Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социологическое воображение.



2020-03-19 400 Обсуждений (0)
Социологическое воображение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение.

 

Социальные науки в нашей стране, в том числе и социология, находятся в кризисном состоянии. Это определено тем, что вместе с рухнувшей общественной системой оказалось в основном не у дел то научно-идеологическое социогуманитарное знание, которое ее обслуживало. В этих условиях идет пересмотр концептуальных оснований социальных наук, освоение мирового теоретического опыта, его парадигм. Утвердилось понимание того, что социальные науки носят глобальный характер.

Понятно, что этот процесс сложный и в одночасье не решаемый. Это подтверждает то, что любая ревизия "веры", теорий, программ – явление чрезвычайно болезненное, но без этого нет и развития.

Можно утверждать, что в социологии изменения и инновационные идеи проявляются наиболее сложно и противоречиво. Это связано, кроме всего сказанного, с тем, что российская социология имеет очень трудную историю. В конце XIX и в начале XX веков, когда происходило бурное развитие и институционализация мировой социологии, в России она была фактически запрещена. Основная часть русских социологов вынуждена была создавать свои работы за рубежом; другая же — занималась социологией в рамках иных наук (права, истории, политической экономии, философии). Поэтому многие проблемы социологии уходили в структуры упомянутых наук, что мешало определению ее предмета и проблематики. По утверждению Т. Парсонса, российские "социологи изучали то, что не успели охватить представители этих наук". Это не способствовало предметной институционализации российской социологии, распространению

широкого социального взгляда, формированию элементов социологического

мышления. М. Ковалевский в начале XX в. писал: "...социология, обнимающая все области социального знания, синтезирующая их основные

выводы, раскрывающая перед нами причины прогресса и упадка отдельных

наций, указывающая на условия примирения порядка с поступательным ходом истории, продолжает оставаться изгнанной из высших школ...".

Социологическое воображение.

 

Обучение социологов преследует четыре цели:

а) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность;

б) привить определенный взгляд на предмет, перспективу подхода к социальной реальности;

в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований;

г) использовать информацию об основных фактах и сведениях о современной общественной жизни.

Объединим пункты (а) и (б) - язык и перспективу - одним названием "социологическое воображение", заимствованным из классической работы Чарльза Райта Миллса. По определению Миллса, "социологическое воображение помогает нам понять историю и биографию, а также связь между ними внутри общества". Проанализируем значение данного определения и распространим понятие социологического воображения за рамки, в которых его использовал Миллс. Под социологическим воображением я понимаю умение или способность рассматривать общество под определенным углом зрения.  Это умение включает пять компонентов:

а) рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов либо групп и идентифицировать этих агентов;

б) понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов (Мирра Комаровски писала: "Чтобы распознавать невидимую социальную структуру, от студентов требуется терпеливое формирование социологического взгляда на общество" );

в) изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее;

г) воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления;

д) признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни (Эверетт Хьюз определяет одну из главных задач социологического образования следующим образом: "Освобождение [познания] посредством расширения границ человеческого мира, проникновения во внутренний мир других людей и сравнения с миром других людей и других культур - не единственный аспект социологического воображения: Однако все это составляет его значительную часть, поскольку является частью человеческой жизни".

Иными словами, социологическое воображение - это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества.

Ч. Райт Миллс приводит следующий пример: "Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются: Суть дела заключается в следующем: социология - это, прежде всего, способ выхода за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной". Преподавание социологии не сводится к "книжной социологии", оно должно ориентировать на "социологию в жизни", что позволит давать более глубокие интерпретации и лучше понимать то, что нас окружает. По словам классика социологии Роберта Парка, "при отсутствии стремления интегрировать знания, полученные в аудитории, с опытом и проблемами действительной жизни процесс обучения становится простым педантизмом. Этот педантизм проявляется в отсутствии ясных суждений и практического понимания вещей, которое мы называем здравым смыслом". Мирра Комаровски также подчеркивает, что "не существует большей опасности в образовании, чем та, когда студенты изучают социологические категории на чисто формальном, словесном уровне, не наполняя их всей полнотой жизненного содержания; когда эти слова остаются стерильной частью мышления, относительно не связанной с потоком жизни, который пытаются объяснить при помощи этих слов".

На мой взгляд, развитие социологического воображения и навыка его применения в социальной жизни является абсолютно необходимым в образовании социологов, как тех, кто планирует заниматься академической наукой, так и тех, кто выбирает профессии, ориентированные на практику.

Развитие социологического воображения почти то же самое, что овладение социологической теорией. Речь идет не о запоминании имен и школ, определений и аргументов. Суть дела заключается в применении теории, то есть соотнесении ее с конкретным опытом, рассмотрением текущих проблем современного общества, его дилемм и возможностей, а также с осмыслением наших личных судеб и жизненных возможностей в контексте теории. Социологическое воображение должно вооружить нас своеобразной картой, ориентацией в хаосе событий, изменений, трансформаций. Оно должно дать нам более глубокое понимание мира, более ясный взгляд на вещи, следовательно, дать нам более широкие возможности сознательно и рационально строить свою жизнь и заниматься общественными делами.



2020-03-19 400 Обсуждений (0)
Социологическое воображение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социологическое воображение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (400)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)