Методические указания для самостоятельной работы
Большая роль в освоении дисциплины отводится организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа - это форма учебной деятельности студента. Познание, формирование умений и приобретение навыков являются индивидуальными процессами. студента: Методические указания и вопросы к зачету При подготовке к зачету необходимо опираться прежде всего на лекции, а также на источники, которые разбирались на практических занятиях в течение семестра. Также студент должен использовать рекомендуемые нормативные акты, основную и дополнительную литературу. В КФУ действует балльно-рейтинговая система оценки знаний обучающихся. Суммарно по дисциплинe (модулю) можно получить максимум 100 баллов за семестр, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля - в 50 баллов. Для зачёта: 56 баллов и более - "зачтено". 55 баллов и менее - "не зачтено". Зачет нацелен на комплексную проверку освоения дисциплины. Зачет проводится в письменной форме по билетам, в которых содержатся вопросы по всем темам курса. Обучающемуся даётся время на подготовку. Оценивается владение материалом, его системное освоение, способность применять нужные знания, навыки и умения при анализе проблемных ситуаций и решении практических заданий. Вопросы к зачету: 1. Этапы формирования юридической психологии как прикладной отрасли психологической науки. 2. Юридическая психология в системе научных отраслей знания. 3. Предмет и задачи юридической психологии. 4. Система курса ?Юридическая психология?. 5. Система методов юридической психологии 6. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности. 7. Факторы, обуславливающие специфику протекания психических познавательных процессов в правоприменительной и правоохранительной деятельности. 8. Юридически значимые эмоциональные состояния. 9. Уголовно-правовое значение аффекта. Установление аффекта у лиц, совершивших насильственные преступления. 10. Симуляция аффекта и способы ее разоблачения. 11. Страдания. Значение страданий при определении морального вреда. 12. Роль общения в юридической практике. Наиболее распространенные ситуации профессионального общения. 13. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. 14. Профессиональный психологический отбор на службу в правоохранительные органы. 15. Профессиональная деформация личности юриста и роль психолога в ее преодолении. 16. Предмет и задачи криминальной психологии. 17. Система психологических, генетических и социальных факторов детерминации криминального поведения. 18. Психология насильственной и неосторожной преступности. 19. Структурно-психологический анализ преступного действия. 20. Психологические особенности личности преступника. 21. Типологии личности преступника. 22. Типологии убийц. 23. Типологии лиц, совершающих преступления против половой свободы и неприкосновенности личности. 24. Типологии лиц, совершающих ненасильственные преступления против собственности. 25. Основные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника. 26. Психолого-правовая оценка организованной преступной деятельности. 27. Криминальная субкультура. Криминальная стратификация и ее значение в криминальном мире. 28. Типы криминальных формирований. Структура преступной группы. 29. Механизмы сплочения организованной преступной группы и организованного преступного сообщества. 30. Поведение жертвы (потерпевшего) в механизме преступления. 31. Социально-психологическая типология жертв преступления. 32. Психологические аспекты расследования и раскрытия преступлений. 33. Общая психологическая характеристика следственных действий. 34. Психологическое портретирование личности неустановленного преступника. 35. Психология допроса и очной ставки. 36. Психолого-правовая характеристика процесса познания по уголовным делам в судебном заседании. 37. Психологические особенности коммуникативного поведения участников процесса в суде присяжных. 38. Психологические аспекты постановления и оглашения приговора. 39. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе 40.Психологические особенности судопроизводства по гражданским делам. 41. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе. 42. Психологические основы производства следственного эксперимента. 43. Цели и задачи уголовно-следственной и уголовно-исполнительной психологии. 44. Психологическая характеристика лиц, помещенных в следственный изолятор. 45. Изучение личности осужденного. Методы воздействия на осужденного на осужденного в целях ресоциализации. 46. Психологические проблемы ресоциализации отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы. 47. Психологические основы осмотра места происшествия. 48. Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном процессе. 49. Коллектив осужденных, его психологическая характеристика. 50. Психологические основы судебных прений. 51. Психологические основы производства обыска. 52. Психологические основы проверки показаний на месте.
Глоссарий: Авторитаризм – игнорирование объективных оснований межличностных отношений, требование слепого исполнения правил, которые приписаны кем-то свыше. Агрессия – действие, которое наносит травму физического или психического характера окружающим, такое действие связано теснейшим образом с отрицательными реакциями. Акцентуация характера – неустойчивость настроения, конфликтность, повышенная обидчивость, т.е. повышенная уязвимость личности в отношении ряда психотравмирующих ситуаций. Является вариантом нормы. Аморальность – отрицательное отношение к нормам морали и нравственности. Аффект (сильное душевное волнение) – судебно-психологическое понятие, охватывающее ряд юридически значимых эмоциональных реакций и состояний, ограничивающих способность обвиняемого (подсудимого) к полноценному осознанию окружающей действительности и своих действий, к произвольной регуляции своего поведения в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Является квалифицирующим признаком ст. 107, ст. 113 УК РФ. Беспомощное состояние потерпевшей по делу об изнасиловании – психическое или физическое состояние, в котором потерпевшая не может понимать характера и значений совершаемых с ней действий или оказывать сопротивление. Является квалифицирующим признаком ч.1 ст. 131, и ч. 1 ст. 132 УК РФ. Биографический метод – способ исследования психических возможностей и особенностей человека путем проведения анализа его жизненного пути. Внушаемость – готовность быть подвергнутым соответствующему воздействию, обычно связанная с неуверенностью в себе. Воля – самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимого планируемого результата. Вытеснение – разновидность психологической защиты, глубокое торможение следов психотравмирующих воздействий. Девиантное (отклоняющееся) поведение – поведение, которое противоречит принятым в обществе нравственным и правовым нормам, аморальное или преступное поведение. Девиантное поведение – специфический способ передачи, усвоения и закрепления проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Диагноз психологический – выявление индивидуально-психологических особенностей личности, выражающихся в ее поведении. Индивидуальное правосознание – система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, а также установок правоисполнительного поведения. Индивидуально-психологические особенности – собирательное понятие, включающее направленность личности, особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сфер, характера, темперамента, познавательной деятельности, стереотипы поведения и эмоционального реагирования. Интервью психотерапевтическое – метод психотерапевтической беседы для оказания психологической помощи, раскрытия скрытых мотивов поведения. Исправительная психология – отрасль юридической психологии, которая призвана изучать психологические особенности исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления (преступников), их психическое состояние, вызванное пребыванием в местах лишения свободы. Инфантилизм – сохранение у взрослого индивида ряда особенностей детского поведения, его пониженная самокритичность. Коммуникативная подструктура следственной деятельности – заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий. Компетенция судебного психолога-эксперта – круг вопросов, которые эксперт-психолог должен и может решать на основе специальных психологических познаний. Контакт психологический – положительно-эмоциональное взаимодействие субъектов, общение, которое возникает между ними на основе общих интересов и целей их деятельности. Контроль социальный – социальное реагирование на девиантное поведение индивида системой способов воздействия для его возвращения в социально-нормативную сферу. Криминальная психология – раздел юридической психологии, которая изучает закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии, а также разрабатывает психологически обоснованные теории и типологии (классификации) личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью. Криминальное поведение – сложное многофакторное явление, которое должно анализироваться не только в структурном и функциональном планах, но и в аспекте генезиса – возникновения у субъектов мотивации преступного деяния, особенностей выбора средств и принятия решения. Лидер – признание группой преимущественных приоритетов за одним из ее членов с принятием им решения в определенных ситуациях. Личностный смысл – избирательное отношение личности к значимым для нее явлениям. Личность преступника – совокупность психических особенностей индивида, проявляющихся в характере совершенного им преступления. Локус контроля – склонность индивида приписывать ответственность за неудачность своих действий внешним силам или своим личностным особенностям. Манипулирование – идеологическое воздействие для изменения поведения людей, их жизненных позиций помимо их интересов. Маргинальность – крайности социально значимого поведения (попрошайничество, проституция, наркомания, алкоголизм и т. п.). Методы исследования личности – совокупность приемов и способов исследования психических качеств личности. Личность как субъект социальной деятельности, исследуется методами социометрии и референтометрии, приемами изучения социально-ролевого поведения личности. Методы психологической экспертизы правовых законов и нормативных актов – предназначены для выяснения адекватности последних закономерностям и механизмам функционирования правосознания, психологически обоснованным путям совершенствования правового регулирования в условиях формирующегося правового государства. Механизм преступления – совокупность системообразующих элементов преступления: предмет посягательства, мотивы, цели и способы совершения преступления, это динамическая структура преступного деяния. Негативизм – немотивированное поведение субъекта, противоречащее требованиям других субъектов, его отчуждение от интересов других людей. Патопсихология – область психологической науки, изучающая закономерности протекания и структуры психических процессов при психических и соматических заболеваниях. Пенитенциарная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты эффективности различных видов наказания, психология осужденных и их общностей, а также обосновываются меры по ресоциализации и реабилитации лиц, отбывающих наказания. Поведение – формы и способы взаимодействия индивидов и социальных групп с окружающей действительностью. Пограничные состояния – нервно-психические состояния, находящиеся на грани психического здоровья и психопатологии (реактивные состояния, психопатии и т. д.). Правовая психология – психология отражения правозначимых явлений в сознании общества, отдельных социальных групп и индивидов. Правопорядок – форма общественного порядка, основанная на реализации системы правовых норм, состояние общественных отношений, регулируемых правом. Правота – состояние морального или научного отношения индивида к объективным интересам общества, линия поведения личности, соответствующая потребностям развития социума. Превентивная психология – направление юридической психологии, которое изучает природу и механизмы отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические факторы, обусловливающие социопатогенез, а также предлагает научно обоснованные рекомендации по психологическому обеспечению, предупреждению, диагностике и коррекции отклоняющегося поведения. Предметные виды экспертизы в гражданском процессе – экспертиза по делам о признании сделок недействительными, экспертиза по семейным спорам о воспитании или месте проживания ребенка при раздельном проживании родителей, экспертиза по делам о компенсации морального вреда. Предметные виды судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе – экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемых, аффекта у обвиняемых, меры способности несовершеннолетних обвиняемых с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, способности потерпевших и свидетелей правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания, беспомощного состояния потерпевших по делу об изнасиловании, психического состояния лица, покончившего жизнь самоубийством, психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного ребенка. Преступная инсценировка – имитация, направляющая следователя по ложному пути необъективных фактов и обстоятельств, специально придуманных преступником для получения негативного исхода следствия. Психология следственной и оперативно-разыскной деятельности – разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатываются психотехнические средства воздействия на криминальные элементы. Психология осмотра места преступления – профессионально грамотное восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представить общую картину события и выявить необходимую базу данных для выдвижения версии. Самоубийство – острая разновидность девиантного поведения, состоящая в добровольном отказе лица от жизни. Случайные преступные группы – состоят из двух и более лиц, которые объединились стихийно, без предварительного сговора, на основе спонтанно возникшей ситуации, под воздействием эмоций, настроения и чувства солидарности соисполнителей. Совесть – способность индивида к нравственному самоконтролю, самооценке своих поступков, проявление социальной сущности человека. Соучастие – совместное участие двух и более лиц в совершении преступления. Социально-воспитательная подструктура следственной деятельности – выражает актуальность роли следствия в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т. д. Сплоченные организованные преступные группы – объединения преступников на основе умышленного совершения преступных деяний, где присутствует статусная иерархия и жесткая структура, т. к. состав участников может доходить до нескольких десятков человек. Стыд – одно из основных проявлений нравственного самосознания личности, ее способность к нравственному самоанализу. Судебная психология – раздел юридической психологии, где изучаются психологические аспекты судебного разбирательства, проблемы судебно-психологической экспертизы. Судебный эксперт-психолог – сведущее лицо, обладающее специальными познаниями в области психологии, которому следователь (суд) в соответствии с законодательством поручил произвести экспертизу. Экспертами – психологами могут быть сотрудники специализированного экспертного учреждения, а также сотрудники иного учреждения, привлеченные судебно-следственными органами для производства судебно-психологической экспертизы по конкретному делу. Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) – специальное психологическое исследование, проводимое сведущим лицом – психологом – в отношении человека или ситуации. Существенное влияние индивидуально-психологических особенностей обвиняемого, (подсудимого) на поведение – ограничение способности лица под влиянием его индивидуально-психологических особенностей, не связанных с психическим расстройством, во время совершения инкриминируемых ему деяний в полной мере осознавать значение своих действий и осуществлять произвольную волевую их регуляцию, контроль. Эмоциональные реакции и состояния, оказывающие существенное влияние на сознание и деятельность – группа эмоциональных реакций и состояний, характеризующаяся внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью течения, сопровождающаяся частичным сужением сознания, фрагментарностью восприятия, снижением волевого самоконтроля и произвольности действий. Юридическая психология – является отраслью науки психологии, исследующей проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в области отношений, регулируемых правом. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза.
Библиография по курсу: I. Нормативные правовые акты: - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237. – от 25 декабря. - Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1994. − № 13. – Ст. 1447 - Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 18. − Ст. 1589 - Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1997. − № 1. − Ст. 1 - Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 года "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 47. − Ст. 4472 - Федеральный закон от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 33. − Ст. 3349 - Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 года "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. − №7. – Ст. 900 - Федеральный закон от 20 апреля 1995 года "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" // Собрание законодательства РФ. − 1995. − № 17. − Ст. 1455 - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174 – ФЗ от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. – 2001. − №52 (ч. І). – Ст. 4921 - Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. − №23. – Ст. 2102 - Закон РФ от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. − 1992. − № 30. − Ст. 1792 II. Основная литература:
3. Смирнов В. Н. Юридическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Н. Смирнов - Москва: ЮНИТИ, 2010 - 320 с. 4. Васильев В. Л. Юридическая психология [Текст] : учебник для вузов / В. Л. Васильев ; С.-петерб. ун-т МВД России .— 6-е изд., перераб. и доп .— СПб : Питер, 2010 .— 608 с : ил. — (Учебник для вузов) .— Гриф МО .— В пер .— Библиогр.: с. 602-604. III.Дополнительная литература: 1. Юридическая психология: учебник для вузов / М. И. Еникеев. - Москва: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 512 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405076 2. Хамидова И. В. Юридическая психология: учебное пособие / И.В. Хамидова. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 176 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=350987 3. Еникеев М. И. Основы юридической психологии: учебник / М.И. Еникеев. - Москва: НОРМА, 2009. - 448 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=160629
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы: СПС «Консультант-плюс» http://www.consultant.ru СПС «Гарант» http://www.garant.ru 1. Справочная правовая система "Консультант Плюс" - www.cons-plus.r 2. Справочная правовая система "Гарант" - www.garant.ru 3. Сайт "Государственная Дума Российской Федерации" - www.duma.gov.ru 4. Сайт Верховного Суда Российской Федерации - www.vsrf.ru/index.php 5. Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - www.mvd.ru
Учебно-методическое издание
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |