социальную сущность свободного времени и рекреационно - досуговой деятельности; их структуру и основные функции в процессе всестороннего развития личности. Он включает в себя анализ всей совокупности объективных и субъективных факторов, воздействующих на характер и содержание свободного времени и досугово-рекреационной деятельности, и выясняет типы времяпрепровождения и временное измерение деятельности как наиболее важный показатель. В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности. Педагогическая социология изучает социальные процессы внутри системы социально-досуговой деятельности, т.н. интроспективный подход, который предполагает преимущественное изучение целей и основных направлений воспитания, методы и формы воздействия на личность. Прикладные социологические исследования являются своеобразной формой обратной связи объекта и субъекта культурно-досуговой деятельности. Они помогают уточнить возможности различных средств организации деятельности населения, наиболее популярных и эффективных форм, методов клубного общения. Таким образом, выполняя функцию обратной связи и диагностики, социология рекреационно-досуговой деятельности является средством совершенствования как практики, так и теории на основе анализа самой деятельности. Но социология досуга не только предоставляет систематизированные данные, но и вооружает принципами и технологиями, обеспечивающими совершенствование деятельности. Основными проблемами являются: разработка методологии исследования социальной мотивации и потребностей досуговой деятельности; механизмов и средств воздействия на личность и общности; социальная эффективность досуговой деятельности. Основными требованиями являются: адекватность методов исследования реальным условиям; системно-структурная разработка и моделирование видов и форм досуговой деятельности; их сопряжение с социальными процессами в хозяйственном, организационном и морально-этическом плане. Таким образом, социология досуга как метод получения информации о негативных и позитивных тенденциях и процессах функционирования социокультурной деятельности общественных, региональных и муниципальных организаций, досуговых общностей и личностей является источником социальной диагностики, ее последующего моделирования и проектирования.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |