Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ)



2020-03-19 348 Обсуждений (0)
Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ) 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

1. Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ)

2. Анализ стек-холдеров

.   Принцип устойчивого развития корпоративного экоменеджмента (КЭМ)

.   Принципы циркулярности и коперирования

5. Управление экологическими рисками

6. Формирование новой экологически чувствительной этики бизнеса

Выводы

Список использованной литературы

 


Введение

Экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

Название научной дисциплины «экологический менеджмент» претерпевает изменение в ходе своей эволюции. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления».

Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики», Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

В работах, отечественных ученых также наблюдаются различные подходы в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент» - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности». Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды».

Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент» (экологизация менеджмента) - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация" означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды. В соответствии с ISO <https://ru.wikipedia.org/wiki/ISO> 14000, система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0>, включающая организационную структуру <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>, планирование деятельности <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5>, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%80%D0%B0>, процессы <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81> и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, целей и задач. [1]

Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ)

 

Современные системы управления предприятием подразумевают внедрение систем контроля качества, энергетического менеджмента, финансового или менеджмента персонала. И не менее важным становится корпоративный экологический менеджмент. Он подразумевает под собой выработку системного и комплексного подхода к мониторингу и обеспечению экологичности корпоративного производства.

Корпоративный экологический менеджмент представляет собой систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех её формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношения предприятия с окружающей природной средой.

Предметом КЭМ служат, прежде всего, экологические (природоохранные, ресурсосберегающие и т.п.) стороны деятельности предприятия (организации), производимой ею продукции и оказываемых услуг. Однако, управляя этими сторонами своей деятельности, предприятия, конечно, не может оказывать воздействие (положительное или отрицательное) на ОПС и её ресурсы. В конечном счёте целью КЭМ, действительно, является минимизация негативных воздействий бизнес-деятельности на ОПС, достижение высокого уровня экологической безопасности процес сов. производства и потребления выпускаемой предприятием продукции и оказываемых услуг. При этом реализация данных задач должна быть согласована с достижением предприятием других его приоритетных целей, включая обеспечение текущей и долгострочной конкурентоспособности.

С позиции современных представлений КЭМ можно определить как составную часть (или определенную сторону) системы менеджмента предприятия (организации), реализующую задачу поддержания конкурентоспособности предприятия, задаваемую экологическими аспектами его деятельности.

Формирование КЭМ как теоритической и одновременно прикладной дисциплины, обобщающей реальную практику управления ООС на предприятиях, происходило в последнюю треть ХХ столетия. В теоритическом плане КЭМ испытывал воздействие ставших классическими управленческих концепций (включая теорию человеческих отношений, системный поход и ряд и др.), а также традиционных экономико-теоретических и эколого-экономических парадигм, в том числе неоклассической микроэкономики и экономики благосостояния.

С начала 90-х гг. ХХ столетия на развитие КЭМ всё более существенное воздействие стали оказывать различные направления неоинституциональной и новой институциональной теорий. В их числе - теории стек-холдеров, принципал-агентов, сетевых структур, анализ риска, неопределенности и принятия решений в условиях неполноты и ассиметрии информации, а также имеющая самостоятельное значение теория устойчивого развития. [2]

 

Анализ стейк-холдеров

 

Проблема стейк-холдеров имеет большое значение для теоретико-прикладного анализа КЭМ. Она существенна при изучении рюмочных условий и внешней среды КЭМ, для выработки предприятием экологически релевантных целей и конкурентоспособности, природоохранных стратегий, управления персоналом, формирование так называемой новой этики бизнеса и т.д. При этом важным является не только применение адекватной теоретической основы исследования, но и овладение практическим опытом управления сложной системой взаимоотношений различных стейк-холдеров, как это уже реализуется на практике лидерами экологического бизнеса и менеджмента.

Под стейк-холдерами понимаются лица (физические и юридические), обладающие правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в том числе имущественных) или интересах в отношении её прошлой, настоящей или будущей деятельности (её части).

Как правило, вся совокупность стейк-холдеров подразделяется на два основных класса: первичные стейк-холдеры, формирующие среду прямого воздействия на предприятии, без учета которого фирма как хозяйствующая единица не сможет важить и второстепенные (или вторичные) стейк-холдеры, образующие среду косвенного влияния.

К первой группе обычно относят собственников, инвесторов, работающий персонал фирмы, поставщиков, покупателей и их организации, конкурентов, как и саму Природу (её ресурсы и ассимиляционный потенциал). Среда прямого и косвенного воздействия также именуется контактной аудиторией. Особая роль стейк-холдеров с позиции менеджмента также объясняется тем, что они оказывают всё более сильное (прямое или косвенное) воздействие на принятие бизнесом своих решений, включая экологические, а тем самым они должны разделить ответственность за последствия (позитивные и негативные) этих решений.

Классификация стейк-холдеров согласно Х. Дюкхоффу

 

Потенциал влияния

 

Незначительный Значительный
Готовность к кооперированию Высокая Тип А:поддерживающий (supportive) - персонал фирмы, профсоюзы, поставщики Тип В:смешанный (mixed blessing) - акционеры, инвесторы, менеджеры, потребители, банки, страховщики
  Невысокая Тип С:предельный (marginal) - конкуренты, местное население, университеты и научная общественность Тип D: не поддерживающий (nonsupportive) - СМИ, государство, неформальные объединения

 

Анализ стейк-холдеров важен не только с точки зрения угроз, навлекаемых их активностью на фирму, но и с позиции создаваемых с их помощью возможностей, открывающихся шансов, включая совместное сотрудничество и совместных поиск решений сложных проблем.

Важным пунктом теоретического рассмотрения воздействия стейк-холдеров на принятие бизнесом решений в пользу ООС является то, что разные представители заинтересованных групп могут отличаться неодинаковым уровнем экологического сознания, а также различным уровнем ощущения и оценки экологических проблем, бедствий и катастроф.

Кроме того, отношение к экологическим проблемам всё существеннее зависит от растущей интенсивности коммуникации в обществе. Это значит, что уровень экологического сознания во все большей мере формируется посредством достаточно субъективного обмена информацией, а не вследствие объективного опыта отдельных людей.

Как видно, экологические проблемы по-разному воспринимаются людьми. Они могут повлечь за собой различную реакцию и политику фирмы, в которой может делаться акцент или на применение рыночных механизмов, или на методы государственного регулирования. Возникающая ситуация опять же может быть воспринята по-разному: или как шанс по освоению новых перспективных рынков, или как риск (угроза) устоявшимся производственным структурам и продуктам предприятия. [2]

 



2020-03-19 348 Обсуждений (0)
Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)