Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и формы интеллектуальной собственности



2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Понятие и формы интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Интеллектуальный потенциал в наше время - актуальная и злободневная экономическая проблема. Для стран с переходной экономикой она представляет особый интерес. В бывшем СССР господствовала официальная доктрина игнорирования прав человека, поэтому государство было единственным владельцем любой интеллектуальной собственности, созданной личностью. Более того, многолетнее использование в СССР интеллектуального потенциала шло в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а не на создание социально ориентированной экономики. В итоге такая политика привела к почти полной невосприимчивости национальной экономики к научно-техническому прогрессу, снижению уровня и качества жизни.

Сегодня картина еще более осложнилась: страны СНГ не в состоянии выделять из своих скудных национальных бюджетов достаточных средств для сохранения интеллектуального потенциала нации, для поддержания и дальнейшего развития науки, культуры, образования, духовности. Проблема охраны, сохранения, поддержки, наращивания, грамотного использования и умелой коммерциализации интеллектуального потенциала представляет собой одну из важнейших стратегических и тактических задач всех цивилизованных государств [ 1, c.77].

В 1992 г. доля самых крупных отраслей производства США в валовом внутреннем продукте (ВВП) составила: индустрия авторского и смежного права, т.е. результаты интеллектуальной деятельности, - 347,0 млрд. долл.; химическая промышленность - 169,4 млрд. долл.; пищевая промышленность - 160,9 млрд. долл.; электроника - 119,3 млрд. долл.; авиация - 50,5 млрд. долл.

В настоящее время эти соотношения еще больше выросли в пользу чисто интеллектуальной деятельности, поскольку в большинстве стран за последние годы произошел бурный рост информационных технологий и инфраструктуры.

Таким образом, во всем мире идет процесс формирования новой отрасли общественного производства - индустрии так называемых нематериальных активов в целом, индустрии объектов интеллектуальной собственности, включая, в частности, авторские и смежные права.

Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников изучить процесс создания и использования интеллектуальной собственности на предприятии МЗ СИиТО.

Из данной цели вытекают основные задачи курсовой работы:

- Изучить понятие и формы интеллектуальной собственности;

-  Провести исследование существующей практики создания и использования объектов интеллектуальной собственности на предприятии МЗ СИиТО;

-  Дать предложения по рациональному использованию интеллектуальной собственности на предприятии МЗ СИиТО.

Объектом исследования является предприятие - МЗ СИиТО

Предметом исследования является использование интеллектуальной собственности на предприятии.

 


Понятие и формы интеллектуальной собственности

 

Интеллектуальная собственность - это исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Результатом интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт (ИП). Он может быть представлен в виде научного отчета, нового сорта растений, полезной модели, рационализаторского предложения и т.д. Использование ИП на предприятии, то есть введение его в экономический (хозяйственный) оборот, предполагает оформление отношений собственности. Документ о принадлежности ИП юридическому или физическому лицу выдается в соответствии с действующим законодательством.

Систематизация результатов интеллектуальной деятельности и перечень правовых документов представлены на рис. 1.1. Интеллектуальный продукт включает объекты интеллектуальной собственности (ОИС), франшизу, гудвилл и прочие результаты творческой деятельности.

Интеллектуальный капитал можно охарактеризовать как совокупность знаний и опыта всех работников предприятия, созданные и приобретенные ОИС, обеспечивающие конкурентоспособность продукции (работы, услуги). Одной из частей интеллектуального капитала является гудвилл - ценность фирмы или показатель деловой репутации, который охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы. Ценность фирмы определяется в момент продажи предприятия как разность между его рыночной и бухгалтерской стоимостью. Гудвилл может иметь положительное (рыночная стоимость выше бухгалтерской) и отрицательное значение (рыночная стоимость ниже бухгалтерской).

Экономический смысл франшизы (франчайзинга) состоит в том, что собственник (франчайзингодатель) продает третьим лицам (франчайзингополучателям) право пользоваться опытом и товарным знаком. Франчайзингополучатель, не имеющий предварительного опыта в избранной области бизнеса, используя предоставленный технический, организационный и коммерческий опыт материнской фирмы, получает все шансы на успех в конкурентной среде. Франшиза имеет стоимость и приобретается франчайзингополучателем на различных условиях. Один из распространенных вариантов - купленная франшиза становится составной частью нематериальных активов франчайзингополучателя и финансовой недвижимостью франчайзингодателя. Средний размер платы за франшизу - 2-3 % от объема продаж, иногда ставка доходит до 10 %, или 25-30 % от чистой прибыли.

 

Рисунок 1.1 - Систематизация результатов интеллектуальной деятельности

 

Система франчайзинговых отношений развивается, если имеет хорошую информационную поддержку. Информация о крупных фирмах-франчайзерах и о малых предприятиях, желающих вступить в партнерские отношения, публикуется в деловых журналах. Способствуют распространению франчайзинга региональные торговые палаты, общественные организации и органы государственной власти, заинтересованные в расширении малого бизнеса и предпринимательства, создании рабочих мест и сокращении уровня безработицы.

Все разнообразие результатов интеллектуальной деятельности можно классифицировать по следующим признакам.

По правовой защите:

ОИС, охраняемый правом промышленной собственности;

ОИС, охраняемый авторским и смежным правом;

интеллектуальный продукт, имеющий другие формы правовой защиты.

По месту возникновения:

ИП, созданный на предприятии;

ОИС, приобретенный со стороны.

По отношению к капитальной или текущей стоимости:

ОИС в составе нематериальных активов со сроком использования более года;

ИП в составе оборотного капитала со сроком использования менее года;

выручка от уступки права на ОИС;

издержки лицензиата, выплаченные в виде роялти по лицензионному договору;

доход от роялти, полученных лицензиаром по лицензионному договору.

По степени готовности:

законченный ИП;

незавершенный ИП.

По методу оценки:

ИП, оцененный затратным методом;

ОИС, оцененный рыночным способом;

ОИС, оцененный при помощи доходного метода. По виду учета:

ОИС, включенный в бухгалтерский учет;

ИП, включенный в статистический учет;

ИП, не включенный в систему учета на предприятии.

По источникам финансирования:

ИП, созданный за счет себестоимости продукции;

ОИС, приобретенный за счет фонда накопления как части чистой прибыли;

ОИС, полученный в виде вклада в уставный капитал предприятия;

ОИС, полученный по лицензионному договору во временное пользование;

ИП, профинансированный сторонней организацией по договору подряда.

С точки зрения коммерциализации ИП подразделяются на:

включенные в хозяйственный оборот;

не включенные в хозяйственный оборот;

приносящие доход, зафиксированный в бухгалтерском учете;

обеспечивающие рост объема продаж и деловую репутацию;

обеспечивающие социальный или экологический результат;

потенциальные объекты коммерциализации;

бесперспективные.

С точки зрения стимулирования авторов выделяют следующие виды ИП:

вознаграждение за которые производится в соответствии с трудовым договором на создание научной продукции;

вознаграждение за которые производится из роялти или паушального платежа, полученного по лицензионному договору;

вознаграждение за которые производится по системе стимулирования, зафиксированной в законодательных или нормативных актах;

стимулирование авторов которых осуществляется в соответствии с практикой, принятой на предприятии [2, c. 123].

Один из важнейших элементов национального богатства Беларуси - интеллектуальный продукт, созданный и создаваемый, несмотря на все препятствия, её научно-технической интеллигенцией, деятелями культуры. К сожалению, те, от кого зависит поддержание и развитие этой составляющей национального богатства, либо вовсе не понимают её роли в судьбе нашей страны, либо не в состоянии преодолеть "сырьевые увлечения". Это следует объяснить прежде всего недостатком культурного уровня таких руководителей. Между тем, именно интеллект белорусских учёных, изобретателей, умноженный на поддержку тех руководителей отечественного бизнеса, кто видит приоритет ценностей культуры, способен вывести белорусскую экономику из кризиса[5, c. 6].

Интеллектуальные права порождают две группы интересов, казалось бы, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его коммерческую эксплуатацию. На самом деле они не должны противоречить друг другу: творцы кровно заинтересованы в использовании своих достижений (в Беларуси это вообще характерная черта менталитета изобретателей, учёных), а предприниматели вынуждены искать и реализовывать эти достижения, чтобы отвоевать или сохранить рыночную нишу для своих товаров (к сожалению, в Беларуси пока преобладают более лёгкие пути "делать деньги": финансовые спекуляции, стремление сделать меньше и необязательно лучше, а "сорвать" подороже и т.п.; но это когда-нибудь пройдёт). Их баланс, являющийся, как правило, результатом компромисса, представляет интересы общества.

Для реализации интеллектуального продукта на отечественном и особенно зарубежном рынках недостаточно одного лишь технического решения. Необходимо доведение его до стадии, допускающей практическое использование.

В противном случае продажа продукта на рынках будет либо вообще неосуществима, либо возможна, но только на крайне невыгодных условиях. Поэтому необходимы меры стимулирования, как авторов-создателей интеллектуального продукта, так и предприятий, на которых используется этот продукт, а также лиц, содействующих доведению технического решения до стадии практического использования последнего. Без этих мероприятий рассчитывать на серьезное функционирование рынка интеллектуального продукта не приходится.

В связи с этим являются, на наш взгляд, чрезвычайно актуальными меры по совершенствованию поощрения (материального и морального) участников инновационного процесса. Разного рода льготы при осуществлении инновационной деятельности являются обычными и в практике иностранных государств.

Большое значение для стимулирования изобретательства имеет система государственных мероприятий, направленных на предоставление льготного налогового режима для исследовательских организаций и изобретателей, различного рода ссуд, дотаций, целевое финансирование исследований, льготная пошлинная политика и др.

Существенную роль среди них играет налоговая политика. В США она определяется Законом о налогах (1986), который снизил максимальные налоговые ставки для частных лиц с 50 до 28%, а для корпораций - с 46 до 34%.

Поскольку налоговые суды признавали, что выплаты служащим при уступке ими патентных прав являются компенсацией не за службу, а непосредственно за передачу работодателю созданных изобретений, что квалифицируется как приобретение капитала и вследствие этого облагается более низким налогом, то существовала реальная возможность поощрить изобретателя в виде возрастания чистого заработка автора с помощью налогового стимула. Для реализации на практике этого положения рекомендовалось в трудовых соглашениях, контрактах предусматривать дифференцированную компенсацию работнику за его работу в качестве наемного служащего и отдельно за его согласие уступить работодателю патенты на созданные изобретения.

Во Франции, Швеции, Японии признано целесообразным создание таких структур, которые предоставляли бы изобретателю субсидии на всех этапах инновационного процесса, вплоть до сбыта продукции на рынке. Такие системы созданы в Швеции - Региональный фонд развития, во Франции - Национальное агентство содействия научным исследованиям (Новый Анвар), в задачи которых входит содействие созданию и использованию изобретений путем предоставления из государственных средств финансовой помощи, главным образом "рисковому бизнесу" - малым исследовательским фирмам и отдельным независимым ученым и изобретателям. При этом этапы вплоть до проведения испытаний финансируются агентством в размере 25% затрат, а при внедрении - 50%. В общем случае прямое финансирование правительством мелких и средних предприятий и отдельных изобретателей достигает во Франции 50% от расходов на создание новой продукции и технологии.

Правительство ФРГ оказывает помощь в проведении исследований преимущественно мелким и средним фирмам в виде частичной оплаты труда исследовательского персонала - в среднем до 40% соответствующего фонда заработной платы, а также путем прямого финансирования до 30-40% сметных затрат на НИОКР, осуществляемые по государственным заказам. Кроме того, распространенной является практика предоставления им безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств.

В ряду мероприятий государственной поддержки новых начинаний в Великобритании большое место занимает конкурсное финансирование разработки наиболее перспективных новаторских идей, проводимое правительственными министерствами техники, торговли и промышленности. Средства, получаемые за счет призовых наград, позволяют покрыть 50-75% затрат на разработку и сбыт нововведения. Серьезную политику стимулирования деятельности независимых изобретателей и малых фирм в Великобритании проводят финансируемые государством организации, обеспечивающие поддержку разработки и запуска в коммерческое производство новых идей, такие как филиал промышленной и торговой финансовой корпорации "Текникал девелопмент кэпитал" и Национальная научно-исследовательская корпорация развития. Они субсидируют исследования и внедрение их результатов, осуществляют поддержку перспективных изобретений во всех областях науки и техники, предоставляют средства для создания новых перспективных предприятий, поощряя мелкий рисковый бизнес.

Достижению высоких показателей способствует в наибольшей степени государственная поддержка. Так, доля мелкого и среднего предпринимательства в государственных субсидиях в ФРГ на изобретательство в промышленности (даже без учета налоговых льгот и премий за научные разработки) составляет 29%.

Кроме этих мер государственного финансирования в некоторых странах небольшим компаниям оказывается помощь в патентной деятельности. В США, например, за счет бюджетных средств таким образом оплачивается до 50% всех расходов, связанных с получением охранных документов. Подобные действия являются серьезным стимулом - на соответствующих финансовых условиях в стране выдается 25% всех патентов.

В ряду мероприятий, составляющих государственную систему стимулирования изобретательства, важное место принадлежит установлению льготного порядка уплаты пошлин в зависимости от важности изобретения и статуса изобретателя. С 1 июля 1987 г. в США начали действовать поправки к патентному закону (35 U.S.C.), которыми введено 50%-ное снижение пошлин для независимых изобретателей, некоммерческих организаций и малых фирм.

Установление пошлинных льгот для изобретателей-одиночек свидетельствует о возрастающем внимании в странах, использующих патентную систему охраны изобретений, к их стимулированию. Признавая растущее значение и перспективность их деятельности, патентная система с помощью предоставления различного рода льгот создает режим наибольшего благоприятствования для поощрения деятельности независимых изобретателей и мелких рисковых фирм.

Патентные законы ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Японии также содержат ряд положений, предоставляющих льготы по уплате пошлин для отдельных изобретателей:

пошлины за получение патента и поддержание его в силе могут быть отсрочены до истечения определенного срока со дня подачи заявки (Союзный закон о патентах на изобретения Швейцарии, ст.44) или на срок, не превышающий определенного количества лет со дня выдачи патента (Патентный закон Японии, ст.109; Швеции, ст.42) в случае, если у изобретателя возникают значительные трудности при оплате пошлин и он докажет свою нуждаемость; рри решении вопроса об отсутствии средств у лица, подавшего ходатайство об отсрочке уплаты пошлины, во внимание следует принимать доход, который он получает или ожидает получить, его имущество, а также число лиц, о содержании которых он должен заботиться (Патентный закон Австрии, № 171/з/);

предусматривается сокращение размера пошлин и даже освобождение от их уплаты в отношении авторов изобретений, доходы которых не дают оснований для обложения их налогом согласно законодательству о налогообложении (Закон о патентах на изобретения Бельгии, ст.71);

патентный закон Австрии предусматривает отмену или отсрочку уплаты заявочной и годовых пошлин, если речь идет о заявке, которая очевидно имеет целью получение или экономию энергии.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в зарубежных странах государство является мощным спонсором инновационной деятельности, постоянно совершенствуя систему стимулирования изобретательства, основанную на использовании патентной формы правовой охраны изобретений. При этом важно заметить, что программы государственной поддержки изобретательства основываются на использовании механизма экономической заинтересованности в научно-техническом развитии и ускорении внедрения его достижений в производство.




2020-03-19 218 Обсуждений (0)
Понятие и формы интеллектуальной собственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и формы интеллектуальной собственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)