Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы, используемые для анализа показателей ЭАН



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Методы, используемые для анализа показателей ЭАН 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При изучении показателей экономически-активного населения во времени перед исследователем встает проблема описания интенсивности изменения и расчета средних показателей динамики.

Ряд динамики – это последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Всякий ряд динамики включает два обязательных элемента: во-первых, время и, во-вторых, конкретное значение показателя, или уровень ряда.

Наиболее простым показателем анализа динамики является абсолютный прирост (Dу), характеризующий абсолютный размер увеличения (или уменьшения) уровня явления за определенный промежуток времени:

,                                                                                       (10)

где: Dу - абсолютный прирост;

уi - текущий уровень ряда;

уi - 1 - предшествующий уровень;

i - номер уровня.

Если сравнение ведётся для каждого последующего уровня с каждым предыдущим, то получаем цепные абсолютные приросты; если сравнение ведем каждого последующего уровня с одним уровнем, то получаем абсолютные базисные приросты:

,                                                                                 (11)

где: у0 - базисный уровень.

Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость роста. Относительная скорость изменения уровня явления, то есть интенсивность роста, выражается коэффициентами роста и прироста, а также темпами роста и прироста.

Коэффициент роста - это отношение двух уровней ряда динамики и показывает, во сколько раз сравниваемый уровень больше базисного. Коэффициент роста может быть исчислен с переменной и постоянной базой сравнения.

Если база меняется, то исчисляются цепные коэффициенты роста по формуле:

                                                                               (12)

где: Кр - коэффициент роста.

Если коэффициент роста выразить в процентах, то получается темп роста. Если база постоянная, то исчисляются базисные коэффициенты роста:

                                                                                   (13)

Наряду с коэффициентами роста исчисляются и коэффициенты прироста. Они показывают относительное увеличение (уменьшение) прироста. Коэффициенты прироста рассчитываются делением абсолютного прироста на базисный абсолютный уровень или цепной.

 (по цепной системе),                                         (14)                                                                         

 (по базисной системе)                                       (15)  

Одно из требований, предъявляемых к использованию абсолютных и относительных величин, заключается в том, что их необходимо брать вне отрыва друг от друга. Поэтому большое значение имеет расчет показателя абсолютного значения одного процента прироста. Этот показатель рассчитывается по данным величин цепной системы:

Абсолютное значение 1% прироста =                   (16)

За 100% принимается базисный уровень.1% будет равен 0,01 базисного уровня. Если коэффициенты роста выражаются в процентах, то их называют темпами роста:

                                                                             (17)

Темп роста показывает, на сколько процентов уровень данного периода больше (меньше) базисного уровня.

Средний абсолютный прирост определяется:

 (по цепной системе)                                         (18)

 (по базисной системе)                                       (19)

где:  - средний абсолютный прирост;

уn - последний уровень временного ряда;

у0 - базисный (начальный) уровень ряда.

Средний коэффициенты роста, а, следовательно, и прироста, можно определить по формуле:

                                                                                    (20)          

Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах:

 

Итак, для характеристики интенсивности во времени показателей ЭАН будут рассчитаны: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста.

Следующим методом, с помощью которого были проанализированы проблемы трудоустройства молодежи г.Улан-Удэ, является метод анкетирования.

Анкетный опрос - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Проводимый опрос должен отвечать следующим требованиям:

Ø длительность не должна превышать 30-40 мин, поскольку усталость респондента не позволит получить полноценных ответов;

Ø интерес к предмету опроса должен не снижаться, а постепенно нарастать. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

Ø первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим, а лучше всего -- нейтральным;

Ø трудные вопросы целесообразно располагать в середине анкеты, чтобы «подвести» респондента к теме;

Ø вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

По форме вопросы делятся на три основные группы: 1)открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.

Вопрос открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению Вашего интереса к работе?»

Вопрос закрытого типа: «Что Вам нравится в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных ниже вариантов, которые совпадают с Вашим мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызывает физического переутомления; 4) хороший заработок».

Вопрос полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и т. д.). Укажите, какие именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.

Вторая группа вопросов. Прямой вопрос - это вопрос как бы «в лоб», например: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или Вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применяются лишь для получения информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным, например: «Если бы случилось так, что Вам снова пришлось выбирать профессию, то избрали бы Вы свою нынешнюю профессию?».

Третья группа вопросов - личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.

Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляются несколькими способами. Один из них - контрольные вопросы.

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот вопрос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме. Например, рабочему предлагается вопрос: «Отметьте на шкале то суждение, которое соответствует Вашему мнению: 1) работой вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать».

Для того чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?» (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое прежнее место работы?» (да, нет, не знаю).

Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии как от основного, так и друг от друга.

Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объем выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее.

Одно из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Данный метод помог нам  за короткий промежуток времени опросить несколько десятков людей, а так же изучить те аспекты, которые являются определяющими в вопросах трудоустройства у той категории молодежи, которая уже работает и имеет опыт поиска работы.

 



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Методы, используемые для анализа показателей ЭАН 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы, используемые для анализа показателей ЭАН

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)