Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные мероприятия по повышению ЭАН



2020-03-19 220 Обсуждений (0)
Государственные мероприятия по повышению ЭАН 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика России по содействию заня­тости населения направлена на:

1) развитие людских ресурсов для труда;

2)обеспечение равных возможностей всем гражданам страны не­зависимо от различных факторов, например, пола, возраста и т.д., в реализации права на добровольный труд и свободный выбор приложения труда;

3)создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека;

4)поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граж­дан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5)обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной за­щите и испытывающих трудности в поиске работы;

6) предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;

7)поощрение работодателей, сохраняющих действующие и созда­ющих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8)сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации и органов местного самоуправления в обеспе­чении занятости населения;

9)координацию деятельности в области занятости населения с де­ятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

10)координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

11)международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Современная политика государства в области занятости населения строится на принципах, изложенных в принятом в 1991 г. Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». По сути он является законом оказания содействия незанятому населению, ищущему работу и зарегистрированному в органах государственной службы занятости. Прежде всего этот закон регламентирует систему мер по социальному обслуживанию лиц, получивших статус безработных, как-то: содействие в трудоустройстве, направление на обучение, досрочное оформление пенсии, материальная поддержка безработных на период поиска работы. Таким образом, государственная политика занятости сводится к мерам по обслуживанию части безработных, причем весьма незначительной.

Такая политика не активна, а пассивна. Между тем ее основное назначение заключается в обеспечении необходимого баланса между интересами государства в экономической области и решением социальных проблем, напрямую зависящих от фактора занятости населения или степени удовлетворения его потребности в работе. Обслуживание безработных — безусловно важная, но в то же время конечная ступенька в реализации политики занятости. Исходная задача лежит в иной плоскости — в профилактике безработицы, осуществление которой возможно лишь на основе упреждающего воздействия на ситуацию в области занятости.

Состояние безработного сегодня для все большего числа граждан, нуждающихся в работе, становится неприемлемой формой существования. Ни государство в лице службы занятости, ни семья не могут материально поддержать безработного в период поиска им работы.

Политика занятости, как подтверждает практика, должна начинаться с осуществления контроля за системой рабочих мест вэкономике страныи регулирования процесса ее развития. В настоящее время государство занимает пассивную позицию по отношению к структурным изменениям в системе рабочих мест, принимает их заданными и реагирует на них согласно действующему закону о занятости весьма своеобразным способом. Оно пытается регулировать возможные массовые высвобождения работников с предприятий путем их приостановки на определенный срок или осуществления их в поэтапном режиме (п. 4 ст. 7 ФЗ № 175 от 17 июля 1999 г.), т.е. противостоит ликвидации неэффективных рабочих мест. Такое отношение является по сути дела «медвежьей услугой» как для работодателей, так и для работников и ведет лишь к временному оттягиванию обострения ситуации на рынке труда. Между тем количество рабочих мест в экономике страны продолжает снижаться, прежде всего в обрабатывающих отраслях, являющихся наиболее трудоемкими и способными удовлетворить потребность в работе значительной части населения.

Контроль за системой рабочих мест мог бы быть установлен посредством введения программирования занятости населения в качестве основополагающей функции соответствующих структур управления на всех территориальных уровнях.

Программирование занятости населения в экономикедолжно осуществляться на этапе выработки сценария социально-экономического развития страны и ее территорий в соответствии с разрабатываемыми социально-экономическими ориентирами и учетом демографического фактора. В рамках программирования занятости необходимо определить прежде всего ожидаемую экономическую активность населения или потребность населения в работе, а также уровень ее удовлетворения или собственно занятость населения в экономике. На этой основе достигается конечная цель программирования — определение параметров ожидаемой в перспективном периоде безработицы.

Показатель ожидаемой экономической активности населения зависит от ряда взаимосвязанных факторов: от состояния экономики, развития демографической ситуации, изменений, происходящих в экономически неактивных видах деятельности населения (обучение, военная служба, домашнее хозяйство). Так, например, переход на эффективное развитие экономики приведет к рационализации структуры занятости населения в экономике и обусловит дальнейшее снижение численности работающих. Одновременно будет обеспечен рост заработков работающих и уровня жизни населения в целом. В этих условиях поменяются ориентиры населения при выборе вида деятельности.

Определяемые на этапе программирования параметры ожидаемой в перспективном периоде безработицы должны подлежать оценке с точки зрения их приемлемости (допустимости). При этом обязательность этой процедуры целесообразно закрепить в законе о занятости, а вердикт оценки приемлемости законодательно возвести в статус основы принятия (непринятия) выбранных приоритетов в структурно-инвестиционной, кредитно-финансовой, налоговой и других составляющих социально-экономической политики государства, через которые регулируется экономика.

Аналогичным образом должна быть определена и предельно допустимая величина средней продолжительности периода безработицы. Дело в том, что при одних и тех же масштабах, например, среднегодовой безработицы средняя продолжительность ее периода может существенно различаться. Он зависит от оборота рабочей силы на рынке труда (потока выхода граждан на рынок труда в поисках работы, среди которых основную часть составляют бывшие работники предприятий и организаций, и оттока граждан с рынка труда, основную часть среди которых составляют трудоустраивающиеся граждане). Другими словами, продолжительность периода безработицы зависит главным образом от изменений в системе рабочих мест (их ликвидации, освобождения и приращения).

Программирование занятости населения в экономике предполагает проведение экспертизы:

• прогноза демографического развития с целью определения ожидаемой численности населения, в том числе трудоспособного;

• предлагаемого сценария социально-экономического развития страны с целью определения: масштабов экономической неактивности трудоспособного населения для расчета возможной потребности в работе (анализу в данном случае подвергаются ожидаемый уровень рождаемости, планируемое развитие системы социальных выплат, ожидаемые изменения в системе очного, общего и профессионального обучения и т.д.); количества и структуры (территориальной и отраслевой) рабочих мест для выявления степени удовлетворения потребности населения в работе (занятости населения в экономике) и параметров складывающейся при этом безработицы.

В случае если ожидаемая безработица признается неприемлемой, предлагаемый сценарий социально-экономического развития страны подлежит обязательной корректировке. Существует два основных способа достижения приемлемых параметров безработицы. Первый связан с воздействием на систему рабочих меств экономике, прежде всего путем ликвидации устаревших неэффективных рабочих мест и приумножения новых, прогрессивных. Второй способ предполагает регулирование экономически неактивных видов деятельностинаселения с целью увеличения их масштабов.

В целях успешной реализации политики занятости следовало бы радикально изменить действующую систему финансирования регулирующих мер в области обеспечения занятости, разделить средства на пособия по безработице и средства на политику, проводимую в сфере занятости. Первые следует формировать на основе страховых принципов, причем за счет не только взносов работодателей, но и самих работников и использовать строго по назначению на материальную поддержку зарегистрированных безработных. Проблему финансирования политики занятости населения следовало бы решать за счет как части взносов работодателей в фонд занятости, так и средств бюджетов всех уровней, законодательно устанавливая расходы на политику занятости в процентах к ВВП.

В совершенствовании нуждается также система материальнойподдержки безработных: она призвана стимулировать лиц данной категории к поиску работы, вызывать у них чувство неудовлетворенности своим положением и побуждать к активному поведению на рынке труда. Однако ныне действующий в России порядок установления и выплаты пособия по безработице этому не способствует. Напротив, он «консервирует» пассивность безработного и таким образом провоцирует сознательное использование периода безработицы для бездействия в течение относительно продолжительного времени.


Глава 2. Методы изучении экономической активности населения РБ

2.1 Система показателей,  характеризующая ЭАН

 

Рынок труда определяется показателями экономического активного населения. Коэффициент (уровень) экономической активности населения определяется, как доля численности экономически активного населения в общей численности населения страны на определенную дату:

                                                                    (1)

Ситуация на рынке труда оценивается через абсолютную численность занятых и безработных, так же и через уровень безработицы и уровень занятости, которые определяются как удельный вес соответствующей категории рабочей силы в численности экономически активного населения на начало (конец) периода. Абсолютные показатели отражают экономический потенциал страны. Что касается относительных показателей, то они характеризуют степень вовлечения в экономику населения в целом и отдельных его возрастных групп. Рассмотрим подробнее каждый из показателей:

Ø Уровень занятости характеризует степень использования трудоспособного населения в сфере общественно полезного труда. Величина данного показателя отражает сложившуюся экономическую ситуацию в стране. Она зависит от развития производительных сил, научно-технического прогресса в обществе, уровня

Количественно занятость характеризуется показателем уровня занятости. Он может рассчитываться тремя способами.

1) Доля занятых в общей численности населения:

                     ,                                                                (2)   

где Sз – численность занятого населения;

Т – общая численность трудовых ресурсов.

2. Доля занятых в экономически активном населении:

,                                                           (3)                     где Sэан – численность экономически активного населения.

Этот коэффициент может быть рассмотрен и более узко – по отношению только к населению трудоспособного возраста (в т.ч. и к трудоспособному населению трудоспособного возраста):

,                                 (4)

где S ТНТВ = Численность населения трудоспособного возраста – Численность нетрудоспособного населения в трудоспособном возрасте. 

Ø Уровень безработицы можно определить двумя способами:

1. по методологии МОТ определяется отношением общей численности безработных к численности экономически активного населения:

КБ =                                                     (5)

2. Коэффициент официально зарегистрированной безработицы (по данным государственной службы занятости) - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения

КБ =                                      (6)

 

Уровень безработицы как отношение числа трудовых ресурсов, получивших статус безработных, к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте:

,                                                                   (7)

Уровень безработицы как отношение числа безработных, к среднегодовой численности занятых в экономике:

,                                                            (8)

Уровень безработицы как отношение числа безработных, к численности трудовых ресурсов:

,                                                         (9)                             

  Рассмотренные выше показатели рынка труда, экономические, социальные и демографические показатели, которые целесообразно учитывать при разработке направления политики занятости, позволяют привлечь внимание специалистов служб занятости лишь к отдельным ключевым для тех или иных регионов направлений этой политики.

Следующий не менее важный показатель безработицы – продолжительность безработицы, т.е. время пребывания в качестве безработного.

Следующий не менее важный показатель безработицы – продолжительность безработицы, т.е. время пребывания в качестве безработного.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных их категорий или безработных отдельных территорий и т.п. Когда длительность периода поиска работы превышает календарный год, безработица считается опасной, «застойной».

Рассчитав все описанные выше статистические показатели экономически-активного населения, увидим современное состояние и тенденции на рынке труда.

 



2020-03-19 220 Обсуждений (0)
Государственные мероприятия по повышению ЭАН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные мероприятия по повышению ЭАН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)