Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания для самостоятельной работы



2020-03-19 161 Обсуждений (0)
Методические указания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




Большая роль в освоении дисциплины отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа - это форма учебной деятельности студента. Познание, формирование умений и приобретение навыков являются индивидуальными процессами.
Основой самостоятельной работы является правильная работа с основной и дополнительной литературой, нормативными правовыми актами. Развитие умения грамотно использовать каталоги, картотеки, списки основной и дополнительной литературы, справочно-информационные материалы помогают рационализировать познавательную деятельность.
     Целью самостоятельной работы является развитие и совершенствование знаний и творчества студента, его кругозора. Можно выделить тринаправления самостоятельной работы

студента:
- повтор пройденного материала;
- самостоятельное изучение студентом тем дисциплины, не рассматриваемых на лекциях и практических занятиях;
- формирование творческого мышления.
      От преподавателя во многом зависит правильный подбор и разработка методического комплекса для реализации самостоятельной работы студента. Следует учитывать, что необходима взаимосвязь преподавателей, ведущих занятия на всех курсах, начиная с первого и заканчивая выпускным.
Самостоятельная работа становится управляемой и контролируемой тогда, когда ее организация включает в себя по крайней мере четыре необходимых, взаимосвязанных между собой звена.
Первое звено - в начале изучения дисциплины необходимо проведение преподавателем в начале первой лекции с целью формирования у студентов устойчивого предрасположения, установки на серьезный и качественный труд, так как активизация человеческого фактора непосредственно зависит от такой установки.
Второе звено - обеспечение студентов учебно-методическими материалами, ознакомление их с системой и графиком самостоятельной работы. Необходимо, чтобы в графике самостоятельной работы были указаны обязательные источники нормативной, специальной и иной литературы, а также материалы судебной практики; перечислены конкретные задания репродуктивного и творческого характера (задания на сравнения различных точек зрения по литературе, на установление междисциплинарных связей,задания исследовательского характера и т.д.).
Третье звено - оперативная помощь студентам в их самостоятельной работе: консультации, советы, инструктажи, предложения после проверки работы по повышению их качества. Для этого можно использовать часть текущих практических занятий. Консультации проводятся в часы консультаций преподавателя, согласно еженедельному графику консультаций, утвержденному заведующим кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики для поддержания активности и выработки привычки к напряженной и систематической самостоятельной работе. При этом важно иметь в виду достижение единства содержания, форм и методов занятий, учета задач изучения дисциплины «Юридическая психология».
  В процессе подготовки самостоятельных работ осваиваются навыки последовательного и обоснованного изложения выводов проведенного исследования, логичного структурирования материала, соответствующего использования понятийно-категориального аппарата и оформления ссылок на научные и справочные издания. Полученные таким образом практические приемы и навыки используются в дальнейшем при подготовке выпускной квалифицированной работы.
Четвертое звено - контроль над результатами самостоятельной работы: получение ответов студентов с последующим анализом, выяснение рассогласования между поставленными задачами и полученными результатами, учет этого в дальнейшей работе, в завершение - объективная оценка результатов деятельности каждого студента.
  Выполнение самостоятельной работы по дисциплине «Юридическая психология» является важным способом контроля над изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения ими соответствующего материала.
 

Методические указания и вопросы к зачету

При подготовке к зачету необходимо опираться прежде всего на лекции, а также на источники, которые разбирались на практических занятиях в течение семестра. Также студент должен использовать рекомендуемые нормативные акты, основную и дополнительную литературу.

В КФУ действует балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Суммарно по дисциплинe (модулю) можно получить максимум 100 баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов.

Для зачёта:

56 баллов и более - "зачтено".

55 баллов и менее - "не зачтено".

Зачет нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Зачет проводится в письменной форме по билетам, в которых содержатся вопросы по всем темам курса. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий.

Вопросы к зачету:

1. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки.

2. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.

3. Предмет и задачи юридической психологии.

4. Система курса ?Юридическая психология?.

5. Система методов юридической психологии

6. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

7. Факторы, обуславливающие специфику протекания психических познавательных процессов в правоприменительной и правоохранительной деятельности.

8. Юридически значимые эмоциональные состояния.

9. Уголовно-правовое значение аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления.

10. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения.

11. Страдания. Значение страданий при определении морального вреда.

12. Роль общения в юридической практике. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения.

13. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

14. Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы.

15. Профессиональная деформация личности юриста и роль психолога в ее преодолении.

16. Предмет и задачи криминальной психологии.

17. Система психологических, генетических и социальных факторов детерминации криминального поведения.

18. Психология насильственной и неосторожной преступности.

19. Структурно-психологический анализ преступного действия.

20. Психологические особенности личности преступника.

21. Типологии личности преступника.

22. Типологии убийц.

23. Типологии лиц, совершающих преступления против половой свободы и неприкосновенности личности.

24. Типологии лиц, совершающих ненасильственные преступления против собственности.

25. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника.

26. Психолого-правовая оценка организованной преступной деятельности.

27. Криминальная субкультура. Криминальная стратификация и ее значение в криминальном мире.

28. Типы криминальных формирований. Структура преступной группы.

29. Механизмы сплочения организованной преступной группы и организованного преступного сообщества.

30. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме преступления.

31. Социально-психологическая типология жертв преступления.

32. Психологические аспекты расследования и раскрытия преступлений.

33. Общая психологическая характеристика следственных действий.

34. Психологическое портретирование личности неустановленного преступника.

35. Психология допроса и очной ставки.

36. Психолого-правовая характеристика процесса познания по уголовным делам в судебном заседании.

37. Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных.

38. Психологические аспекты постановления и оглашения приговора.

39. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе

40.Психологические особенности судопроизводства по гражданским делам.

41. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

42. Психологические основы производства следственного эксперимента.

43. Цели и задачи уголовно-следственной и уголовно-исполнительной психологии.

44. Психологическая характеристика лиц, помещенных в следственный изолятор.

45. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного на осужденного в целях ресоциализации.

46. Психологические проблемы ресоциализации отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы.

47. Психологические основы осмотра места происшествия.

48. Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном процессе.

49. Коллектив осужденных, его психологическая характеристика.

50. Психологические основы судебных прений.

51. Психологические основы производства обыска.

52. Психологические основы проверки показаний на месте.

 

Глоссарий:

Авторитаризм – игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше.

Агрессия – действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными реакциями.

Акцентуация характера – неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих ситуаций. Является вариантом нормы.

Аморальность – отрицательное отношение к нормам морали и нравственности.

Аффект (сильное душевное волнение) – судебно-психологическое понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого (подсудимого) к полноценному осознанию окружающей действительности и своих действий, к произвольной регуляции своего поведения в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Является квалифицирующим признаком ст. 107, ст. 113 УК РФ.

Беспомощное состояние потерпевшей по делу об изнасиловании – психическое или физическое состояние, в котором потерпевшая не может понимать характера и значений совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление. Является квалифицирующим признаком ч.1 ст. 131, и ч. 1 ст. 132 УК РФ.

Биографический метод – способ исследования психических возможностей и особенностей человека путем проведения анализа его жизненного пути.

Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе.

Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимого планируемого результата.

Вытеснение – разновидность психологической защиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение.

Девиантное поведение – специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.

Диагноз психологический – выявление индивидуально-психоло­гических особенностей личности, выражающихся в ее поведении.

Индивидуальное правосознание – система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения.

Индивидуально-психологические особенности – собирательное понятие, включающее направленность личности, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования.

Интервью психотерапевтическое – метод психотерапевтической беседы для оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения.

Исправительная психология – отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их психическое состояние, вызванное пребыванием в местах лишения свободы.

Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность.

Коммуникативная подструктура следственной деятельности – заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий.

Компетенция судебного психолога-эксперта – круг вопросов, которые эксперт-психолог должен и может решать на основе специальных психологических познаний.

Контакт психологический – положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности.

Контроль социальный – социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия для его возвращения в социально-нормативную сферу.

Криминальная психология – раздел юридической психологии, которая изучает закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии (классификации) личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Криминальное поведение – сложное многофакторное явление, которое должно анализироваться не только в структурном и функциональном планах, но и в аспекте генезиса – возникновения у субъектов мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решения.

Лидер – признание группой преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения в определенных ситуациях.

Личностный смысл – избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям.

Личность преступника – совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления.

Локус контроля – склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действий внешним силам или своим личностным особенностям.

Манипулирование – идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов.

Маргинальность – крайности социально значимого поведения (попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм и т. п.).

Методы исследования личности – совокупность приемов и способов исследования психических качеств личности. Личность как субъект социальной деятельности, исследуется методами социометрии и референтометрии, приемами изучения социально-ролевого поведения личности.

Методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов – предназначены для выяснения адекватности последних закономерностям и механизмам функционирования правосознания, психологически обоснованным путям совершенствования правового регулирования в условиях формирующегося правового государства.

Механизм преступления – совокупность системообразующих элементов преступления: предмет посягательства, мотивы, цели и способы совершения преступления, это динамическая структура преступного деяния.

Негативизм – немотивированное поведение субъекта, противоречащее требованиям других субъектов, его отчуждение от интересов других людей.

Патопсихология – область психологической науки, изучающая закономерности протекания и структуры психических процессов при психических и соматических заболеваниях.

Пенитенциарная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания.

Поведение – формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью.

Пограничные состояния – нервно-психические состояния, находящиеся на грани психического здоровья и психопатологии (реактивные состояния, психопатии и т. д.).

Правовая психология – психология отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов.

Правопорядок – форма общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм, состояние общественных отношений, регулируемых правом.

Правота – состояние морального или научного отношения индивида к объективным интересам общества, линия поведения личности, соответствующая потребностям развития социума.

Превентивная психология – направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обусловливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения.

Предметные виды экспертизы в гражданском процессе – экспертиза по делам о признании сделок недействительными, экспертиза по семейным спорам о воспитании или месте проживания ребенка при раздельном проживании родителей, экспертиза по делам о компенсации морального вреда.

Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе – экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, аффекта у обвиняемых, меры способности несовершеннолетних обвиняемых с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, способности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания, беспомощного состояния потерпевших по делу об изнасиловании, психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством, психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка.

Преступная инсценировка – имитация, направляющая следователя по ложному пути необъективных фактов и обстоятельств, специально придуманных преступником для получения негативного исхода следствия.

Психология следственной и оперативно-разыскной деятельности – разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

Психология осмотра места преступления – профессионально грамотное восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представить общую картину события и выявить необходимую базу данных для выдвижения версии.

Самоубийство – острая разновидность девиантного поведения, состоящая в добровольном отказе лица от жизни.

Случайные преступные группы – состоят из двух и более лиц, которые объединились стихийно, без предварительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения и чувства солидарности соисполнителей.

Совесть – способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека.

Соучастие – совместное участие двух и более лиц в совершении преступления.

Социально-воспитательная подструктура следственной деятельности – выражает актуальность роли следствия в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т. д.

Сплоченные организованные преступные группы – объединения преступников на основе умышленного совершения преступных деяний, где присутствует статусная иерархия и жесткая структура, т. к. состав участников может доходить до нескольких десятков человек.

Стыд – одно из основных проявлений нравственного самосознания личности, ее способность к нравственному самоанализу.

Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы.

Судебный эксперт-психолог – сведущее лицо, обладающее специальными познаниями в области психологии, которому следователь (суд) в соответствии с законодательством поручил произвести экспертизу. Экспертами – психологами могут быть сотрудники специализированного экспертного учреждения, а также сотрудники иного учреждения, привлеченные судебно-следственными органами для производства судебно-психологической экспертизы по конкретному делу.

Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом – психологом – в отношении человека или ситуации.

Существенное влияние индивидуально-психологических особенностей обвиняемого, (подсудимого) на поведение – ограничение способности лица под влиянием его индивидуально-психологических особенностей, не связанных с психическим расстройством, во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать значение своих действий и осуществлять произвольную волевую их регуляцию, контроль.

Эмоциональные реакции и состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и деятельность – группа эмоциональных реакций и состояний, характеризующаяся внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью течения, сопровождающаяся частичным сужением сознания, фрагментарностью восприятия, снижением волевого самоконтроля и произвольности действий.

Юридическая психология – является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза.

 

Библиография по курсу:

I. Нормативные правовые акты:

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря.

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание за­конодательства РФ. − 1994. − № 13. – Ст. 1447

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 18. − Ст. 1589

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание зако­нодательства РФ. − 1997. − № 1. − Ст. 1

- Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре Рос­сийской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 47. − Ст. 4472

- Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 33. − Ст. 3349

- Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. − №7. – Ст. 900

- Федеральный закон от 20 апреля 1995 года "О государствен­ной защите судей, должностных лиц правоохранительных и кон­тролирующих органов" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 17. − Ст. 1455

- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174 – ФЗ от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. – 2001. − №52 (ч. І). – Ст. 4921

- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание зако­нодательства РФ. – 2002. − №23. – Ст. 2102

- Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Вер­ховного Совета РФ. − 1992. − № 30. − Ст. 1792

II. Основная литература:

1. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник для вузов / М.И. Еникеев. - 2-е изд., перераб. - М. : Юр. Норма : ИНФРА-М, 2017. ? 640 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/754422
 
2. Основы юридической психологии: Учебник / Еникеев М.И. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 448 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/945542

3. Смирнов В. Н. Юридическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Н. Смирнов - Москва: ЮНИТИ, 2010 - 320 с.

4. Васильев В. Л. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / В. Л. Васильев ; С.-петерб. ун-т МВД России .— 6-е изд., перераб. и доп .— СПб : Питер, 2010 .— 608 с : ил. — (Учебник для вузов) .— Гриф МО .— В пер .— Библиогр.: с. 602-604.

III.Дополнительная литература:

1. Юридическая психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405076

2. Хамидова И. В. Юридическая психология: учебное пособие / И.В. Хамидова. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=350987

3. Еникеев М. И. Основы юридической психологии: учебник / М.И. Еникеев. - Москва: НОРМА, 2009. - 448 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=160629

4. Юридическая психология : учеб. пособие / А.М. Шевченко, С.И. Самыгин ; П.С. Самыгин. - М. : ИЦ РИОР : НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 270 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/594535
5. Юридическая психология : практикум / Т.В. Мальцева. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. - (Высшее образование). - 147 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/767648
6. Козлов В.В. Основы судебно-психиатрической экспертизы [Электронный ресурс] / Козлов В.В. - Москва : ФЛИНТА, 2017. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976501171.html

 

 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

СПС «Консультант-плюс» http://www.consultant.ru

СПС «Гарант» http://www.garant.ru

1. Справочная правовая система "Консультант Плюс" - www.cons-plus.r

2. Справочная правовая система "Гарант" - www.garant.ru

3. Сайт "Государственная Дума Российской Федерации" - www.duma.gov.ru

4. Сайт Верховного Суда Российской Федерации - www.vsrf.ru/index.php

5. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - www.mvd.ru

 

 

Учебно-методическое издание

 



2020-03-19 161 Обсуждений (0)
Методические указания для самостоятельной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания для самостоятельной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)