Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исходные принципы социологической теории Макса Вебера



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Исходные принципы социологической теории Макса Вебера 0.00 из 5.00 0 оценок




вебер социологический логический

Макс Вебер (1864-1920) - один из крупнейших социологов конца XIX - начала XX в. Он принадлежит к числу тех универсально образованных умов, которых становится все меньше по мере роста специализации в области общественных наук; он одинаково хорошо ориентировался в области политической экономии, права, социологии и философии, выступал как историк хозяйства, политических институтов и политических теорий, религии и науки, - наконец, как логик и методолог, разрабатывавший принципы познания социальных наук. М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определившее во многом как его логико-методологические установки, так и его мировоззрение.

Как политэконом Вебер испытал на себе два мощных теоретических импульса, отразившихся на его исследованиях в области истории хозяйства: воздействие исторической школы во главе с Г. Шмоллером и - оппозиционной по отношению к последней - австрийской школы теоретической политэкономии (К. Менгер и другие). По собственному признанию социолога, большое значение в формировании его мышления имели работы К. Маркса, пробудившие у него интерес к проблеме возникновения и дальнейшего развития капитализма. Наконец, в общефилософском, мировоззренческом плане Вебер испытал на себе два различных, а во многих отношениях и взаимоисключающих влияния: с одной стороны, он еще в юности увлекался философией И. Канта, с другой - едва ли не в тот же период - был большим почитателем Н. Макиавелли, Т. Гоббса и Ф. Ницше.

Кант привлек молодого Вебера своим этическим пафосом; чисто нравственное требование честности и добросовестности в научных исследованиях он унаследовал от Канта и до конца жизни оставался верным этому требованию. Гоббс и особенно Макиавелли произвели на него сильное впечатление своим политическим реализмом, граничащим с цинизмом. Тяготение к этим двум взаимоисключающим полюсам - кантианскому этическому идеализму с его пафосом "истины и добра", с одной стороны, и политическому реализму с его пафосом "трезвости и силы" - с другой, определило своеобразную раздвоенность мировоззрения Вебера. Последнее вылилось в форму "героического пессимизма", в требование "с открытыми глазами принять свою судьбу"; понятие судьбы, в ее ницшеанском истолковании, вообще очень близко Веберу, и недаром он считал Ницше одним из мыслителей, определивших духовную атмосферу современной эпохи. Формирование его политических и научных воззрений происходило как раз в тот период, когда в Германии уже наметился переход от так называемого свободного капитализма к государственно-монополистическому. Вебер оказался одним из очевидцев этого перехода и в своих работах попытался осмыслить его как экономист, социолог и политолог.

М. Вебер происходил из состоятельной семьи. Еще в ранней юности он приобрел вкус к политике. По политической ориентации он был либералом (современники нередко звали его "свирепым либералом") с характерным для немецкого либерализма XIX в. националистическим оттенком, вызванным особенностями исторического развития Германии. Вебер изучал юриспруденцию в Гейдельбергском университете. Однако уже в студенческие годы его интересы не ограничивались одной этой областью: он занимался также политической экономией и экономической историей.

Первые работы Вебера - "К истории торговых обществ в средние века" (1889), "Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права" (1891) - сразу поставили его в ряд крупных ученых: здесь вскрывается связь государственно-правовых образований с экономической структурой общества. Уже в "Римской аграрной истории" были намечены контуры "эмпирической социологии" (выражение Вебера), теснейшим образом связанной с историей. Он рассматривал эволюцию античного землевладения в связи с социальным и политическим развитием, обращаясь также к анализу форм семейного уклада, быта, нравов, религиозных культов - в полном соответствии с требованиями так называемой исторической школы, господствовавшей в немецкой политэкономии последней четверти прошлого века (Вильгельм Рошер, Курт Книс, Густав Шмоллер).

Интерес Вебера к аграрному вопросу имел вполне реальную политическую подоплеку; в 90-х годах он выступал с рядом статей и докладов, посвященных актуальному тогда аграрному вопросу в Германии, где критиковал позицию консервативного юнкерства и защищал индустриальный путь развития страны. В то же время Вебер пытался создать новую политическую платформу немецкого либерализма.

Как видим, политические и научные интересы оказывались органически связанными уже в раннем творчестве Вебера. С 1894 года Вебер - профессор в университете во Фрайбурге, с 1896-го - в Гейдельберге. Однако через два года тяжелое душевное расстройство заставило его отказаться от преподавательской деятельности, и он вернулся к ней только в 1919 году. В 1904 году Вебер был приглашен в Соединенные Штаты для чтения курса лекций. Из своей поездки он вынес много впечатлений. Размышления над социально-политической системой США сильно повлияли на его развитие как социолога. В 1904 году Вебер (вместе с В. Зомбартом) становится редактором немецкого социологического журнала "Архив социальной науки и социальной политики", в котором выходят наиболее важные его произведения, в том числе и программное исследование "Протестантская этика и дух капитализма" (1905). Этим исследованием начинается серия публикаций Вебера по социологии религии, которой он занимался вплоть до своей смерти. Одновременно немецкий социолог размышлял над проблемами логики и методологии социальных наук. С 1903 по 1905 год вышла серия его статей под общим названием "Рошер и Книс и логические проблемы исторической политэкономии", в 1904 году - статья "Объективность социально-научного и социально-политического познания", в 1906 году - "Критические исследования в области логики наук о культуре". Круг интересов Вебера был необычайно широк. Он занимался античной, средневековой и новоевропейской историей хозяйства, права, религии и искусства; размышлял над природой современного капитализма, его историей и его дальнейшей судьбой; изучал проблему современной ему урбанизации и в этой связи историю античного и средневекового города; исследовал специфику современной науки в ее отличии от других исторических форм знания, шире - специфику различных типов рациональности; живо интересовался политической ситуацией не только в Германии, но и за ее пределами, в том числе в Америке и в России (в 1906 г. он опубликовал статьи "К положению буржуазной демократии в России" и "Переход России к мнимому конституционализму"). С 1919 года Вебер работал в Мюнхенском университете. С 1916 по 1919 год он печатал одну из основных своих работ - "Хозяйственная этика мировых религий". Из наиболее важных последних выступлений Вебера надо отметить доклады "Политика как профессия" (1919) и "Наука как профессия" (1920). В них нашли выражение умонастроения Вебера после первой мировой войны, его недовольство политикой Германии в Веймарский период и довольно пессимистическое отношение к будущему индустриальной цивилизации. С победой Октябрьской революции в России Вебер не связывал никаких особых ожиданий. Он был убежден, что, если осуществится то, что называют социализмом, это будет лишь доведением до конца тенденций к бюрократизации общества, которые достаточно сильны уже и при капитализме. Умер Вебер в 1920 году, не успев осуществить всего задуманного. Уже посмертно были изданы его фундаментальный труд "Хозяйство и общество" (1921), где подводились итоги его социологических исследований, а также сборники статей по методологии и логике исторических и социальных наук, по социологии религии, политики, музыки и др. Для характеристики Вебера как мыслителя существенно его отношение к Марксу. Свои работы по социологии религии и по методологии социальных наук сам Вебер рассматривал как направленные против марксистской концепции общества и истории. Однако при этом отношение Вебера к Марксу было далеко не однозначным. Вебер относил идеи Маркса к числу тех, что определили горизонт социально-исторической мысли XX в. Но назвать Вебера последователем Маркса, как это делал, например, Р. Миллс, будет не более справедливо, чем назвать его решительным оппонентом марксизма.



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Исходные принципы социологической теории Макса Вебера 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исходные принципы социологической теории Макса Вебера

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)