Стиль руководства и качество контроля
Оценка качества контроля осуществляется также путем анализа действий руководства компании с целью установления и поддержания системы внутреннего контроля. Нет сомнения в том, что для любого руководителя контроль - жизненно важная составляющая процесса управления компанией2. Эффективность деятельности руководителя в данном направлении обусловлена тем, насколько глубоко ощущает руководитель процесс контроля, в какой степени он и его подчиненные владеют технологиями контроля, какую приоритетность в компании имеют задачи, связанные с организацией и функционированием систем внутреннего контроля. Поскольку любая составляющая системы контроля в конечном счете является следствием субъективного видения руководителем компании особенностей построения системы управления, то рассмотрим лишь несколько ситуаций, наглядно демонстрирующих степень влияния тех или иных действий руководителя на работу систем внутреннего контроля. Начнем со стиля управления. Часто при формировании системы внутреннего контроля приоритеты в компании отданы процедурам, обусловленным внедрением жесткого административного стиля управления. К таким процедурам относится, например, прямой контроль руководителем холдинга исполнения бюджетов предприятиями по аналитическим статьям доходов и расходов, имеющих высокую степень детализации информации. В такой ситуации первое лицо холдинга может требовать на регулярной основе отчеты о расходовании средств на канцтовары и командировки по каждой компании холдинга. Централизация функций управления как следствие внедрения системы жесткого администрирования приводит к значительному росту <контролируемых> управляющей компанией параметров хозяйственной деятельности холдинга, к невозможности разграничения сфер ответственности менеджеров управляющего звена и соответственно к невозможности эффективной реализации ими функций контроля. В данной ситуации целесообразно обратить внимание на следующие моменты: система контроля должна разрабатываться и функционировать строго в пределах утвержденной организационной структуры компании и в рамках выполняемых подразделениями функций; при разработке стратегии контроля необходимо принять во внимание, что осуществление контроля в значительной степени ограничено физиологическими возможностями человеческого организма и возможностями информационной инфраструктуры компании; неадекватное увеличение объема контролируемых параметров чревато потерей контроля над стратегически важными объектами контроля, такими как продуктовая стратегия, стратегия заимствований, реструктуризации, развития информационной инфраструктуры компании и некоторыми другими; контролируемые центром ответственности параметры должны соответствовать приемлемым для такого центра ответственности критериям существенности. Критерии существенности используются аналитиками компании в практической деятельности с учетом ограничений количества контролируемых параметров. Еще одним существенным фактором, обеспечивающим качественную работу систем внутреннего контроля, являются действия руководства компании, касающиеся вопросов эксплуатации информационных ресурсов. Ни для кого не секрет, что дисбаланс между возможностями системы и запросами руководства приводит к срывам временных рамок предоставления существенных объемов информации, к потере ее актуальности и достоверности, психологическому и физическому переутомлению персонала и в конечном счете к ослаблению контроля над отдельными направлениями деятельности компании. Компромисс между возможностями информационной системы и ожиданиями руководства должен быть найден в любом случае, даже тогда, когда в компании принято положительное решение по вопросам, касающимся приобретения новых информационных ресурсов. В период внедрения новых систем старый ресурс должен обеспечивать менеджмент необходимой для принятия управленческих решений информацией и поддерживать существующую базу данных. Слабое место в управлении многих компаний - система мотивации труда сотрудников, разработка которой является компетенцией как совета директоров компании, так и ее генерального директора. Разделим условно систему мотивации на две составляющие: мотивацию топ-менеджеров компании, работающих на контрактной основе и имеющих премиальные по результатам деятельности компании за отчетный год (так называемый бонус), и остальных сотрудников компании. Какие недостатки характерны для бонусной системы оплаты труда? Принципы расчета бонуса зачастую не предусматривают необходимых ограничений для правильного с математической точки зрения формирования совокупного значения корректирующего бонус коэффициента. Количество параметров, влияющих на расчет бонуса, не является оптимальным для данной компании. За руководителями соответствующих уровней не закреплено право изменения по собственному усмотрению (в заданных пределах) полученной расчетным путем суммы бонуса. Существующая в большинстве компаний система оплаты труда менеджеров, не имеющих бонусы, не позволяет использовать материальные стимулы для повышения эффективности их работы. Так если оплата труда специалистов компании не предусматривает деления заработка на зарплату и премиальные, исходя из действующего в нашей стране законодательства3, то к специалисту нельзя применить санкции материального характера при неудовлетворительном личном результате его деятельности. Излишне говорить, что наличие изъянов в системе мотивации труда не позволяет эффективно использовать этот важный инструмент достижения целей управления, самым негативным образом сказывается на качестве контроля, приводит к снижению восприимчивости персонала к мероприятиям регулирующего характера. При разработке критериев мотивации труда сотрудников компании целесообразно: установить эффективное для данной компании соотношение между зарплатой и бонусной составляющей доходов топ-менеджмента; разработать для каждого центра ответственности перечень параметров, влияющих на расчет бонуса. При этом иметь в виду, что чем больше риск планирования соответствующего показателя деятельности, тем менее чувствителен должен быть бонус к изменению этого показателя; разбить методику расчета бонусов на две части: установить сначала правила расчета бонусного фонда компании в целом и центров ответственности, затем принципы и формулу расчета сумм персонифицированных бонусов; наложить ограничения на расчетные значения бонусов, установив минимально и максимально возможные их величины; ввести систему оплаты труда персонала, предусматривающую ежемесячную (ежеквартальную) выплату небольшой части заработка в виде премии; внедрить нематериальные стимулы повышения качества труда. В разделе, посвященном оценке действий руководства с целью установления и поддержания системы внутреннего контроля, необходимо упомянуть также о месте внешнего аудита в системе контроля. К сожалению, руководители компаний часто недооценивают роль внешнего аудита в обеспечении надежности работы систем внутреннего контроля и не финансируют такого рода услуги в должной мере. С целью минимизации затрат договоры с аудиторскими компаниями заключаются на условиях, когда работы по оценке систем внутреннего контроля либо сведены к минимуму, либо вовсе не запланированы, тогда как в соответствии с действующими отечественными4 и международными5 стандартами учета подобные работы обязательны для оценки рисков и подтверждения достоверности отчетности компаний. Объемы услуг по методологическому сопровождению учетных процедур и по налоговому консультированию в таких компаниях также несущественны, а сами услуги носят эпизодический характер и не могут служить достаточным обеспечением надежности систем внутреннего контроля. Руководителю необходимо помнить о том, что проведение полноценного внешнего аудита, включающего процедуры анализа систем внутреннего контроля, является важным инструментом управления рисками компании, результат его применения - индикатор достижения целевых показателей при решении задачи создания качественных систем внутреннего контроля. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru http://cfin.ru/
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |