Образовательный процесс ДОУ и его составляющие.
12 На тему: «Особенности проектной деятельности дошкольников» Выполнила: Симовских Т.М.
Содержание Введение ..........................................................................................................3 1.Теоретические основы проблемы организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ.............................................................4 1.1Образовательный процесс ДОУ и его составляющие................................4 1.2 Цели и задачи проектного метода..............................................................8 1.3Особенности проектно-исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях .......................................................................................................10 Заключение Список литературы
Введение. В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий. То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Интерес к проектной деятельности объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами. Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ. Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: - изучить теоретические основы проблемы организации проектно – исследовательской деятельности в ДОУ; -рассмотреть особенности проектно– исследовательской деятельности в ДОУ; - разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ. 1.Теоретические основы проблемы организации проектно- исследовательской деятельности в ДОУ. Образовательный процесс ДОУ и его составляющие. Образование можно охарактеризовать как: - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства; - синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации; - процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности. Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений. Вопросы единства обучения и воспитания стали подниматься с середины 19 века (и нашли освещение в трудах И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др.), до этого долгое время наблюдалось противопоставление двух данных процессов: обучения и воспитания - считалось, что учитель должен учить, а воспитатель - воспитывать. В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов. Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения. В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты. Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств. Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса. Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью. Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты. Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой. Задачами образовательного или педагогического процесса является: - стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся; - организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками; - развитие мышления, творческих способностей и дарований; - выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; - совершенствование учебных умений и навыков. Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка: 1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны. 2. Потребность в познании и информационном обмене. 3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении. 4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения. 5. Потребность общения со сверстниками. 6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др. В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие (Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 130-136.): - принцип непрерывности педагогического процесса - принцип целостного подхода к образованию и воспитанию; - принцип целенаправленности; - принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников; - принцип природосообразности; - принцип культуросообразности; - принцип воспитания в коллективе; - принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе; - принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации). Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы. Содержание образования детей дошкольного возраста отражено в таких нормативных документах как ФГС, основная общеобразовательная программа ДОУ (примерная и программа разработанная ДОУ). Оно призвано не вооружить дошкольника определенными ЗУН, а обеспечить становление совокупности интегративных качеств личности на уровне, соответствующем возможностям и закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность, произвольность и др. Кроме того, к достижениям ребенка, освоившего содержание ДО относятся: способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владение первоначальными представлениями о себе, социуме, государстве (стране), мире и природе, а так же наличие предпосылок учебной деятельности и владение умениями, необходимыми для осуществления разных видов деятельности.
12
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (378)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |